Картошка ставит Патрушеву подножку: «Стратегии» есть — урожая нет
На модерации
Отложенный
Уже осенью в магазинах может возникнуть дефицит «второго хлеба»
В этом году россиян может ждать дефицит и рост цен на отечественный картофель. Как сообщают в Картофельном союзе, из-за дождей и засухи в ряде регионов в этом году прогнозируется снижение урожая корнеплодов крупного размера. На этом фоне организация предложила торговым сетям включить в свой ассортимент картошку меньшего диаметра.
Как сообщают СМИ, ситуация с размером нового урожая картофеля обсуждалась 26 августа на совещании Минпромторга (министр Мантуров) и Минсельхоза (министр Патрушев) с торговыми сетями и сельхозпроизводителями. Изначально прогнозные оценки урожая давали надежду на то, что его объем (а он должен был увеличиться с 6,8 млн. тонн до 7,15 млн. тонн в этом году) позволит снизить цены.
Но на сей раз фермеров подвела погода. Как рассказала руководитель аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей Татьяна Губина, если обычно крупный картофель размером от 55 мм занимал до 80% в общем урожае, то в этом сезоне его доля оценивается в 50%. Торговые же сети принимают только корнеплоды определенного калибра (как правило, от 55 мм). По мнению аграриев, включение в ассортимент упакованного мелкого российского картофеля от 45 мм поможет увеличить сбыт продукции фермеров, сократить их издержки и сдержать цены.
Но в торговых сетях пока что отнеслись к инициативе без большого воодушевления. Глава координационного совета Союза независимых сетей России Дмитрий Шадрин заявил, что сети готовы продавать мелкие и средние размеры картофеля только при условии гарантии качества. Инсайдеры же говорят, что ритейлеры склоняются к варианту перехода на импортный картофель раньше времени. Если обычно они закупали его в ноябре, на сей раз поставки могут начаться уже в сентябре-октябре.
Проблемы с отечественным картофелем продолжаются в России не первый год. Этой зимой производители уже предлагали торговым сетям перейти на «фуражные» корнеплоды диаметром от 35 до 55 мм. Они утверждали, что такая продукция будет стоить на 15−20% ниже стандартной. Как говорят эксперты, тогда на предложение согласились только некоторые магазины эконом-класса.
Однако зимой предложение хотя бы поступило на фоне традиционного исчерпания запасов отечественного картофеля и роста цен, сейчас же период сбора урожая, когда таких трудностей быть не должно.
Как признавал исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников помимо неблагоприятных погодных условий проблема в медленном росте посевных площадей, которые почти не увеличились, даже несмотря на резкий рост цен на плодово-овощную продукцию.
«Сельхозпроизводители „наелись“ низких цен за предыдущие три года. И те, у кого есть своя переработка или устойчивые связи с сетями, немного нарастили, но не критично, либо остались на своих параметрах. А вот мелкоформатные сельхозпроизводители постепенно переключаются на другие виды растениеводства, в том числе и на экспортно ориентированные масличные, зерновые, свекловичные и так далее. Такая тенденция есть, и нам это не особо нравится», — рассказал Красильников.
По словам исполнительного директора союза, снижение ежегодного валового сбора картофеля последние пять лет происходит и в личных подсобных хозяйствах. Каждый год собирается на миллион тонн меньше корнеплодов. И если эта тенденция продолжится, люди продолжат «выращивать газоны» вместо картошки, а посевные площади тоже не будут расширяться, уже к 2026 году у нас может возникнуть ее дефицит.
Как рассказал «СП» доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод проблемы с производством картофеля можно было бы решить с помощью развития мелких и средних хозяйств, но сегодня они практически не имеют доступа на рынок.
— Если уж так сложились погодные условия в этом году, что основная масса реализуемой картошки в магазинах будет среднеразмерной, нужно спокойно принимать эту ситуацию.
Но ритейлерам не хочется этого делать, потому что они привыкли иметь дело с «арбузолитейным» производством — заказали пять вагонов товара определенного размера к конкретной дате, и им вынь да положи. Но от природы не уйдешь — если превалирует среднеразмерный картофель, значит, нужно брать его.
Если же говорить о производстве картошки в России в целом, принципиальных проблем я не вижу. Но в крупномасштабном товарном секторе ее выращивание затруднено, потому что оно требует либо большого количества ручного труда, либо значительных механических усилий. Ее нужно окучивать, обрабатывать химикатами, поливать и так далее. Поэтому крупные агрохолдинги предпочитают выращивать более дорогую продукцию, которая при этом требует меньших усилий и затрат.
Картофель хорошо водится в среднеразмерных хозяйствах или у населения, и не самый плохой картофель. Но тут возникает «затык» нашей рыночной инфраструктуры, которая совершенно не приспособлена для работы с малым и средним сектором и нетоварными хозяйствами.
На приусадебных участках и в деревнях средней полосы люди в огромных количествах выращивают картошку (в целом по стране вместе с завозом ее выращивается больше, чем потребляется). Но большая часть ее не имеет никаких шансов дойти до рынка. Нет заготовителей, нет скупщиков. А превалирование крупноформатной торговли приводит к тому, что и те не хотят иметь дело с небольшими секторами, так как с ними много возни. Им проще взять предприятие-миллиардер с миллионом гектаров и получить состав картошки, калиброванной как на заводе.
Но и за рубежом мало хозяйств, где картофель выращивали бы только хозяйства-миллионники. В Польше или Белоруссии, где картофелеводство исключительно развито, превалируют небольшие хозяйства и существует очень хорошая кооперативная сбытовая сеть, которая скупает картошку, собирает товарные партии, калибрует и поставляет в торговлю, которая тоже не сплошь и рядом широкоформатная. Есть малые формы предпринимательства, а у нас и это проблема.
«СП»: — Но в последние годы и производство картофеля в личных хозяйствах снижается. Как сказали в Картофельном союзе, вместо нее все чаще сажают газоны…
— Возможно, в Подмосковье, где дачники выращивали картошку только из любви к искусству и эко-продукции, и стали вместо нее засаживать газоны. Но если говорить о сельских жителях с личными подсобными хозяйствами, они сажают картошку, чтобы ее есть. Точно могу сказать, что в подсобных хозяйствах выращивают больше картофеля, чем в крупнотоварных предприятиях.
Повторю, у нас нет нерешаемых проблем с производством картофеля. Есть проблемы в сбытовой, снабженческой структуре, в организации хозяйства. Даже если бабушка вырастила у себя десять мешков картошки, она с семьей может съесть только пять, а остальные пять просто пропадут, потому что продавать их ей негде.
Все это можно было бы решить развитием сбытовой сети, а также сети, которая позволяла бы получать фермерам хороший семенной материал, потому что это очень важно для качества продукции.
Это комплексная система, в рамках которой нужно развивать и товарное семеноводство, и производство спецтехники. Если большая часть картошки производится в малом и среднем секторе, там не нужны гигантские поливные системы, а других у нас почти нет.
Нужно развивать и прокат техники, потому что покупка трактора для одного гектара земли никогда не окупится. Раньше тракторы брали в колхозах, но они развалились. И теперь вскапывание земли становится большой проблемой — без техники лопатой гектар не вскопаешь. Это, кстати, одна из причин снижения производства в личных хозяйствах. Поэтому необходим целый комплекс мер для развития малого и среднего бизнеса, очень важного для картофелеводства, тогда и трудностей с отечественным картофелем возникать не будет.
Мария Безчастная
Комментарии