Прошлое России - это будущее Европы...
На модерации
Отложенный
«Прошлое России — это будущее Европы. Вы перегнали европейцев в таком важном компоненте, как умение жить вместе», — считает один из отцов-основателей современной политической философии Зигмунт Бауман
Именно он ввел в оборот понятие «глобализация». Хотя сейчас Зигмунт Бауман, один из крупнейших мировых философов-постмодернистов, больше говорит о «междуцарствии» — ситуации сродни революционной: верхи глобального мира уже не могут, а низы не хотят жить по-старому. Что дальше? Устоят ли государства, не распадется ли мир на национальные диаспоры? Об этом Зигмунт Бауман рассуждает в интервью «Итогам».
— Профессор Бауман, многие моменты вашей жизни тесно связаны с Россией. Сильно ли наша страна изменилась за последние годы, стали ли мы частью глобального миропорядка?
— Что касается, например, Москвы, то чисто внешне, особенно если сравнивать с 1943 годом, когда я уходил отсюда добровольцем в польскую армию, изменения огромны. Москва стала сегодня одним из мировых центров, со всеми положительными и отрицательными в этом плане характеристиками.
Однако кое-что не меняется. Например, бюрократические препоны, которые, как и раньше, усложняют жизнь людям и настораживают таких же, как я, командированных. В вашем посольстве в Лондоне мне выдали анкету, в которой требовалось ответить на вопрос: «Принимали ли вы участие в военных конфликтах?» Я отвечаю: «Да, принимал». Следующий вопрос: «Укажите, когда это было». Указываю: «Великая Отечественная война, 1941—1945 годы». Но у меня такой ответ не принимают: требуют четко указать день, месяц и год. Но это же полный абсурд! Та же форма требует дать полный перечень моих зарубежных поездок. Но кому какое дело, куда и зачем я выезжаю? Да и возраст не позволяет точно помнить все мои перемещения по миру. Значит, я буду врать. Когда я честно признался в этом девушке, которая помогала мне заполнить форму, та, не моргнув глазом, заявила: «Не волнуйтесь. Укажите любую дату, все равно это ничего не значит, да и никто особо проверять не будет». В этом плане Россия разительно отличается от других демократических стран.
— Какие вызовы, на ваш взгляд, угрожают современному глобальному миру?
— По моему мнению, то, что происходит сейчас, является отрицательной глобализацией. Положительная, я подчеркиваю, еще не началась! К первой относятся стихийные потоки товаров и капитала, международная преступность, терроризм, торговля оружием и наркотиками. К положительной же глобализации я отношу силы, которые хотят установить на глобальном уровне эквиваленты национального государства. Мы ныне не имеем международного сообщества. Проблема в том, что терроризм глобален, а защита от него — нет. Международное право очень однобоко. Получается, что вам нельзя проезжать на красный свет, если вы подписали соответствующую конвенцию. А если вы ее не подписали — что тогда? Возникает опасная ситуация, не поддающаяся контролю.
— А что вообще важнее: соблюдение прав человека или обеспечение безопасности и стабильности?
— В свое время Великая французская революция открыла новую эпоху, провозгласив Декларацию прав человека и гражданина. Но универсальны ли эти права? Должны ли они гарантироваться всем или лишь гражданам отдельного государства? Вскоре выяснилось, что доминирует вторая интерпретация: если у вас нет документа, подтверждающего гражданство, то у вас нет и прав. Вас, к примеру, можно интернировать в какой-нибудь лагерь для беженцев. Или посадить в самолет и отправить в любую точку планеты.
Известный итальянский философ Джорджо Агамбен взял в качестве прообраза современного человека римское понятие Homo sacer — это преступник-отщепенец, которого нельзя даже принести в жертву, зато можно безнаказанно убить. Ныне это понятие превратилось в глобальную проблему. После всевозможных революций последнего времени как на просторах бывшего советского лагеря, так и на Ближнем Востоке и в Северной Африке появилось огромное число таких людей, вынужденных оставить отечество и пуститься на поиски лучшей доли. Большинство из них отправляются в страны, которые проповедуют права человека. Но, оказавшись в «свободном мире», эти люди по большей части универсальных прав оказываются лишены.
— Волна революций в странах арабского мира — это побочный эффект глобализации?
— Эти события выглядят новыми и необычными, но сама проблема — старая. В свое время бывший британский премьер Тони Блэр подписал с рядом арабских государств так называемый торговый контракт, согласно которому в случае серьезного конфликта или междоусобной войны эти страны на деньги британского правительства должны на месте построить для беженцев специальные лагеря. Поначалу план сработал. В той же Ливии были организованы лагеря на границе с Тунисом, а по другую сторону — на границе с Египтом. Но потом все пошло наперекосяк. В Италию начался исход беженцев не только из Ливии, но и из самого Туниса. В итоге дело дошло до конфликта внутри ЕС между Италией, с одной стороны, Францией и Великобританией — с другой. Возможно, многие страны ЕС поднимут вопрос о реинтерпретации Шенгенских соглашений.
— Почему не удался проект интеграции мигрантов?
— Дело в том, что мы ведем заранее проигранную войну. Мир сейчас совсем иной, чем он был 50—60 лет назад. Тогда человечество было беременно идеей ассимиляции. От чужеземцев, которые приезжали в ту или иную страну, местные жители ожидали отказа от своих нравов, традиций и даже языка. Но этого не произошло. Да, турецкие рабочие в Германии в основном соблюдают немецкие порядки — но они не хотят быть немцами, а желают оставаться турками. То же самое во Франции, Италии и многих других странах Европы. Полвека назад мир еще верил в иерархию культур. Считалось, что существуют высшая и низшая культуры. Представителям последней, оказавшимся в обществе, где превалирует высшая культура, следовало растворяться в ней. Но никакой ассимиляции культур не случилось. В мире сейчас много центров. Культуры живут одна возле другой. Или одна над другой. Как и одна под другой.
Я отважусь предсказать будущее Европы, да и всего мира. Оно состоит в том, что нас всех ожидает глобальная диаспоризация. В Лондоне, например, существует 70 национальных, религиозных и языковых диаспор. Когда вы приходите на работу, где рядом трудятся представители разных диаспор, вы не стремитесь развязать с ними войну. У вас с этими людьми выстраиваются отношения, как с соседями. Бывает, что эти отношения перерастают в товарищеские, а порой и в дружеские. Но бывает, и довольно часто, наоборот. А это уже совсем другая перспектива. Где-то внизу общества этот процесс начал быстро вызревать.
После победного третьего места, полученного партией «Истинные финны» на недавних выборах в Финляндии, уже невозможно считать возрождение национально-ксенофобских настроений в Европе исторической аномалией или спецификой отдельных стран и регионов.
Пятая часть европейцев, голосующая за националистов, движима ностальгией по «золотому веку Западной Европы» — трем послевоенным десятилетиям, когда восстановление экономики вело в будущее, которое обещало быть лучше. Нефтяной, а вслед за ним экономический кризисы покончили с этим прекрасным временем. Но эта ностальгия по славному прошлому взрастила по всей Европе, в том числе и в России (где вспоминают стабильные брежневские времена), новых правых, сочетающих еврофобию с защитой успехов демократии, а неприятие иммигрантов — с поиском идентичности.
— Как вы объясните ситуацию в Бельгии, где распри происходят не по поводу иммиграции? Там жить вместе не хотят два коренных народа — фламандцы и валлоны.
— Точно так же и каталонцы не желают жить под одной крышей с испанцами. Те же фламандцы из более зажиточных районов Бельгии обвиняют валлонов, как и каталонцы испанцев, в нежелании трудиться. Мол, первые кормят вторых и потому принуждены делить свое благополучие с нахлебниками-лентяями. Подобные явления в истории были всегда. Да и Россия в этом плане не исключение. Но я не думаю, что это приведет к распаду Евросоюза, как и России.
— Но разве примеры, приведенные выше, не свидетельствуют о кризисе глобализации? Ведь налицо стремление малых наций к самоопределению.
— Эти процессы друг другу не противоречат. Наоборот, их порождают одни и те же причины. Границы перестали оберегать государства от проникновения иных культурных образцов, капиталов, информации и так далее. Сейчас властям очень сложно сохранять контроль над экономическими, культурными и социальными условиями жизни граждан. Главной задачей сильных государств ныне является то, чтобы самим приспособиться к меняющимся условиям. Это прямой результат глобализации и уничтожения охранной функции государства.
— И что же делать с такой глобализацией, которая, похоже, никого не устраивает?
— Должен существовать другой способ глобализации. Перед людьми стоит важная задача — дополнить отрицательную глобализацию позитивной. Для этого понадобится придумать такие глобальные законы, которые напрямую распространятся на всех жителей планеты. Если мы этого не сделаем, то у нас не будет возможности ограничить действия тех хищнических сил, которые сейчас пронизывают время и пространство.
— Вы согласны с тем, что у России, даже в глобальном мире, свой особый путь?
— Мне кажется, россияне преувеличивают особенности России. Я нахожу здесь много общих для большинства стран проблем. России не повезло в том, что она начала строить у себя демократический дом в тот момент, когда демократия в мире переживала глубокий кризис и практически потеряла свой привлекательный образ. Тридцать лет назад любая страна стремилась называться демократической, но те времена канули в Лету. Сегодня, несмотря на обилие арабских революций, мало кто уверен, что в этих странах утвердятся подлинные демократические режимы. На мой взгляд, там возникнут исламские республики и все повторится вновь.
— А что случится с Европой и Россией?
— Я осмелюсь предположить, что прошлое России — это будущее Европы. У вас долгое время проходил процесс национального строительства. Осуществлялся принцип триединства, соединивший суверенитет, нацию и государство. Иными словами, Россия исторически решила проблему, которую основной части Европы еще только предстоит решить: наладить мирное сосуществование разных народов, религий, культур, традиций и языков. Россия сегодня живет так, как Европа будет вынуждена жить лет через тридцать. У россиян существует комплекс, будто вы существенно отстали от остальной Европы и норовите что есть силы ее догнать. Но вы перегнали европейцев в таком важном компоненте, как умение жить вместе. Мне думается, что у России имеется возможность выступить в роли учителя Европы.
— А как же конфликты на Кавказе?
— Это особый случай. Жить вместе с другими народами Россия училась многие века. Жить вместе с народами Кавказа Россия учится чуть больше двух столетий. Я полагаю, что она рано или поздно найдет решение этой проблемы.
— Могли бы вы охарактеризовать тот мир, который сложится к середине ХХI века?
— Cтарые политические структуры сегодня не работают, поскольку власть и политика, долгое время существовавшие друг с другом, разводятся. В прошлом между ними было полное соответствие и содействие. Нынешняя глобализация приводит к обратному результату. Власть улетучивается в экстерриториальное киберпространство, а политика остается территориальной. Если мы не решим эту проблему, то и предсказывать, каким будет мир через 40—50 лет, можно лишь в негативном плане. Увеличивается разрыв между тем, чем занимаются правительства в демократических странах, и тем, чем живут простые люди. Избиратели теряют интерес к политике, не веря, что власти способны решить их многочисленные каждодневные проблемы.
Еще одна большая сложность — это кризис самоидентификации. В свое время Жан-Поль Сартр выдвинул концепцию projet de la vie («проект жизни»). Ее суть в том, что в раннем возрасте человек выбирает жизненный путь и старается ему следовать. Но сегодня культура, идеология и стиль жизни меняются так быстро, что молодежь не успевает даже что-то спланировать, а не то что реализовать планы. Поэтому наше общество — это не то, что можно назвать современным обществом. Я предлагаю говорить о liquid modernity («неустойчивая современность») вместо solid modernity («надежная современность»). Понимаете, предыдущие поколения меняли мир с целью сделать его в конечном итоге неизменным. Такова была цель построения идеального общества, в том числе и коммунистического. Сегодня мы продолжаем менять мир, ни на что особо не надеясь. Поэтому термин «постмодернити» я определяю как «модернити без иллюзий». Иллюзии — это когда вы думаете, что, имея тысячу проблем и решив одну из них, вам останется решить «всего» девятьсот девяносто девять. На самом деле, решая одну проблему, вы создаете несколько новых. И этому нет конца.
Комментарии
своего существования..
Мир - радиатор!
Зачем-то он создавался..
Не думаю, чтоб жрать..
Зачем он создавался?
Всё должно иметь смысл, и этот период тоже, какой смысл я не знаю.
Думаю, на этом отрезке это "уничтожение" нефтепродуктов, для этого нужен мотив, а жадность людская это очень хороший мотив, согласен?
состояние, необходимое для того,
чтобы не отожествлять себя с камнем.
Но с жадностью не приобретешь небес.
Если уменьшить человека до размеров вируса, Земля
в таком масштабе станет размером с лошадь.
Все сопоставимо.
Мы - инфекция, Руслан..
Ну, я, по крайней мере, другого объяснения этому разгулу пороков не вижу.
Это предки жили километрами.
Потомки предпочитают
пачками..
Оголодали.
А с сытого брюха на мудрость потянет?
Сон разума...
Представляю
последствия...
системы. Пружину слишком долго сжимали - теперь
она разжалась и вышла за приемлемые рамки.
Обычное дело.
Жизнь простейших описывается законами
тривиальной механики..
Но посмотри, как вытянулся караван, а кто хотел вырваться вперед - сгинул..
А то скоро Европу учить придется, да и космос надо продолжать осваивать.
Полная ассимиляция народа - это и есть разновидность уничтожения!
Автор прав!
Жизнь борьба!
До обеда с голодом, после обеда со сном!
И проблем нет только на кладбище, да и только у тех кто под крестами лежит!
И жизнь идет по кругу!
Коловорот, это было известно нашим пращурам 50 веков назад!
А поговорить, выговориться это по науке...
Ни хрена не можешь изменить, поговори полегчает перед концом, твоим или чужим?
А остальные,чё?Меж крестов бродют?Воооют?
Или так ВЫ решили продвинуть(как вы невзначай)идею глобального христианства?
Мусульманских и иудейских буддийских нема!
Так что хохол будь ласка звиняйте!
Помрешь мусульманином, поховаем и буду ходить вокруг столбика!
скорее бы обед,так охота побороться,спасу нет.
Там было продолжение Тараса БУльбы где Батька предавшего, сынка отправлял к праотцам!
Соединив Еросоюз экономически(единая валюта,открытость границ),государства имеют право на самоопределение в национальных и политических вопросах без диктата из вне.
Значит - в ближайшем будущем, чуркобесы начнут безнаказанно грабить, насиловать и убивать белых в ивропейских столицах.
А европейская полиция присоединится к ним. И освоит бизнес крышевания. А евромигалки...
Вот и наступает противоречие интересов и целей по всем направлениям.
Вы верите в то, что к примеру, Путин, в первую очередь думает о России?
Не поэтому ли институт семьи в России целенаправленно разрушают?
Нужны люди-население-электорат,, не влезающие в эту "семью" и ее дела - они заняты собой и своими родственниками.
Задача отделения электората от государственных денег выполнена.
Электорат занят разными другими, неинтересными проблемами, разлагающими изнутри. Народ занят выживанием, ему некогда искать первопричину.
Люди не верят, что то, о чем они говорят "неужели ОНИ не видят или не знают" ИМИ же и сделано.
Так как-то.
Умеем жить вместе ничего не скажешь.
отвечаю Баронам слезшим с Пальмы.
Тебе говорят про СОДРУЖЕСТВО ВО ВРЕМЕНА СССР,а ты о межнациональных конфликтах сегодня.Раскрой глаза и читай внимательно,что пишут УМНЫЕ люди!
Политика видна в экономике, а в экономике мозги текут, отрасли исчезают, народ нищает. Сами жить не научились и туда же Европу учить самолёты делать.
Кавказ угробит Россию, уже "поздно найдет решение этой проблемы".
Европейцы вместе создали Аэробус, русские с Кавказом уничтожили российский авиапром (электронную промышленность, ... .).
Кто у кого и чему должен учиться. Уничтожать учиться нужно у русских, если создавать что-то нужно учиться у европейцев.
Весь мир хотел чтобы нас стало меньше. Отлично - нас стало меньше.
ВАМ СТАЛО ЛУЧШЕ?
Мое мнение - мир никогда не поймет что такое русский менталитет. Миру не видать мира, на долгие годы.
1-как понять то что эти прелести самой страшной в галактике пыточно-православно-сифилитической-кандальной условной кышлакии где в 1914 году в москве 32% глинобитных хат были крыты соломой -Станут Будущим т.н. европы?
2-Глобализация это убогий перефраз теории Карла Маркса о
ПЕРИОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА..
Таки наступил однако?!
Так россия -то при чём?- Европа дичать начнёт и лапти оденет?
Или Монастырские подземные тюрьмы откроет вроде Соловков?
Сказануть такое может лишь человек, абсолютно не понимающий глубочайшей — стадиальной — разницы между выросшими на фундаменте греко-римской цивилизации народами европейской культуры и моими соотечественниками — вчера ещё дикарями-людоедами, приносившими на заклание похабненькой сказочке про «светлое будущее» по «щучьему велению» партийных вурдалаков собственных детей, стариков, друзей и самих себя; и сегодня — всё ещё варварами, хотя и научившимися «справно» носить с чужого плеча европейские «пинжаки» «от кутюр», но не способными грамотно нарисовать собственную фамилию и пользующимися туалетной бумагой, исключительно чтобы «по-европейски» вытереть палец, которым привычно обслуживают царственную «дупу».
Подобная легкомысленность простительна «пересичному» «совку», но не гиганту мысли, апостолу мирового постмодернизма.