На фоне складывающейся тревожной ситуации в среде образования и здравоохранения в России: бурных слияний и упразднений ведущих вузов, неоправданных образовательных реформ и реформ в области медицины - на сегодняшний день проблема Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга просто шокирует. Судьба одного из старейших высших учебных заведений города, заметим - единственной в мире военной учебно-лечебной базы и известной во всем мире, готовящей высококлассных специалистов в области медицины, равных которым мало, решается без оглядки на историческое прошлое, научные достижения, нужды больных, всегда обращавшихся сюда за помощью в самых сложных случаях со всей России, и общественное мнение. Это заставило объединиться сегодня градозащитников и научную элиту, горожан, причем, не только петербуржцев, военных врачей и всех, кому небезразлично наше будущее и настоящее.
Как оказалось, еще в мае 2010 года президент Д.А. Медведев подписал распоряжение «О строительстве в Санкт-Петербурге многофункционального медицинского центра ФГУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны РФ». Но тогда это событие прошло незамеченным, поскольку не получило широкой огласки. Фактически, никто и не знал о распоряжении главы государства. Не было озвучено и то, что ОАО «Главное управление обустройства войск» заключило соглашение со строительной компанией «ЛСР Строй» о строительстве лечебного центра в поселке Горская под Сестрорецком на территории бывшего аэродрома.
Об этом сама компания сообщила лишь 23 января 2012 года. И практически сразу же петербуржцы отреагировали созданием общественной организации «Сохранение наследия Военно-медицинской академии», в которую сначала вошли лишь несколько выпускников ВМА, а немногим позже присоединились градозащитники, корреспонденты, а также петербургская общественность, не имеющая отношения ни к ВМА, ни к Министерству обороны. В защиту ВМА выступили парламентарии петербургского Законодательного собрания, депутаты Государственной думы и члены Российской Академия наук.
С целью выяснить, что же власти планируют делать с Академией, депутат Оксана Дмитриева направила запрос министру обороны Анатолию Сердюкову. Ответ был краток и сух: «Во исполнение распоряжения Президента РФ от 20 мая 2010 года... запланировано строительство многофункционального медицинского центра Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова». После реализации данного проекта... учебные и клинические базы, находящиеся на территории Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), планируется перебазировать в медицинский центр».
То есть, оказалось, что в Горской не просто будут возведены дополнительные лечебные и учебные корпуса, а в поселок из центра города, со своего исторического места будут переведены существующие клиники и кафедры, что вызвало справедливые опасения участников движения в защиту ВМА, потому как перевод Академии за пределы Санкт-Петербурга фактически означает ее разрушение.
5 июля 2012 г. в Государственной думе состоялось заседание Комитета по обороне, на котором обсуждался вопрос о переносе ВМА в Горскую. В обсуждении приняли участие не только депутаты Государственной думы - члены Комитета - выступить в защиту Академии приехали генералы, академики, ветераны, ведущие профессора ВМА, руководство военно-медицинского управления Комитета по обороне. В итоге в результате бурных и продуктивных обсуждений было принято единственно верное и возможное решение - обратиться к Верховному Главнокомандующему, Владимиру Путину, с просьбой поддержать обращение представителей ВМА и не переносить Академию из центра города в Курортный район. Данное обращение также поддержали члены Комитетов по науке, образованию и здравоохранению.
«Перенос Военно-медицинской академии из исторических корпусов в Горскую - это не просто перепрофилирование старейшей в городе больницы. Это разрушение историко-культурного комплекса Петербурга - утрата той преемственности и тех традиций, с которыми неразрывно связаны как история города, так и развитие отечественной медицины. Место учебы военных врачей - Академия с уникальным полутора вековым опытом лечения разных больных - не должна превращаться в обычную загородную больницу», - вывод очевиден.
Поводов для беспокойства на самом деле несколько.
Дело в том, что ВМА - это образование, лечение и наука. Основная задача Академии - подготовка военного врача. Учебный процесс первичен и является основным и неразрывно связан с научной деятельностью - это то главное, на что не обращают внимания чиновники, разделяя учебный и лечебный процессы.
Согласно так называемой Концепции развития Военно-медицинской академии, подписанной А.Б. Белевитиным 15 июля 2010 года и утвержденной А.Э. Сердюковым тем же днем, ВМА не только будет переведена в Горскую, но и реорганизована в соответствии с «последними современными тенденциями в медицине и образовании».
В Концепции множество красивых теоретических разработок, внимание акцентировано на необходимости внедрения инноваций и расширения и модернизации Академии. Конкретных цифр и конкретного понимания процесса, который планируется организовать, в этой Концепции нет. Как отмечают выпускники Академии и члены общественной организации «Сохранение наследия Военно-медицинской академии», при внимательном изучении документа становится понятно, что от самой ВМА там ничего не остается.
В новом медицинском центре кафедры и клиники объединятся в некие непонятные общие кластеры, в которые будет входить целый ряд дисциплин. Например, вместо традиционного разделения на абдоминальную и торакальную хирургию, планируется создание общего кластера «Хирургия», в котором не будет деления на специализации. Грубо говоря, создаются иррациональные варианты, когда нейрохирургу во время операции будет ассистировать операционная сестра ЛОР или, к примеру, саму нейрохирургическую операцию вынужден будет проводить абдоминальный хирург.
Кроме того, в концепции многофункционального медицинского центра полностью отсутствуют теоретические кафедры. Нет ни анатомии, ни биохимии, ни физики. Не будет в новой Академии и военных специальностей, таких как: токсикология, военно-полевая терапия и т.д. Исходя из этих предложений, становится понятно, что такая образовательная концепция абсолютно несостоятельна.
Как отмечают участники движения в защиту ВМА, в Концепции много инноваций и на самом деле очень много лукавства, потому что в таком виде Академия не сможет быть даже аккредитована, так как не будет соответствовать Госстандартам образования. То есть фактически, как учебное заведение она перестанет существовать.
Речь идет о прекращении подготовки военных врачей, ни больше ни меньше. Та структура образования военного врача, которая вырабатывалась и шлифовалась поколениями, будет разрушена в одночасье.
Как заметил в интервью в программе «Эхо Петербурга» Олег Старостин - кандидат мед.наук, член организации «Сохранение наследия ВМА», - такое впечатление, что высшее руководство страны введено в заблуждение относительно того, что происходит. Потому что происходящее иначе как угрозой национальной безопасности назвать нельзя.
ВМА - это та система подготовки военных врачей, которая складывалась веками и опытом которой в настоящее время пользуются в США, Германии, Китае и других странах. Зарубежные военные врачи, в частности на Конгрессе военной медицины в 2005 году, дали высочайшую оценку уровню подготовки кадров и научно-практических достижений Академии.
Чиновники акцентируют внимание на том, что в центре Петербурга остаются архивы Академии, научно-исследовательские библиотеки, музеи и представительская часть, где будут проводиться семинары, симпозиумы, конференции и другие мероприятия. Но учебный и лечебный процессы будут крайне осложнены, если не невозможны, без архивов, которые должны быть на кафедрах, чтобы ими пользоваться, и музеев, где происходит обучение будущих специалистов. В свою очередь, все перечисленное - это всего два здания из 125зданий ВМА, расположенных в центральных районах Петербурга на территории в 54 га. Какова судьба остальных корпусов и территорий Академии остается непонятным до сих пор. Между тем 25 капитальных зданий Академии имеют по решению ЮНЕСКО статус памятников архитектуры и являются частью объекта Всемирного наследия.
Сами преподаватели Академии уверены, что будет утеряна часть традиций и преемственность, которые особенно важны.
Вся предыстория ВМА уходит еще в начало XVIII века, когда в ходе строительства Санкт-Петербурга Петр I принял участие в закладке в 1715 г.
на Выборгской стороне Адмиралтейского госпиталя. Позже в 1717 г. рядом с ним был заложен и Сухопутный госпиталь. С 1773 г. при них были открыты учебные хирургические школы, которые в1786 г. объединили в Главное врачебное училище, готовившее лекарей для армии и флота России.
В 1798 году императором Павлом I был подписан указ «Об...устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров». Главный директор Медицинской коллегии барон А.И. Васильев представил императору специальный доклад, в котором убедительно обосновал необходимость создания Медико-хирургического училища, как центра подготовки квалифицированных медицинских кадров. Вскоре училище было переименованного в Медико-хирургическую академию, а в1808 г. Александр I дал ей право именоваться Императорской. Академия стала первым и главным в России научным, учебным и лечебным центром, где издавались первые русские оригинальные медицинские учебники и где стали готовить профессоров для медицинских факультетов российских университетов. Академия стала первым в России и ряде стран мира инициатором становления высшего женского образования в целом и женского медицинского образования в частности.
Нет ни одного выдающегося ученого-медика, который не работал бы в свое время в Академии: И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский, В.М. Бехтерев, А.П. Бородин, Р.Р. Вреден, Г.И. Турнер...
«Академия пережила шесть царей, три революции и несчетное количество войн и локальных конфликтов. Но никогда, даже в самые трудные времена не покидала города. Когда курсанты сидят в аудитории, в которой читал лекции Пирогов, когда они занимаются по соседству с рабочим кабинетом Павлова, когда они ходят по тем же самым парковым дорожкам, по которым ходили Боткин и Виллие, они пропитываются духом сопричастности, а он в нашей профессии значит не меньше знаний и опыта», - убеждены сотрудники Академии.
Научный потенциал ВМА на сегодняшний день - 294 профессора, 468 доцентов, 464 доктора и 1244 кандидата наук, 5 академиков и 8 член-корреспондентов РАМН, 66 академиков и 47 член-корреспондентов отечественных и зарубежных общественных академий и научных обществ, 15 лауреатов Государственной премии, 12 лауреатов премии правительства Российской Федерации, 52 заслуженных работника высшей школы, 25 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 94 заслуженных врача Российской Федерации. Сможет ли поддержать большинство из них новые реалии на разрушенных традициях?
Комплекс зданий, которыми располагает ВМА, находятся далеко не в аварийном состоянии: в середине 2000-х гг. была произведена замена всех крыш, коммуникаций, потрачены немалые средства на установку современного медицинского оборудования. И это при том, что по нормативам на текущий ремонт зданий Академии требуется 70 млн рублей ежегодно. Хотя даже в лучшее время - напомним, что в 2005 году в ВМА проходил Всемирный Конгресс военной медицины - на текущий ремонт из военного бюджета выделяли не больше 17 млн рублей, с остальными затратами ВМА справлялась своими силами. Тем не менее, сегодняшнее положение Академии можно назвать катастрофическим - большинство статей расходов (военная подготовка, боевая подготовка) вообще не финансируется много лет. Зарплаты врачей в Академии в 1,5-2 раза ниже, чем среднегородские зарплаты, и сотрудники зачастую держатся только потому, что работать в ВМА - престижно. Уровень финансирования не позволяет иметь в клиниках даже гардеробщиков при наличии пустующих площадей.
А по предварительным оценкам, стоимость возведения медицинского мини-города может составить 15-20 млрд рублей военного бюджета.
Следует заметить, что на почти трех тысячах коек в ВМА сегодня лечат не только военных пенсионеров и раненых военнослужащих. Академия всегда работала в системе ОМС. Самых тяжелых больных «Скорая помощь» доставляла именно сюда. Сокращение мощности клиники почти вдвое (вместо сегодняшних 2,8 тысячи койко-мест в новом медицинском центре останется 1,6 тысячи) и удаленность от города приведут к тому, что никакой службе скорой помощи не придет в голову везти больного в угрожающем жизни состоянии мимо десятка больниц по пробкам трассы «Скандинавия». И, конечно, обычный петербуржец не поедет за консультацией на электричке за 30 км от города. Жители юга Петербурга и его окрестностей окажутся в еще более невыгодном положении.
Сам комплекс в Горской образно и негласно уже успели окрестить «Концлагерем» (в основе своей он представляет проект Бундесвера 1970-х годов). Интересно, что на счету ООО «ЛСР Строй», непосредственно и вне конкурса получившего возможность возведения МФЦ (многофункционального медицинского центра), только жилье для военных, небольшие санатории и порт. То есть компания не имеет опыта проектирования и возведения медицинских объектов, подобных планируемому центру. Между тем, в районе Горской все нужно создавать с нуля. Фактически, за два года - а окончательный переезд ВМА планирует завершить к 2014 году - нужно выстроить небольшой город, с клиническими и учебными корпусами, общежитиями, инфраструктурой, всеми коммуникациями. Насколько качественно с этим справится строительная компания, предугадать невозможно.
Уверения в том, что комплекс многофункционального медицинского центра будет расположен на 275 га (и на его территории будут находиться объекты клинической базы, лечебно-диагностические центры, научно-исследовательский комплекс и учебные здания, конференц-залы, прогулочные зоны, освещенные лыжные трассы, торгово-развлекательный центр, вертолетные площадки, жилой комплекс для студентов и медперсонала, транспортная и социально-бытовая инфраструктура...) уже сейчас превратились в речи чиновников в куда более скромные 40-45 га.
Говоря о судьбе ВМА, нельзя не обратить внимания на проблемную ситуацию с военной медициной вообще. В конце августа вышла директива о сокращении четырех лечебных учреждений Министерства Обороны из шести, имеющихся в городе. К 1 декабря планируется закрытие 442-го госпиталя на Суворовском, Гатчинского и Выборгского госпиталей и Военно-морского госпиталя на Адмиралтейских верфях. Это значит, что Академия будет вынуждена брать на себя потоки военнослужащих срочной службы, забивая типичной патологией коечный фонд. Таким образом, становится понятно, что пострадает учебный процесс и наука, помощи лишатся и гражданские лица, обращавшиеся за квалифицированной диагностикой и лечением в особо сложных случаях.
Важно особо отметить, что военная медицина - это не только общеизвестная помощь раненым во время войны, - уничтожив военную медицину, ВМА, мы придем к тому, что потеряем высококвалифицированных специалистов в области медицины экстремальной, и это может коснуться каждого из нас.
Кроме всего прочего, Академия и без переезда находится в достаточно сложной ситуации. В 2009 году в рамках реформы, офицерский состав мед службы, в том числе и ВМА, был сокращен почти в три раза - с 15,9 до 5,8 тыс. человек, гражданский персонал - почти в 1,5 раза. Трудно говорить сейчас о проблемах вслух, поскольку сегодня от высказывающих свои опасения и несогласие работников, как военнослужащих, так и гражданских, по свидетельству самих сотрудников, в Академии избавляются очень быстро.
Но то, что не могут сделать сами сотрудники в условиях жесткого прессинга, можем мы с вами. Продолжается сбор подписей в поддержку заявлений инициативной группы:
http://www.democrator.ru/problem/7013
И созданы две группы Вконтакте:
vk.com/gorod1703_nasledie vk.com/vmedaru
Участники движения в защиту ВМА выдвигают требования отменить все принятые приказы, распоряжения, директивы, остановить деятельность по передислокации Академии на новое место и начать, наконец. открытое обсуждение проблем Военно-медицинской академии с общественностью и властями.
Для того чтобы сохранить Военно-медицинскую академию, необходима юридическая, общественная и информационная работа.
Послесловие. За последние годы в Петербурге под угрозой переселения на окраины были такие крупнейшие и старейшие медицинские учреждения, как Детская больница им. Раухфуса и родильный дом им. Снегирёва. Благодаря общественности после долгой борьбы их удалось отстоять.
Удастся ли сберечь исторический центр Петербурга, святая святых отечественной медицины, науки, образования - ВМА - и в конце концов, возможно, наши здоровье и жизни.. не в последнюю очередь зависит от наших усилий.
Елена Леонидовна Лисовая, специально для РНЛ
Комментарии
Так вот, воспоминания об этом подвигли меня включиться в эту дискуссию и двумя руками проголосовать за СОХРАНЕНИЕ ВМА.
Никакой кампус на окраине не заменит исконно Питерской ВМА!