Православие и инославие. Где же путь к спасению?

Наткнулся на интересную новость о богослужениях православных христиан в переданном во временное пользование католическом храме. Подобные явления взаимопомощи стали возможны от эпохи Второго Ватиканского (католического) собора 1967 года, который принял немало спорных решений по реформе западных богослужений, вводу молитв, основанных на неприспособленных пока еще для этого скороспелых текстах на современных национальных языках. Но не будем на этом останавливаться. Обратимся к основным смыслам Православия и инославия, к тому как мы ищем единения Церквей. Также позволю себе привести в этом материале слова величайшего московского митрополита святителя Филарета Дроздова, создателя православного катехизиса, вдохновителя Синодального перевода Писания на русский язык (которым мы и поныне пользуемся).

Сегодня для православных важно обладать братской любовью к заблуждающимся католикам, которые весьма часто ее имеют, благодетельствуют нам и нашей Церкви. Заручимся поддержкой Василия Великого для оправдания этого тезиса. Он толковал древних отцов об отношении к раскольникам следующим образом: "Раскольники - "еще не чужды Церкви", а точно с греческого: даже "еще принадлежат Церкви" - значит, они еще не совершенно отторглись от нее, какая-то связь с Церковью у них уцелела, поэтому их крещение принимается". Очевидно, что Церковь признает спасительность крещения инославных.

Тем более, крещения католиков, разногласия с которыми всегда трактовались как церковно-политические - Папа стремился поработить православный мир как "преемник" Христа, передавшего церковную власть апостолу Петру. Примечательно при этом то, что апостольское служение было исключительно миссионерским. Апостолы рукополагали епископов Духом Святым, но не были их предшественниками по полноте церковной власти. Ведь у архиереев была постоянная определенная паства, а апостолам была вверена вся проповедь Христианства. Следовательно, мнение о непосредственной власти миссионеров над епископами неверно. У апостолов было первенство чести, право увещевания верных, чем они и пользовались в своих Посланиях. Отсюда пошла соборность, которая попрана в Риме. 

Как выступление против соборности трактовалось и одностороннее принятие Западом догмата Филиокве, учащего об исхождения Духа Святого от Отца и от Сына, в 1054 году ставшее одной из причин раскола, вместе с вопросом о первенстве Папы Римского. Святитель Марк Эфесский на последующих прениях об унии предложил латинянам следующую богословскую формулу: Святой Дух исходит от отца через Сына. Эта истина имела разъяснительный характер, Она была обозначена для того, чтобы донести до заблуждающихся, что тайна Троицы непостижима, что не следует идти в ее познании дальше Вселенских соборов. Она объясняет единство Духа с Отцом и Сыном. Но единство различное. Первичны отношения рождения Сына (Логоса) от Отца, исхождения Духа от Отца. Это четкое разграничение являет нам христианское учение о Троице. Логос (Сын) взаимодействовал с верующими через Его воплощение в Богочеловека, оставившего нам спасительные таинства, восстанавливающие спасительное единство со Спасителем. Святой Дух же есть Утешитель, посланный Христом, по воле Отца.  Также Дух есть основание Церкви, что мы понимаем из литургического наследия Пятидесятницы, Дня сошествия Духа на апостолов, которые передали нам Его энергию. Все лица Троицы составляют Единицу, то есть Бог един в трех лицах. Католическое же учение принижает Святой Дух как соподчиненный Сыну. 

Святитель Филарет Московский молился: "Призовем Единого Пастыря единого стада, чтобы Он просветил разделенные стороны и открывал им воззрение представления, ведущее на стези мира и единения, с прощением и взаимным терпением и любовью".

Так зададим самим себе вопрос: можно ли на основании непонимания тайны Троицы говорить о том, что так называемые еретики не наследуют Царствия Божьего? Ведь ересь - это априорно ложное учение. А с расколом все сложнее. Церковь всегда назначала одну епитимью расколоучителям, иную заблудшим. Сегодня католики делятся на множество течений, большинство из которых обращается к восточному наследию за истиной. Многие из моих знакомых католиков отрицают известные западные ереси - например, Непорочное Зачатие Девы Марии, умаляющую подвиг Богородицы через заблуждение о том, что для рождения Христа она была сверхъестественно избавлена от склонности грешить. Отметим, что сохраняющиеся заблуждения о Деве Марии неприемлемы. Но спасемся мы Господом Иисусом Христом, имея пример Пресвятой Богородицы, а не через Нее.

Бог есть любовь. Но проявление ли любви - признание возможности лишь облегчения адской участи после конца земной жизни для тех, кто верит недобросовестно толкующим учение о христианской иерархии и догматике Папам, которые для них, по их наивности, являются любимыми пастырями и примером для подражания...

Есть ли проявление духа нашей веры в том мнении, что каждый христианин должен досконально разбираться в учении о Троице, независимо от окружения, интеллекта и всех земных соблазнов? А если это не так? Попадет ли бретонская крестьянка Паскаля, со своей народной верой, в геену огненную как и расколоучители?Все наши разногласия должен разрешить богословский диалог, который сможет со временем всю полноту католичества или разумную его часть привести к единству с Православием.

Владыка Филарет писал об этом так: «Я не знаю, многие ли из христиан западных и глубоко ли проникнуты сими особенными мнениями, обнаруживающимися в Церкви Западной, и кто из них как твердо держится верой краеугольного камня Вселенской Церкви - Христа. То изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается о суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви. По самым законным церковным, я придаю частную Западную Церковь суду Церкви Вселенской, а души христианские - суду или, паче, милосердию Божию».

Многие знающие эти темы скажут, что Лаодикийский собор признал молитвы с раскольниками неподобающими. Почему? Епископ Никодим (Милаш) в толковании на более раннее рассмотрение этого вопроса самими учениками Христа 45 Апостольского правила пишет: "Правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками в делах веры". Толкование вполне убедительно. Стремлением противодействовать религиозному индифферентизму руководствовались, несомненно, и Отцы Лаодикийского Собора, издавая свое 33-е правило. Думаю, что следует понимать это сугубо дисциплинарно. Поскольку отлучения за молитву с раскольниками, как за молитву с еретиками, нет.

В связи с вышесказанным, представляется интересным привести еще одно мнение Святителя Филарета, которое, может быть, кому-то покажется несколько полемичным. Но это - его выношенная точка зрения: «О живом лютеранине (прим. авт. - даже о нем, более далеком от Православия, не то что о католике) можно петь молебен и просить ему благодати Божией, привлекающей в единство Истинной Церкви, но о умершем - иное дело. Мы его не осуждаем, но его была воля остаться до конца вне пределов Православной Церкви. …Зная некоторых лютеран, имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, для утешения присных верных я дозволял о них молитву - не открытую, в Церкви, с которой они открыто не соединились в жизни, но на проскомидии, и панихиды в доме».

То, что сегодня между нами, готовыми придти к христологии Единой Церкви, нет евхаристического единства – это наша беда, рана на Теле Христовом, Его Церкви. Это дисциплинарная мера для выражения осуждения модернизму или ригоризму отдельных католиков. Но путь к совместным молитвам к тем, кто пока еще в заблуждении несколько по-иному славит Бога должен быть найден. Первая попытка к единству во Христе через совместное Причащение и общие молитвы была сделана 16 декабря 1969 года. Священный Синод постановил: «В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств, это не возбраняется» (Журнал МП. 1970, № 1, стр. 5). Тогда власть гнала (и полностью искоренила) католичество в СССР, а РПЦ дала возможность католикам не потерять единства со Христом. Любовь превзошла дисциплину в чрезвычайных обстоятельствах. Но недовольство представителей греческих православных деноминаций уже в следующем году заставило РПЦ отложить эту практику до Всеправославного Собора, когда о ней будет принято общее решение.

Кто же теперь посмеет отрицать спасительность решения Синода? И кто посмеет сказать, что гонимые за имя Христово католики тогда не спаслись, принимая у нас таинства исповеди и Причастия? К слову, митрополит Иларион Алфеев заявляет, что РПЦ больше не именует католиков еретиками ради богословского диалога между нашими конфессиями, исповедующими Христа. Также анафема Константинопольского Синода 1054 года не может рассматриваться как соборная. Конечно, она порадила массу неприязни и страшных проблем – таких, как униатство, например. Но внешних судит Бог (Кор. 5:13). А Дух дышит, где хочет. Поэтому давайте не будем восхищать Суд Божий относительно вопроса спасения западных христиан, руководствуясь словами святителя Филарета, возлюбившего ближних и дальних людей по заповеди Божией:

«Всякий, во имя Святой Троицы крещеный, есть христианин, какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна - Православная, но и все христианские верования, по долготерпению Вседержителя, держатся. Евангелие везде у всех одно, но не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви - не упрек от рождения воспитанным в том или ином исповедании. Простые души в простоте и веруют учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-Кафолической Православной Церкви, так и в римо-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится о соединении всех».