Израиль — Ирану: нам что Трамп, что Байден, мы атакуем, когда сочтем нужным

На модерации Отложенный

Как уже сообщалось на этой неделе, Израиль, похоже, использует сумрачные дни между двумя американскими администрациями, чтобы усилить давление на Иран в Сирии.

 

В ночь на 13 января был нанесен авиаудар, приписанный Израилю, четвертый менее чем за три недели, на этот раз в восточной Сирии. Атаки были совершены в районе Дир-аз-Зура , а также вблизи пограничного перехода с Ираком в Абу-Камале. Всего были нанесены удары по 18 целям, включая штаб и склады иранских ракет и БПЛА. Атака в Дир-аз-Зур была проведена в относительно плотной городской застройке.

Этот шаг выглядит, с одной стороны, очередной попыткой Израиля сорвать усилия Ирана по переброске оружия и шиитских ополченцев через Ирак в Сирию. В то же время, его можно расценить как принципиальный сигнал - Израиль будет продолжать атаки, строго следуя своим оперативным потребностям, независимо от смены власти в США и намерения администрации Байдена возобновить переговоры с Ираном по "ядерной сделке", из которой администрация Трампа вышла в мае 2018 года.

Сторонники атаки утверждают, что у иранцев в настоящее время относительно слабые позиции в Сирии и в Ираке, и это позволяет наносить им удары в болезненные точки. Они считают, что на этом театре военных действий ситуация иная, чем в Персидском заливе. Там царит  напряженность и иранцы с беспокойством следят за действиями США, и, по-видимому, все еще обеспокоены возможностью того, что президент Дональд Трамп прикажет нанести прощальный удар, прежде чем покинуть Белый дом.

 

Но при этом в армии, министерстве обороне и спецслужбах есть те, кто опасается, что израильская активность чрезмерна и может привести к взрыву. На заднем плане остается открытый иранский счет к Соединенным Штатам и ​​Израилю из-за убийств иранских официальных лиц в прошлом году.

В последние недели высокопоставленные израильские чиновники услышали обнадеживающие замечания своих коллег из Пентагона: Трамп не подожжет Ближний Восток перед своим уходом - и даже если он попытается, найдутся те, кто его остановит. Особый интерес представляет весьма необычное заявление председателя Объединенного комитета начальников штабов американской армии, генерала Марка Милли.

Милли осудил нападение сторонников Трампа на Капитолий 6 января, пообещал, что Байден станет главнокомандующим вооруженными силами 20 января, и призвал своих подчиненных «быть наготове, не спускать глаз с горизонта и сосредоточиться на своих задачах».

Это обращение можно рассматривать, как обозначение красной черты для будущих поколений - военные воздержатся от любых попыток нанести вред американской демократии. И это можно рассматривать, как более конкретный сигнал: армия США не даст втянуть себя в безответственные действия вслед за президентом, чья психическая устойчивость вызывает сомнения.

 

Тем временем Байден завершает укомплектование штатов своих высших руководителей в сферах безопасности и политики, и одним из первых вопросов, которые им необходимо решить, станет иранская ядерная программа. Дипломат-ветеран Уильям Бернс, который на этой неделе стал новым директором ЦРУ, хорошо известен в Вашингтоне. Бернс служил заместителем госсекретаря во время разработки ядерных соглашений и даже написал книгу о своей дипломатической работе «Оhe Back Channel: A Memoir of American Diplomacy and the Case for Its Renewal» (в русском переводе она получила название «Невидимая сила. Как работает американская дипломатия»). Часть книги посвящена переговорам с Ираном.

Как следует из мемуаров Бернса, он - не большой поклонник премьер-министра Биньямина Нетаниягу. Он обвиняет Нетаниягу в попытке обмануть президента США Барака Обаму и манипулировать им в иранском вопросе. Когда летом 2012 года американцы открыли секретный канал переговоров с иранцами при посредничестве Омана, Нетаниягу узнал об этом шаге от разведки и усмотрел в этом предательство. Премьер-министр Израиля, пишет Бернс, утверждал, что комбинации санкций и дипломатии будет недостаточно, чтобы обуздать ядерные амбиции Тегерана.

По словам Бернса, Обама заметил неуклюжие попытки Нетаниягу манипулировать им, чтобы Соединенные Штаты взорвали подземный ядерный объект Ирана в Фордо, и давление достигло прямо противоположной цели. Бернс повторил это в разговоре с израильским собеседником несколько лет назад, уже при Трампе. Нетаниягу, сказал Бернс, по-прежнему хочет, чтобы Соединенные Штаты выполнили работу за Израиль - атаковав ядерные объекты. Но в конце концов, так или иначе, придется вернуться к переговорам по соглашению.

Назначение Бернса, как и все назначения Байденом выходцев из администрации Обамы, не оставляет места для сомнений. Нетаниягу больше не будет пользоваться свободой действий и маневра в Вашингтоне, как ему было разрешено делать в течение четырех лет правления Трампа.