ОБЕЩАННОГО ТРИ СРОКА ЖДУТ?

На модерации Отложенный

Обещанного три срока ждут?

 

Чингиз Гасанов,
журналист,
Баку

«Критики Ильхама Алиева – это собаки,
которых надо было расстрелять, а дома сжечь»
(Сиявуш Новрузов,
заместитель председателя правящей партии «Ени Азербайджан»,
из интервью агентству «Ses», 24.03.13)

В октябре этого года Азербайджанскую Республику ждут президентские выборы. В мировой практике в предвыборной гонке претендующими на президентское кресло принято давать обещания электорату.

В случае с Азербайджаном даже не стоит вопрос о том, кто является этим самым «претендующим» на высший государственный пост. Разумеется, это будет нынешний глава страны Ильхам Алиев. Но давайте посмотрим на то, что из обещанного им перед первым и вторым сроком было реально выполнено…

x_d227587d
Успели «короновать»

В большую политику Алиев-младший пришел в 1993 году, когда ставший президентом Гейдар Алиев назначил его вице-президентом Госнефтекомпании Азербайджанской Республики (ГНКАР). А перед самой смертью – и на пост премьер-министра (так стартовала на многие годы клановая династия), что само собой дало Ильхаму Гейдаровичу возможность после смерти отца стать и.о. президента, а уже в октябре 2003 года – официально возглавить страну.

Азербайджанский народ, устав от бедности, безработицы и непрекращающегося военного противостояния с соседней Арменией, возлагал на нового президента огромные надежды. Ильхам отлично это понимал и позиционировал себя как либерал-реформатор.
3538363000449
В своих выступлениях новый глава государства обещал провести кардинальные реформы в социально-экономической политике и – что принципиально важно! – вернуть Азербайджану занятые Арменией Нагорный Карабах и 7 прилегающих к нему районов. Однако, по единодушному мнению экспертов-политологов (да и большинства самих рядовых азербайджанцев, коим были адресованы все эти обещания), дальше слов дело не пошло.

Авторитарный режим, выросший из демократии.

Как пишет бакинский аналитик Зафар Гулиев, за два президентских срока Ильхама Алиева «и без того псевдодемократический режим в Азербайджане трансформировался в режим авторитарно-полицейский» с исполнительной властью, полностью подмявшей судебную, с мобилизационной и теневой экономикой, «тяготеющий к примитивному культу личности и тоталитарной советской власти».

Возможно, подобная характеристика и слишком жестока, но спорить с тем, что на сегодняшний день в Азербайджанской Республике имеет место быть безраздельное всевластие клана Алиевых, нет смысла.
5635
А диктатура не оставляет места интересам личности, в силу чего Алиев-младший не оправдал ожидания азербайджанского электората (вопреки своим многочисленным клятвенным обещаниям) и на этом направлении.

Вообще неисполнение обещаний можно смело назвать отличительной чертой Ильхама Гейдаровича. Например, то, что в Азербайджане к 2011 году не останется бедных, Алиев обещал еще при приходе к власти «по первому сроку».

В 2011 году в Интернет-сообществе даже появилась шутка: президент не обманул, в стране не осталось бедных, все они уехали в Россию. А спустя год на открытии 19-й Международной выставки-конференции «Нефть, газ, нефтепереработка и нефтехимия Каспия — 2012″ президент АР вновь поклялся, что «в течение нескольких ближайших лет бедность в республике будет окончательно побеждена».

 

Кстати, по данным самого азербайджанского Госкомстата, в настоящее время почти половина граждан Азербайджанской Республики проживает за пределами страны. Причина – вынужденная трудовая миграция, порождённая невозможностью прокормить себя и свои семьи дома… Только из России азербайджанские мигранты ежегодно отправляют на родину около 2,5 млрд. долларов, что составляет 10% ВВП страны.

По мнению политологов, за десятилетие своего президентства Ильхам Алиев не смог найти подходящую для развития республики экономическую модель. Недовольство народа никуда не делось. Более того, предпринятые национальным лидером «косметические меры» вызвали в обществе реакцию, которую можно сформулировать следующим образом: «Требуем капитального ремонта!». Именно этим обусловлены произошедшие в начале текущего года бурные протесты населения некоторых районов Азербайджана.

Главной же претензией к Ильхаму Алиеву по-прежнему остается нерешенный карабахский вопрос. Как и в случае с внутренней экономикой, президент практически каждый год в течение последнего десятилетия обещает разрешить конфликт. Но угроза нового обострения остается висеть в воздухе. Годы идут, а решения вопроса так и не нашлось. Хотя военный бюджет превысил все мыслимые мерки. За счёт, разумеется, программ социального развития. А, как известно, ружье, висящее на стене, рано или поздно должно выстрелить…

Так, бывший замминистра обороны Азербайджана Иса Садыгов, проживающий в эмиграции в Норвегии, подверг резкой критике слова Ильхама Алиева о «скорой победе» в борьбе за Нагорный Карабах.
3BF2CE06-B017-4190-A2E9-A8AA25A8535D_mw1024_s
«Помните, Гейдар Алиев тоже давал такие обещания. Сейчас аналогичные обещания дает его сын. Это лживые и пустые обещания. Поверьте, они поставили себя в столь комичное положение, что над ними уже посмеиваемся не только мы, но и наш враг… Может, он готовится к своей победе после выборов, как в 2003-2005 годах? Его победы не имеют никакого отношения к Карабаху».

Официальные азербайджанские власти регулярно заявляют через подконтрольные СМИ, что курс, взятый Ильхамом Алиевым, «единственно верный». Как заявил заместитель премьер-министра, председатель Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов, «Азербайджан с приходом нового президента добился за последние годы хороших результатов». Что именно подразумевал г-н Гасанов под этими самыми результатами? Как позже выяснилось – проведение в Баку «Евровидения»…

Что ж, для внешнеполитического престижа республики это действительно неплохо. Да вот только какое отношение данные мероприятия имеют к благосостоянию граждан и решению проблемы Карабаха?

«Выборочный» октябрь придет уже совсем скоро. О кардинальной смене власти говорить не приходится. А вот перемен в курсе действующей власти (приуроченной хотя бы к предвыборной кампании) в вопросах социальной политики и карабахского вопроса азербайджанский народ по-прежнему ждет.