Брюллов - портрет Натальи Гончаровой

На модерации Отложенный

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА

Потомки прадеда, который приехал в Россию из Франции, дети живописца-миниатюриста, академика орнаментной скульптуры, Карл и Александр Брюлловы с рождения воспитывались в богемной атмосфере настоящей, подлинной любви к различным видам искусства. 

Отец мальчиков тщательно развивал в них склонности к рисованию и умению видеть мир глазами художника.

Оба брата прошли обучение в художественной академии.

Александр Павлович Брюллов был известен в основном, как очень талантливый и умелый архитектор.

 Александр Брюллов
- русский архитектор, художник.

10 декабря 1799 - 21 января 1877

  Александр Павлович Брюллов, старший брат Карла Брюллова родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье скульптора.

В 1810 году братья поступают в Академию художеств: Александр становится архитектором, а Карл – художником.

После окончания обучения они уезжают на практику в Европу за счет государства.

Сначала поселяются в Мюнхене, спустя год переезжают в Рим.

Но у Александра имеются и живописные работы, в том числе портреты.


История создания портрета


Брюллов — портрет Натальи Гончаровой



Портрет Натальи Гончаровой, супруги и прекрасной музы великого поэта, наиболее известен среди других работ художника.

Портрет действительно получился весьма хорош, он был выполнен в 1832 году в технике акварели, и это практически единственный из известных, портрет супруги Пушкина, который создан при жизни поэта.

Поэт имел желание заказать портрет горячо любимой жены у Карла Брюллова, который был тогда знаменит и безумно популярен, но Карл категорически не захотел писать ее.

Великий художник был упрям и своенравен, ну а созданная его старшим братом Александром Брюлловым акварель, в итоге стала настоящим шедевром, выполненным в традициях Русской живописи в этой технике.


О портрете


Художник приступил к портрету в конце 1831 года.

Наталья была тогда уже в положении, но беременность пока была мало заметна.

На портрете Гончарова в девятнадцатилетнем возрасте. На ней светлое розоватое бальное нежное платье, вокруг декольте выписаны два ряда кружев.

Знаменитая ферроньера на лбу молодой женщины и серьги придают этому портрету особую изюминку и парадность.

На портрете кисти Александра Брюллова мы видим в ушах у Натальи красивые серьги с очень дорогими большими бриллиантами.

Это вызывает крайнее недоумение: Пушкины, впрочем, как и Гончаровы, были довольно бедны, вели очень скромный образ жизни, они не могли позволить приобрести Наталье столь дорогое украшение.

Несомненно, поэт заказал такой портрет в порыве тщеславия.

Пушкин очень глубоко и совершенно искренне гордился красавицей женой, хотя с точки зрения некоторых современников, она не была особенно красива.

Поэт писал ей: «будь молода, потому что ты молода, и царствуй, потому что ты прекрасна!».

Говорят, что эти серьги дал для позирования на портрет Пушкину близкий ему друг, князь Мещерский.

Когда супруга поэта стала позировать для портрета Брюллову, он категорически настоял, чтобы Наталья позировала только в этих прекрасных бриллиантах.

Причем алмазы эти были вовсе не обычными – в серьгах находились знаменитые «Шириинские алмазы», про которые ходило много нелепых предрассудков и легенд.

Говорили, что эти алмазы никак нельзя было носить любой женщине, которая не принадлежала к именитому роду князей Мещерских, и от этих серег и пошли все неприятности.

Портрет уникален тем, что он совмещает в себе парадность и одновременно трогательность, необычайную воздушность.

Это редко получается, обычно парадные портреты надменны и холодноваты.

Портрет Натальи Гончаровой Брюллова – это единственный портрет этой женщины в анфас, то есть, когда изображение на портрете смотрит прямо на зрителя.

Все другие ее портреты выписаны либо в профиль, либо в три четверти.

На портрете Брюллова видна, как тогда деликатно говорили, «неопределенность во взгляде», а говоря обычным языком, Наталья Гончарова была косоглазой.

Это и была одна из причин, почему Карл Брюллов не захотел писать ее портрет.

Глаза Натальи, большие и выразительные, были слишком близко расположены друг к другу, причем один глаз безнадежно косил.

Но последний факт не помешал Александру Брюллову создать истинный шедевр.