Осенний марафон. Железный пенал

На модерации Отложенный

               Осенняя пора – время ностальгии о любви. Было время и я не понимал, ну почему девушки такие задумчивые становятся, любят рассматривать картины художников известных и навсегда забытых нашими современниками. Сейчас бы я подумал – это ли задумчивость и есть ностальгия, тоска по уже утраченной, но ещё не пережитой любви. Той самой, большой и светлой, о той, что они прочитали в любовных романах, но тогда …я их просто не понимал.

          По той же причине я не понимал, ну почему их тянет поговорить о прочитанных книгах где нет «острого» сюжета, как сейчас говорят – «экшена». И самые любимые у них авторы: Александр Вампилов, Василий Шукшин, Виктор Астафьев и много других, о которых я и не подозревал – они же фантастику не писали и в школе их тоже не «проходили». А они мне: «Это были настоящие мастера – изысканная холодноватая насмешливость Нилина, изящная чуть отстраненная язвительность Вампилова, теплая домашняя ирония Шукшина, откровенная и такая очаровательная улыбка Пановой, милая интеллигентная наивность Вигдоровой, жадная древесная дикость Астафьева…»

           Это сейчас, ностальгируя, начинаешь понимать – а ведь в чём-то они были правы, не все было так плохо в том самом соцреализме, над которым сейчас многие потешаются из-за их инфантилизма и наивности, идеализации взаимоотношений героев и «лакировке» действительности. Раздражает и сейчас много из той прозы потому, что «расплодившимися бездарями», принявшими в период «брежневского застоя» размер «культурного бедствия», бывало, до абсурда доводилось. А пафос стараниями посредственностей становился пошлостью.
            Только настоящие мастера знали секрет «изготовления» настоящего пафоса, в том числе и в любовных отношениях. В этом смысле обязательно присутствуют: трепетный взгляд, букетик цветов, можно полевых и не самых дорогих, не в этом дело, прогулка в парке – это непременно, «посиделки» на скамейке, робкое касание рук, румянец на щеках и, конечно, трепетный поцелуй как апофеоз. Но в неумелых руках поденщиков от литературы все эти элементы превращались в «дешевку».
             Для чего я начал так издалека, да ещё «приплёл» изобразительное искусство, прозу и кино тех лет – просто вспомнил как «воспитывалось» чувство влюблённости, которое могло переродиться в любовь, а со временем, когда влюблённость проходит, что неизбежно, в дружбу между людьми, связанными общими воспоминаниями, когда уже все эти атрибуты как-то вроде бы и не обязательны, но порой так желательны, особенно для женщины.

             Сразу скажу, я согласен с теми, кто говорит о том, что есть морально-нравственные вопросы, которых двое так и не решили за все века существования человечества, да и вряд ли решат когда-нибудь.

              Это была преамбула. Теперь – суть: Она сидела за партой и была самой желаемой из всех девчонок в классе. Когда на 8-е Марта девочек удаляли из класса, а мальчики раскладывали сувениры им, тогда возникали споры – какой из них должен лежать именно на её парте. Я победил (был сильнее и настойчивее) и ей положил на парту железный пенал. Остальные были какие-то «приземлённые» – игрушки, мишки, мартышки, зайчики и другая дребедень.

            Дверь открылась и вбежали девочки… Каждая садится за парту, а там – подарок. И вдруг какое-то недовольное личико образовалось – это мой подарок не оценили….

            То время было в марте, а потом была осень спустя 10 лет по окончании школы, тихо падали кленовые листья на трамвайные пути, по которым трамвай ходил раз в пол-часа, и мы шли, размышляя о своих школьных годах, вспоминая ушедшую юность…

            Она замужем, двое детей, я – разведён… Этот железный пенал тоже вспомнили, игрушки никому не были нужны, их просто разбросали и забыли, а пенал служил ещё три года…

            В общем, история закончилась воспоминаниями у меня в квартире, кофе, ликер, лёгкая музыка, обольщение…
Никто потом и не вспомнил позвонить друг другу – у всех насущные дела, проблемы, заботы… И вдруг по почте посылка. Прихожу, беру, разворачиваю, а там... железный пенал.

 

АВТОР №27