Нежные и красивые акварельные портреты В. И. Гау.
На модерации
Отложенный
Продолжим знакомство с творчеством русского художника В.И. Гау.Его волшебные акварельные портреты просто восхищают своим мастерством.
В. И. Гау был ведущим мастером портретной акварели на протяжении трех десятилетий. Ему подражали многие мастера, его оригиналы использовались для гравюр и литографий.
Творчество художника определяло развитие акварельного портрета в 1840-1860 годы, пока этот жанр не был почти полностью вытеснен более доступной фотографией.
Автопортрет .1855г.
Акварельный портрет не был принадлежностью исключительно русской культуры. Этот жанр был распространен по всей Европе в очень небольших формах, что объясняется общим развитием искусства и практическими потребностями общества в портретах небольшого размера.
При каждом европейском дворе работали акварелисты, писавшие портреты, которые затем часто тиражировались литографским способом.
В. И. Гау легко примкнул к немецкой традиции, так как между русским и немецким искусством 1830-1850 годов существовали тесные связи. Непосредственными его учителями были художники из Прибалтики.
Отличительная черта портретов Гау – это нежность, лёгкими белилами передаётся платье, и на портретах передан мягкий свет глаз.
Portrait of Princess Shakhovskoy 1849
Портрет великой княжны Марии Николаевны (1819-1876) - 1838
Аврора Карловна Демидова, урождённая Шернваль
Портрет девушки
Портрет Елизаветы Александровны Полетики.
Портрет княгини Елены Павловны.
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной1840г
Дама в багряном, 1848 г
Portrait of a Lady by a Piano, 1846
Портрет Любови Александровны Мусиной-Пушкиной (урожд. Кушелевой-Безбородко)
Портрет Анны Сергеевны Шереметьевой, 1838.Много портретов царской семьи, в частности дочерей великого князя Михаила Павловича, и конечно – дочерей императора Николая I.Портрет великой княжны Александры Николаевны.
Портрет великой княжны Ольги Николаевны.
Многие изображенные на портретах дружили с русскими поэтами золотого века.Алексей Аркадьевич Столыпин – «МонгО». Друг Лермонтова, последовавший за поэтом в ссылку в действующую армию на Кавказ. Портреты Гау передают характер людей, светский лев, смотрит свысока на условности.Портрет К.Ф. Опочинина, который был знаком с А.С. Пушкиным и М.Ю. ЛермонтовымПортрет княгини Анны Бобринской, 1837. Пушкин говорил, что княгиня несколько раз выручала его в разных хлопотах.
Анна Алексеевна Оленина, которую А.С. Пушкин любил «так искренно, так нежно». 1839 г.
Но, сам признайся, то ли делоГлаза Олениной моей!Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений,И сколько неги и мечты!.Потупит их с улыбкой Леля,—В них скромных граций торжество;Поднимет, — ангел РафаэляТак созерцает божество!(А.С.Пушкин)Портрет Авроры Карловны Шернваль, в браке Демидовой- Карамзиной, которая родилась в Финляндии и прославилась красотой в Петербурге и благотворительностью в Хельсинки.
Портрет Эмилии Мусиной-Пушкиной (ур.
Шернваль фон Валлен) (1810-46), сестры Авроры Демидовой. Об Эмилии говорили, что она «сияет новым блеском благодаря поклонению, которое ей воздает поэт Пушкин». Лермонтов посвятил ей стихи "Графиня Эмилия – Белее, чем лилия...". Ею так же восхищались Баратынский, Сологуб, предположительно ей посвятил стихи Вяземский "Ты светлая звезда таинственного мира".
"Графиня Эмилия
Белее, чем лилия.
Стройней ее талии
На свете не встретится,
И небо Италии
В глазах ее светится.
Но сердце Эмилии
Подобно Бастилии!"
(М.Ю.Лермонтов)
Акварели Гау – это связь эпохи Пушкина с ХХ веком.Портрет великого князя Николая Михайловича в детстве. Великий князь (1859-1919) стал историком, был Председателем Русского географического общества, а затем был убит большевиками во время революции.И конечно, Гау – это живописец, создавший портреты Наталии Николевны после Пушкина.
Наталья Гончарова.1843г.
МАДОННАСонетНе множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков.В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель —Она с величием, он с разумом в очах —Взирали кроткие, во славе и лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.Исполнились мои желания.Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.8 июля 1830Н.Н. Пушкина, портрет, отправленный в подарок сестре Александре.Н.Н. Пушкина-Ланская, 1849.Гау – это не только прекрасные дамы и кавалеры, это целая эпоха. Филарет, митрополит Московский.
Портрет графини Анны Владимировны Бобринской
Портрет неизвестной в бордовой накидке 1838
Портрет девочки с красными бусами.1846г.
Портрет великой княжны Ольги Николаевны, (1822-1892) - 1838г
Портрет принцессы Уваровой
В изображениях Гау как бы выведена формула аристократизма во внешнем проявлении и определены составляющие ее элементы. Они постоянны и переходят из портрета в портрет — ясное и спокойное выражение лица, осанка, поворот головы, модная одежда.
Но индивидуальность совсем не обязательно теряется за внешним стереотипом. Портретная концепция 1840-х годов предполагала точное до натурализма портретное сходство. Лица на портретах Гау всегда индивидуальны.
Портрет принцессы Терезы д. Олденбург (1815-1871) (1838)
Портрет Александра Мордвинова.1846г.
Портрет великих княгинь Екатерины Михайловны и Марии Михайловны. 1837
Портрет княжны Александры Александровны.
СЕМЕЙНЫЕ ПОРТРЕТЫ:
Портрет Гаральда Гау, сына художника в детстве. 1852
Портрет Марии, Ольги и Евгении Гау, дочерей художника. 1850
Портрет дочери. 1853г
Акварельные портреты художника у современников и современниц имели большой успех – что неудивительно. Они прекрасны!
Комментарии
Но как портрет на память - прекрасно !
скрывались нежные черты
где облик явлен без изъяна
прекрасной девичьей красы
Акварельные портреты - это что-то!
Такие же восхитительные, как пейзажи!
Как он так мог? Вот эти девичьи - просто неописуемо хороши: складки на белом...
Портреты принцессы Терезы д. Олденбург, княгини Елены Павловны.... - да все потрясающе хороши!
Даже слов не нахожу выразить...
Спасибо, Алина!
Все женщины кажутся такими нежными изящными,как ангелы.
Мне очень понравился портрет Филарета, он, по моему, самый выразительный! И, конечно же, Пушкина великолепна!
Платья всегда таких нежных,приглушенных тонов и розочка или брошь в центре.
Но... Мне или показалось и это мистика, или это действительно так - обратите внимание на глаза людей на портретах...
Как они настороженно и внимательно вглядываются в будущее, в наше время и в другую Россию... Просмотрел три раза, а впечатление это только усилилось!
В лицах присутствует характер, внимание, надменность и доброжелательность... и настороженность. Или мне - всё-таки показалось?
---
Образность портретов - она выше и сильнее, чем впечатление от фотографии, там люди живут, они живые даже в Вечности. Потрясён.
---
Очень заинтересовала техника и материалы для красок. Акварель отличается тем, что у неё нет белого цвета - им обычно служит фон бумаги или выбеленного картона. Здесь же отчётливо видны мазки и линии белого цвета - быть может я чего-то не знаю?
А то что видны мазки ,возможно он применял технику отмывки,когда создаётся нужный фон для портрета.Спасибо вам за такой искренний отзыв.
http://maxpark.com/community/5507/content/1994662
Кстати, портрет Голициной, работы Соколова, тоже очень хорош. Но манера исполнения уже другая.))
Портрет Бакуниной.
Портрет Кикиной в детстве
Но у ГАУ акварели удивительно нежные и какие - то наполненные светом и прозрачностью, что ли....
Прекрасный пост, Алина! Спасибо!
Изумительные работы!
Портрет дамы с розой в волосах.
.
Портрет царевича Александра Николаевича, (1818-1881) - 1841г:
Дети в коляске.
А. Г. ФИЛОСОФОВА, УРОЖДЕННАЯ СТОЛЫПИНА
Акварель В. Гау, 1843 г.
Варвара Николаевна Асенкова.Актриса.
Потом портрет был небольшой формы и его можно было подарить любимому человеку.
Граф Николай Владимирович Адлерберг(1819-1892) - 1847г:
Это работа Соколова.
А это Кипренского.
Портрет молодой женщины.
Комментарий удален модератором
Ведь по сути это женская элита того времени.Красивые,умные,образованные.Служили музами для писателей и поэтов.
Комментарий удален модератором
Мне не нравится томность
Ваших скрещенных рук,
И спокойная скромность,
И стыдливый испуг.
Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно-осеннего
От аллеи, где кружат листы.
Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете.
И вам чужд тот безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске безотчетной
Прямо в солнце пускает стрелу.
Н.Гумилев
Акварель В.И.Гау
Комментарий удален модератором