Рабство на Руси: Где брали живой товар, сколько стоили невольники, и как они могли освободится
На модерации
Отложенный
Практически во всех древних сообществах практиковалось рабство. Восточные славяне исключением не были, хотя во многом угнетение было гораздо меньшим, чем в других рабовладельческих странах.
Например, невольник мог со временем стать полноправным членом общества, и даже взять в жены местную девушку. Но с таким же успехом можно было угодить на жертвенный алтарь, своей смертью добывая для хозяев удачу в бою и обильный урожай на полях.
Пленник-раб – потенциальная языческая жертва
Чучело Масленицы
Соломенное чучело, которое разрывают на части или сжигают во время «проводов весны» – это не что иное, как отголосок обычая ритуального жертвоприношения. В современных условиях обряд не требует убийства. Но в давно минувшую эпоху место чучела занимал живой человек. Его смерть по мнению древних славян помогала умилостивить богов.
Материалом для ритуальных жертвоприношений зачастую становились пленники, захваченные славянами в ходе удачных военных походов. Многие несчастные отправлялись на жертвенный алтарь сразу же после сражения. Так, по окончанию битвы князя Святослава с греками при Доростоле (971 год) для проведения погребального обряда собственных погибших воинов умертвили множество пленных. Лев Диакон, писавший об этих событиях, утверждал, что для обряда использовались женщины, мужчины и дети.
В ходе погребения трупы погибших воинов были собраны в одном месте и сожжены. По славянскому обычаю при этом закололи немало взрослых пленников, затем было удушено несколько младенцев и петухов.
Человеческие жертвы имели место не только на похоронах. Титмар Мерзебургский отмечает, что поморские славяне по возвращению из удачных походов непременно благодарили своих богов за успех с помощью кровавого ритуала.
Рабство не было пожизненным
Пленник мог стать полноценным членом общества
Уцелевшие полоняне могли надеяться на возвращение в родные земли. У славян существовала традиция отпускать рабов, получая выкуп. Такой исход считался наиболее благоприятным, так как был эффективной и приемлемой формой обогащения. Римская и византийская элиты пользовались такой возможностью, предлагая славянам за сородичей порой внушительные суммы.
Применение рабской силы в ведении собственного хозяйства также практиковалось. Но такой исход был менее привлекательным. Главной целью славян оставалась награда за рабов, не попавших по жребию на жертвенный алтарь.
Рабы стали чаще оставаться трудиться у нового господина после образования больших княжеских дворов. Но даже оставшись работать на чужбине, без прав и имущества, рабы имели реальную перспективу обрести свободу. Как пишет советский историк В. Мавродин, пленники не оставались рабами на всю жизнь. По истечении установленного срока такие люди становились полноправными членами среди антов и склавинов, могли заводить семью, участвовать в общественной жизни. Также была возможность и вернуться на родину, но если выкуп не был внесен родственниками, то его необходимо было заплатить самому. Тогда дорога домой открыта.
Следует отметить, что рабами могли стать не только пленники, но также преступники, обнищавшие крестьяне, беглые закупы (крестьяне, взявшие ссуду).
Владимир Красное Солнышко был сыном рабыни
Рабство не означало беспросветную нищету и унижения для потомков, этим древнерусское общество отличалось от других народов, где диктовались более строгие социальные предписания для детей невольников.
Ярким примером тому стал Владимир Святославович, креститель Руси. Мать знаковой исторической личности – Малуша – была невольницей. Она служила княгине Ольге ключницей.
Иногда баран ценился выше, чем полонянка
Купить девушку можно было по цене скота, а иногда и дешевле, в зависимости от рыночной ситуации и географии
Торговля людьми приносила прибыль, поэтому славяне продолжали совершать военные походы, захватывая в том числе живой товар. По положениям Раффельштеттенского таможенного устава размер пошлины за невольника был примерно равен пошлине за лошадь.
Удается составить представление об индивидуальной стоимости рабов. В среднем киевская цена мужчины составляла сумму, идентичную 45-90 граммам золота, женщины продавались значительно дешевле – их стоимость была ниже на 50-70 %, за старика или ребенка давали не более 10 граммов золота. На константинопольском рабовладельческом рынке цена на живой товар увеличивалась вдвое, так же дело обстояло в средиземноморских мегаполисах, специализирующихся на работорговле.
Чем дальше от крупных городов, тем дешевле можно было купить раба. Также на падение цен сказывалась удача в походе и количество вновь плененных. Так, в середине XII века, когда новгородцы поработили особенно много людей из соседнего княжества, девушку рабыню можно было приобрести за 2 ногаты. Это в 3 раза дешевле свиньи или овцы.
На Руси не было рынков рабов
Один из крупнейших в мире был рынок рабов в Риме. В Древнерусском государстве такие рынки не действовали
Хотя работорговля и являлась делом прибыльным, она не стала одним из значимых направлений экономики в Древнерусском государстве. Купцы экспортировали в основном традиционные товары: соболей, олово, воск и «некоторое число рабов». Такое свидетельство путешественника Мухаммеда Ибн Хаукаля подтверждает, что работорговля на Руси большого развития не получила.
Рынок рабов в Константинополе
Об этом также свидетельствует отсутствие специализированных рынков. Живой товар везли в Константинополь, Булгарию или Крым, где торговля людьми осуществлялась гораздо более оживленно.
Бережная эксплуатация рабского труда
Рабов на Руси не калечили и хорошо кормили
Условия труда рабов в Древнерусском государстве нельзя сравнивать с теми, что были в Греции или Римской империи. Скудная отвратительная еда, изнурительный труд, принуждение кнутом, преждевременная смерть от истощения – такое невольникам на Руси не грозило.
Если верить историкам, то славяне эксплуатировали рабский труд, не причиняя вреда здоровью бесправного человека. Невольнику могли поручить тяжелую работу, или ту, которая считалась недостойной для полноправного члена общины. Но об истощении или увечье говорить в этом случае нельзя. Как правило, раб трудился вместе со своим хозяином.
Источник
Комментарии
"Колхозникам паспорта не выдавались, чтобы не допустить их свободного передвижения по стране и смены места жительства. Выдали им паспорта впервые в 1974 году. В паспорте обязательно должна быть указана прописка. Выдача паспортов, прописка и выписка проводились в паспортных столах милиции. Такие паспорта были у граждан СССР с 1953 года."
Читай-
Совет Народных Комиссаров СССР
Постановление
от 28 апреля 1933 года № 861
О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР[1].
2. Граждане, постоянно проживающие в сельских местностях (кроме предусмотренных в ст. 1 настоящего Постановления и установленной полосы вокруг Москвы, Ленинграда и Харькова), паспортов не получают. Учет населения в этих местностях ведется по поселенным спискам сельскими и поселковыми советами под наблюдением районных управлений рабоче-крестьянской милиции.
3.В тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на 1 год.
По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях.
а в войну - и подавно
а лимит кто устанавливал?
Так что. вы - как всегда соврамши...
Но и "централизованно перемещены" - слишком растяжимое понятие. Это называлось тогда оргнабором. А в народе таких "централизованно перемещённых" называли "вербованные".
И в тех регионах, куда их "перемещали", "вербованные" пользовались дурной славой, как криминально опасные.
Пункт 3 постановления Совмина СССР от 1933 г
"В тех случаях, когда лица, проживающие в сельских местностях, выбывают на длительное или постоянное жительство в местности, где введена паспортная система, они получают паспорта в районных или городских управлениях рабоче-крестьянской милиции по месту своего прежнего жительства сроком на 1 год.
По истечении годичного срока лица, приехавшие на постоянное жительство, получают по новому месту жительства паспорта на общих основаниях. "
Руководством СССР был взят курс на форсированную индустриализацию. В городах строились большие заводы. Закрывать вакансии за счёт местных кадров становилось проблематично. В связи с этим проводилось ограниченное целевое привлечение трудовых ресурсов из соседних регионов (для Москвы — Нечерноземье, особенно, сельская местность).
19 февраля 2013 Миссисипи стал последним штатом США, который официально ратифицировал 13-ю поправку к Конституции США, отменяющую рабство...
13-я поправка к Конституции США не отменяет, а ЗАКРЕПЛЯЕТ И КОДИФИЦИРУЕТ рабство!
13-я поправка к Конституции США гласит: "Ни рабство, ни подневольная работа, если только они не являются наказанием за преступление, за которое лицо надлежащим образом было осуждено, не должны существовать в Соединенных Штатах или в каком-либо ином месте, подчиненном их юрисдикции.
Тринадцатая поправка к Конституции США была принята Конгрессом во время Гражданской войны в США, 31 января 1865 года, ратифицирована необходимым количеством штатов 6 декабря 1865 года, вступила в силу 18 декабря 1865 года.
Тринадцатая поправка запрещала рабство и принудительный труд, кроме наказания за преступление. В том числе был изменён и раздел 2 статьи IV, которым ранее запрещалось содействовать побегу рабов. С последней 12-й поправки, принятой в 1804 году, прошло более 60 лет.
Интересно, что поправка была ратифицирована 27 штатами в течение 1865 года, чего было достаточно для её принятия, однако некоторые штаты ратифицировали поправку более 100 лет спустя: так, в штате Кентукки поправка была ратифицирована лишь в 1976 году (в 1865 году в Кентукки ратификация не прошла), а Миссисипи — в 1995 году. Ратификация штатом Миссисипи в 1995 году не была официально подана Архивариусу Соед...
теперь "рабы путина" .
Чиновники в Саратове даже пытались объяснить что , 3 500 р. вполне достаточно для современной ,,жизни,, россиян .
Раб - это когда работает и не зарабатывает .
Теперь берём среднего россиянина , зарплата 15 000 р ,4 000 р. коммуналка ,11 000 р. делим на 30 календарных дней = 366 руб на день .Дети есть обязательно , далее затрудняюсь делить .
В итоге к концу месяца нет Н И Ч Е Г О . И так следующий месяц , потом год , и так вся жизнь . - Работаешь и Н И Ч Е Г О не зарабатываешь .
Чем это отличается от рабства ???
Это современная жизнь 21 века России .
Крепостное ПРАВО равнозначно рабству, как небо и земля.
Если человека покупают\продают - это РАБСТВО.
Рабство - это когда у человека нет прав. Вообще.
Можете настучать на соседа и слезно просить хозяина о милости!
https://www.youtube.com/watch?v=-3YDcwu5N6E
глядишь и научишься отличать ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ труд от рабства.
Раньше наше государство называлось Русь, а сейчас - Россия.
Комментарий удален модератором
И ,,принудительный труд,, считаете созидательный ?
Всё таки сколько в тебе злости не людской , сколько ,,добра,, ты желаешь людям .
Злорадсво твоё счастье , тебя можно понять и кто ты .
Рабство не обязательно каторга или галеры.
Симпатяшную РАБЫНЮ например покупатель использовал по прямому назначению.
И шмотки и хавка могли быть такими, что свободным и не снились.
РАБСТВО - это не условия жизни.
Понятно?
РАБСТВО - это когда тебя в любой момент могут кому нибудь подарить, продать или проиграть в карты.
Не надо врать, автор.
Комментарий удален модератором
Важную информацию о рабстве в восточнославянском обществе VIII-Х вв. поставляют арабские писатели, из чьих сведений явствует, что рабы у восточных славян - это недавние пленники, добываемые в воинах. По известиям Гардизи, венгры нападают на славян, рассматривая их как потенциальных рабов. Славяне смотрели на венгров теми же глазами. Следствием взаимных набегов у них, согласно Марвази, было «много рабов». Свидетельство о большом количестве рабов у славян содержится и в сочинении Гардизи.
О подобной работорговле русов, налаженной длительным временем сообщает Константин Багрянородный, рассказывая о закованных в цепи рабах, привозимых русскими купцами для продажи в Константинополь. Среди этих рабов были не только «крепкие мужчины и юноши, но и дети, и девушки, и женщины».
Это ЛЕТОПИСИ..Вот например- http://ros-istor.ru/node/18
" У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений."
А вот Константин пишет- http://www.hrono.info/dokum/0900dok/kb_imp1.html#04
"А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах[37], проводят рабов[38] в цепях по суше на протяжении шести миль[39], пока не минуют порог."
"Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.
А вот Мавризи-
"И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов. Русы — народ, сжигающий своих мертвых.."
О рабстве у славян написано во всех учебниках истории..
Комментарий удален модератором
Первые украинцы замечены в Австро-Венгрии в 1900 году.
Первое заметное появление украинцев - кишиневский погром 1905 года.
Такие дела...
Украинцы появились только в 1914 году, переобувшись из русских...
https://historytime.ru/poznavatelno/kogda-poyavilis-ukraincy
"https://narvasadataa.livejournal.com/21243.html
"После рассказа о захвате Киева в “Повести временных лет” говорится о подчинении Олегом других южных племен - древлян, северян и радимичей, затем “бе обладая Олег поляны, и деревляны, и северяны, и радимичи, а с уличи и теверцы имяше рать”. Заметим, что ни ильменских славян, ни кривичей нет в списке племен, которыми “обладал” Олег, что еще раз подтверждает: эти два племени, наряду с варягами, имели особый, привилегированный статус в Русском государстве, будучи его основателями и составляя в нем правящий слой."
А так - познавательно.
Комментарий удален модератором
Такая ситуация приводит к тому, что для англоговорящих людей слова "славянин" (slav), "славянский" (Slavic) и "раб" (slave) выглядят взаимосвязанными.
"Древля́не — восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера река Припять,"
Условия труда рабов в Древнерусском государстве нельзя сравнивать с теми, что были в Греции или Римской империи ===
Брехня полная.
Раб в античной Греции или Риме - это ИМУЩЕСТВО. Впрочем, как и у славянских племен. Поэтому измываться над ним или тем более умышленно калечить, не было никакого смысла.
Грамотный раб, обладающий каким-то особым талантом (ювелир, художник, скульптор, искусный ткач, парикмахер, повар и т.д.) ценился неимоверно дорого.
Как всегда у "совков" - представить "древнерусское государство" чем-то исключительным.
Кстати, автор знает, когда на территории восточных славянских племен возникло "государство"?