Почему арабский мир ополчился на Сирию

На модерации Отложенный

 

Почему арабский мир ополчился на Сирию

Десять лет спустя после вторжения союзников в Ирак Лига Арабских Государств даже не потрудилась провести экстренное совещание по поводу возможной американской атаки против Сирии. Когда американские авианосцы рассекали воды Персидского залива, арабский мир был един: вторжение в независимое арабское государство считалось недопустимым, и звучало как пощечина для всех арабов.

"Мир никогда не станет прежним", - предостерегал генеральный секретарь ЛАГ Амр Муса. В Каире, Дамаске, Аммане и Алжире проходили гневные демонстрации протеста против очередной войны в Ираке. Не из-за большой любви к Саддаму Хуссейну, не дай Бог. Скорее, за этим гневным порывом скрывались оскорбленная гордость и попранное достоинство.

Десять лет спустя те, кто сегодня задает тон в ЛАГ, - Саудовская Аравия и Катар - делают все возможное, чтобы вовлечь Запад в сирийский конфликт. Поэтому созыв глав государств и министров иностранных дел нецелесообразен: воинственная антизападная риторика в этом случае не подходит. Эти страны убедились в том, что самостоятельно избавиться от "мясника Башара" - так его частенько называют в катарских и саудовских СМИ - не получится. А для достижения цели все способы годятся, включая американскую войну с суверенным арабским государством.

Учитывая, что Египет, традиционный лидер арабского мира, сегодня практически нейтрализован своим собственным внутренним конфликтом, а Ирак прекратил быть серьезной политической силой еще в конце 80-х годов, противиться политике стран Персидского залива стало некому. Да и с антизападными демонстрациями в арабских столицах стало хуже. Страны, которых "накрыло" арабской весной, заняты своими проблемами, а в остальных за ситуацией пристально следят силовые структуры.

На все эти факторы наслаивается исконная неприязнь мусульман-суннитов к вероотступникам алавитам.

Катарско-саудовские СМИ внесли свою лепту, создав образ Асада-кровопийцы и вампира, который воюет с мучениками за истинную веру , с родными рыцарями джихада. И эти рыцари, оказывается, срочно нуждаются во вмешательстве своих западных "друзей", которых они временно обещают не взрывать и не называть "неверными собаками".

Если смотреть и слушать исключительно эти СМИ, создается впечатление, что общество в арабских странах едино в своей поддержке американской кампании в Сирии. На самом деле, эта картина весьма далека от истины. Спонтанные акции протеста в поддержку Асада, интервью, в которых люди высказывают мнение отличное от официальной линии, растущее недоверие к саудовско-катарским СМИ, - все это свидетельствует о том, что далеко не все арабы спят и видят американскую военную операцию или вторжение в Сирию.

Потому что следующей такой страной может стать Египет, который вызывает большое недовольство в Вашингтоне, или любая другая "непослушная" страна, которая станет площадкой для чужих интересов. И, наконец, последний неутешительный вывод, к которому приходят на Ближнем Востоке, - человеческая жизнь ничего не стоила до начала арабской весны, и тем более ничего не будет стоить после.

В Сирии погибло 100000 человек, и никто и пальцем не шевельнул, чтобы положить конец этому конфликту. В Египте на свободу выходит президент, который расстрелял 1000 демонстрантов на центральной площади Каира, и приходит к власти другой, который убил еще больше людей на другой такой же площади. Опыт Ирака свидетельствует о том, что после американского вторжения ситуация становится еще хуже. А "арабский замок грез", о котором писал замечательный публицист Фуад аль-Аджами, трещит и рассыпается на глазах. Рушатся дряхлые режимы и жестокие диктатуры, рассыпаются в прах надежды на то, что на смену этим режимам придут лучшие. Передел Ближнего Востока, который начался в конце 19 века, продолжается. И, как известно, "когда паны ссорятся, у холопов чубы трещат".

9tv.co.il