Дефолт-98

На модерации Отложенный

Международное рейтинговое агентство Moody’s заявило о дефолте России по внешнему долгу и допустило дальнейшие дефолты по выплатам госдолга. Накануне истек льготный период по выплате процентов по гособлигациям РФ на сумму около 100 миллионов долларов — держатели госдолга России не получили выплаты, что можно расценивать как дефолт, замечает Moody’s.

Дефолт этот носит технический характер — провести платежи Россия не смогла из-за санкций: Американский Минфин еще в мае решил не продлевать срок действия генеральной лицензии, по которой наша страна обслуживает внешний долг. «Рынки столкнулись с уникальным сценарием неплатежеспособного заемщика, у которого есть желание и ресурсы заплатить, но он не может», — пишет агентство Bloomberg.

Совсем другая ситуация была в 1998-м году, когда впервые в современной истории Россия допустила дефолт — тогда денег на обслуживание госдолга у нашей страны не было. Рассказываем, почему 24 года назад произошел дефолт РФ. После развала СССР его правопреемником стала Россия — обслуживание внешнего долга Советского союза (а он в 1991 году превышал 96 миллиардов долларов) легло на плечи Москвы. Экономика государства перестраивалась с плановой модели на рыночную, проводились не самые популярные реформы, денег катастрофически не хватало — дефицит бюджета увеличивался в арифметической прогрессии. После переизбрания Бориса Ельцина президентом, в России запустили процесс массового выпуска государственных казначейских облигаций, больше известных, как ГКО. С их помощью государство латало бюджетные дыры и наращивало госдолг. Держателям государственных казначейских облигаций обещалась высокая доходность, спрос на ценные бумаги был колоссальным.

Судите сами: за каждый одолженный рубль через год государство возвращало 5-7 рублей. Учитывая, что государственные облигации принято считать безопасным инструментом, такая доходность привлекала тысячи инвесторов, в том числе иностранных, которые выводили из РФ прибыль, платя скромный налог в 15%. Проценты по ГКО выплачивались из государственного бюджета, который, напомним, в 1990-е переживал не лучшие времена. Очень быстро система превратилась в пирамиду — старые обязательства Россия могла покрыть только за счет новых выпусков. Выплаты по ГКО вдвое превысили доходы государства. На тот момент резервы Банка России составляли 24 миллиарда долларов, обязательства же РФ оценивались в  36 миллиардов долларов.

В 1990-х доходы бюджета зависели от экспорта углеводородов даже сильнее, чем сейчас. А цены на нефть в 1998 году рухнули. Всему виной азиатский финансовый кризис, начавшийся в 1997 году. Во-первых, в любой кризис снижается спрос на энергоресурсы, соответственно, падает и их стоимость. Во-вторых, в конце 1997 года произошел обвал фондового рынка и рост ставок по кредитам и государственным обязательствам. Как результат — отток капитала. Российские финансовые власти, чтобы удержать инвесторов, постоянно повышали ставки по ГКО, тем самым увеличивая свои обязательства.

Летом 1998 года у России закончились ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга, 17 августа РФ объявила дефолт. ВВП по итогам того года рухнул в три раза, до 150 миллиардов долларов, сборы налогов снизились до рекордного минимума, а курс доллара взлетел до рекордного максимума, так же, как и инфляция.