Большинство НКО - иностранные агенты

На модерации Отложенный

Президент Владимир Путин подписал скандальный законопроект об НКО — «иностранных агентах»; он вступит в силу во второй половине ноября. Правозащитники, получающие иностранное финансирование, под страхом двухлетнего заключения должны будут регистрироваться в реестре иностранных агентов. При этом зарубежные фонды не смогут финансировать НКО из этого реестра, если будут следовать букве российского закона. «Патовая ситуация», — комментируют ситуацию правозащитники.

В субботу президент Владимир Путин подписал скандальный законопроект, обязывающий НКО, получающие иностранное финансирование и участвующие «в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации», регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Очевидно, что в ближайшее время закон будет опубликован и, соответственно, вступит в силу во второй половине ноября – через 120 дней после опубликования.

НКО, подпадающие под действие закона, должны будут добровольно подать заявку о включении в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. За отказ предусмотрены жесткие санкции: приостановка на полгода работы НКО, до 300 тысяч рублей штрафа, до 480 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ или до двух лет лишения свободы. НКО будут признаны политическими, если участвуют в «организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях». То есть под действие закона попадают правозащитные организации как таковые.

Поправки президента Путина вывели из-под действия закона религиозные организации, госкорпорации, госкомпании и созданные ими НКО, а также государственные и муниципальные учреждения.

Политической деятельностью было предложено не считать деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству.

Кроме того, из-под действия нового закона частично выпали представительства иностранных некоммерческих организаций, таких как Human Rights Watch: они не должны регистрироваться в качестве «иностранных агентов», поскольку и без того зарегистрированы как иностранные организации.

«Это был бы оксюморон», — пояснила «Газете.Ru» замглавы московского бюро HRW Татьяна Локшина. Впрочем ужесточенные правила отчетности, включая нелимитированное число проверок, которым может быть подвергнуто НКО, получающее иностранное финансирование, распространяются и на эти организации, отметила Локшина.

Российские НКО восприняли законопроект как оскорбление, в частности глава старейшей правозащитной организации России Людмила Алексеева поначалу даже грозила прекратить правозащитную деятельность.

Не исключал такое развитие событий и глава движения «За права человека» Лев Пономарев: по его словам, намеревался прекратить деятельность и правозащитный центр «Мемориал». Спустя некоторое время, впрочем, Алексеева заявила, что МХГ откажется от иностранного финансирования и попытается жить на пожертвования от россиян. Проблема в том, что обычные российские граждане не спешат жертвовать на правозащитников, а бизнес боится давать деньги без одобрения власти. Так или иначе, пока МХГ «ни при каких обстоятельствах» не намерена регистрироваться в качестве «иностранного агента», заверила Алексеева. Не планирует регистрироваться в качестве иностранного агента и ассоциация «Голос», занятая наблюдением за выборами в России. «Мы не занимаемся политической деятельностью», — пояснил исполнительный директор «Голоса» Григорий Мельконьянц. По его словам, «Голос» также попытается отказаться от иностранного финансирования — организация уже приступила к сбору средств на свою деятельность в России. «Пока серьезных результатов нет», — сказал собеседник «Газеты.Ru». Возможно, кампания наберет обороты к выборам 14 октября, надеется Мельконьянц.

Зарубежные фонды, с которыми сотрудничает «Голос», не смогут финансировать организацию, если та признает, что занимается политической деятельностью: в их уставах прописан запрет на финансирование политической деятельности, напомнил Мельконьянц. Так что регистрация «Голоса» в качестве иностранного агента бессмысленна.

Есть надежда, что зарубежные фонды продолжат понимать политическую деятельность так, как понимали ее до сих пор, а не в соответствии с буквой российского законодательства, предположили Локшина и руководитель правозащитного центра СОВА Александр Верховский. Сам Верховский, по его словам, решения о регистрация в качестве иностранного агента еще не принял, а решил подождать: «Закон вступит в силу еще нескоро: к нему должны быть приняты подзаконные акты, разъясняющие, в частности, на каком основании я должен сам являться для регистрации иностранным агентом».

Впрочем зарубежным фондам, зарегистрированным в России, возможно, придется руководствоваться именно буквой российского закона, «иначе они потеряют возможность напрямую помогать российским НКО», заметила Локшина. «Просто патовая ситуация. Хороших ходов здесь нет», — сказала правозащитница.

Источник в представительстве одного из таких американских фондов сказал «Газете.Ru», что решение о способах дальнейшего сотрудничества с российскими НКО еще не принято. Оно будет приниматься «на самом верху, в Вашингтоне», уточнил источник. Ранее госсекретарь США Хиллари Клинтон пообещала российским правозащитникам придумать такую схему финансирования, чтобы не раздражать российские власти.