Скульптуры из мрамора, которые непонятно как сделали
Кусок мрамора, молоток и зубило — вот, кажется, и все, что использовали с древности мастера при изготовлении своих скульптур. А что вы скажете на это? Неужели прямо так и зубилом по камню?
Бюст Марии Дуглиоли Барберини, выставленный в Лувре (создан Джулиано Финелли в 1626 году). Фото с сайта http://cf-source.onedio.com/
Тонкое кружево, мягкие складки, даже мелкие дефекты кожи и отдельные волоски бровей — буквально все могли передать некоторые выдающиеся скульпторы прошлого. Среди них наиболее прославленным стал архитектор и самый востребованный скульптор своего времени Лоренцо Бернини (1598–1680 гг., Италия). Это ему приписывается изречение:
Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск.
Но как объяснить, что мрамор в руках гения не откалывался, а будто плавился, мягко прогибаясь и струясь? Неужели, и правда, скульптор «грел и плавил» твердый камень, заставляя его нарушать законы физики? А еще многим исследователям не дает покоя тот факт, что в статуях Бернини есть внутренние полости. Зачем они?
И мы бы и дальше мучились в догадках, если бы не вот эти строки в книге 1827 года «О важности химических исследований в кругу наук и искусств» Александра Иовского:
Фото с сайта https://dlib.rsl.ru/
То есть существует способ «превращения мела в мрамор». Стоит также вспомнить технологию применения современных сухих смесей. Что если кругу избранных скульпторов прошлого была уже известна технология изготовления «жидкого мрамора»? Этим можно было бы легко объяснить и высокую скорость копирования статуй, и такую точность в деталях. Но как добиться такой точности, чтобы даже мраморное кружево было будто настоящее? Наверное, Бернини не лукавил, когда сравнил мрамор с воском. Без воска тут не обойтись.
Если мыслить логически, то скульптуры, скорее всего, действительно изготавливались из воска, со всеми подробностями, включая фактуру одежды, кружево и отдельные волоски на голове. Далее нужно было по восковой фигуре сделать форму для отливки скульптуры из мраморной массы. Некоторые исследователи считают, что для создания форм использовалась глина. Ставили статую в подобие ящика, заливали глиной.
После полного затвердевания глину можно было прогреть, а воску дать из нее вытечь. Вот вам и форма, пустая и высокоточная.
Похищение Прозерпины. Скульптор — Джованни Лоренцо Бернини. Фото с сайта https://www.teggelaar.com/
Но настолько ли важно, как были сделаны эти шедевры. От выяснения истины вряд ли уменьшится наше восхищение ими. Вряд ли эти скульптуры будут иметь меньшую ценность для нас. Поэтому давайте просто любоваться!
https://www.youtube.com/watch?v=NUHdumtRlfM&t=272s
Комментарий удален модератором
ЧАСТЬ 2
год примерно работы Ломоносова которые основательно подверглись сомнению и как выясняется все выдающиеся работы переписаны из допотопных книг, наверное поэтому власти скрывают их наличие. хотя с появлением интернета как шквал информации в пустую голову...наличие потопа подтверждает рост деревьев..в России нет деревьев старше двухсот лет в Америке есть деревья возрастом тысячу лет (Секвойя)...возвращаясь к баранам вычсняется, что паровозы ходили и при Петре...первом и здесь бардак..Пётр уехал за бугор а вернулся уже не Пётр...а чёрте кто который Питер и не думал строить. а его откопали...(делать нехрен!) словом кому было не лень...правда никто не знает кому было не лень...одно слово. история не наука. дела-а-а...Хорошее оружие пришло из Америки (факт) наверное залётные его у Гуронов отняли...?!
_________________
Вам это кажется.
На самом деле инструментов было гораздо больше. Рубщик тем самым молотком, зубилом и клиьями лишь вырубал блок, и придавал ему смутные, грубые очертания.
Потом в дело вступал - резчик, с резцами, штихелями, скобелями, всего не перечислить, полировка и доводка - ваще отдельная песня.
Так что растягивать дырявые меха старого баяна с фальшивой песней".Вот возьму я молоток, вырублю прынцессу..." - можете только перед публикой, с трудом сдавшей ЕГЭ.
Если бы я не работал в мастерских худфонда в свое время, где такие и производят, то хоть и не бегал бы потреяв штаны с криками про широко шагающих предков с ЧПУ под мышкой, то удивился бы. Я не по камню, это сосед по мастерским по ним работал. Оставил подобную из приведенных, (что вы видели только на фото) и ваял более срочный заказ, попроще, тогда братки мерли как мухи по осени. И каждому надо чуть ли не пантеон на вечную память.
резчиков по мягкому камню у нас учат в Кунгуре. В ,Екб - больше по твердому. Специальные учебные заведения, откуда выходят ювелиры и оформители... Я в последние несколько десятков лет - последний из перечисленных, правда образование другое, тоже художественное, но не училище, а институт...
Ну а про литье уникальное... вы наверное спутали, с каслинским дутьем. Чугун, это смола железного дерева, ее на высокогорных склонах Сахары зулусы собирают вручную из трещин в коре железного дерева, и срочно, чтобы сохранить свежесть, доставляют в уральский город Касли, где по секретным техналогиям предкаф выдувают высокой художественной стоимости статуи и кольца для Таврии. ))))
Это работа студента предпоследнего курса.
Причем учтите, что размеры этой работы (типа нэцке, меньше пачки сигарет, пуговицы на тех скульптурах с кружевами )- вообще не предполагают вашего молотка. Предварительная обрубовка идет на дисковых фрезах, или дремелях с шарошками. Все как встарь, изменились только приводы, они стали электрическими, а не ножными.
Тоже размер минимальный. Куда там кружево... Причем глаза - вставки из другого камня, там ваще мелкота, ваше зубило держали пинцетом под лупою...
Сам я по мрамору вырезал только тексты, Но зато по ганчу (подсушенная глина) резал и не такие сети. Лепка была одним из спецпредметов, и многие мелкие детали было проще не лепить, а вырезать. А она еще хрупче мрамора(можно и арматуру вставить, но и обрабатывается легче) но зато ремонту или переделке легко подвергается. Учебные были работы, сдал, получил оценку, и снова в ящик с комками глины.
Удаляется то что наскреб, и по бликам видны получившиеся плоскости. Мрамор - светопропускающий материал, и на сухую, по матовой(еще не полированной) поверхности сложно определить насколько в глубину залез. Он еще и рассеивает слегонца, а с водой имитация того, что будет в итоге.
Сухая - только обрубовка, и то не всегда. Но там "пыль" имела фракцию - гравий и щебень.
А сохраняли просто, работали кусками, запечатывая готовое в воск, открывая для работы только часть. Т.е. в воздухе ажур не висит, а опирается на массу воска.
И ещё. На лабуду экскурсовода по Воронцовскому дворцу в Крыму, что все фигурные детали дворца из диабаза вытесаны простыми крепостными мужиками при помощи железных молотков, я предложил ему найти умельца, который вытешет из диабаза таким молотком просто кирпич и этот умелец получит тыщу баксов, экскурсовод заулыбалась и видно было,что она и сама не верит в эту чушь