Казахстан - как одна из смертоносных частей архипелага ГУЛАГа

На модерации Отложенный

В 30-50-е годы прошлого века Северный Казахстан оказалась местом ссылок и гибели для тех, кого коммунистическая система вырвала из родных мест.

Сколько же их было — замученных непосильным трудом, расстрелянных и униженных?  Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а в них сотни тысяч вынужденных поселенцев —  русских и украинских крестьян, депортированных немцев, прибалтийцев, ингушей, корейцев, поляков...

Двадцать три года назад, 31 мая 1997 года, Указом Президента в Казахстане был учрежден День памяти жертв политических репрессий. Как оказалось, подобное событие увековечили только в РК, ни одна из стран СНГ даже не задумалась о том, что миллионы их граждан в 30-50-е годы были вырваны из родных мест, замучены и расстреляны в лагерях. Причем не только на территории Казахстана, но и в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке. Своим мнением об этих событиях, а также о том, насколько важно сберечь память и сохранить историю случившегося для будущих поколений, в эксклюзивном интервью с журналистом «МК» поделился депутат Мажилиса Парламента РК, доктор юридических наук, профессор, руководитель научно-просветительского проекта «Карлаг — память во имя будущего» Нурлан Дулатбеков.

— Современное поколение молодежи мало что знает о трагедии, которую пережили их деды и прадеды, о десятках тысячах загубленных судеб узников лагерей. В то жуткое и жестокое  время в беспощадных жерновах коммунистической  тоталитарной машины сотнями тысяч погибали люди  -  граждане СССР.  Огромная, бездушная, набирающая обороты махина не щадила никого. Сегодня из жизни уходят свидетели того периода, и мы поставили перед собой цель зафиксировать всю информацию, которую хранит их память, поработать в ранее закрытых архивах, изучить материалы документов, восполнить многие пробелы истории жизни политических заключенных и военнопленных. Потому как очень много людей оказались узниками лагерей на территории Северного и Центрального Казахстана.

На 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана Первый Президент призвал к объективности и беспристрастности в изучении даже самых трагических страниц прошлого, поскольку модернизация общественного сознания — это та самая платформа, которая соединяет горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. 

Массовые коммунистические репрессии 1920–1950-х годов ХХ века стали величайшей трагедией вообще для миллионов людей.

Но да — исторический масштаб репрессий, пережитый всем народам в СССР, никак не укладывается в сознании. Достаточно заметить, что в Казахстане по политическим мотивам осудили более 103 тысяч человек и 25 тысяч из них приговорили к высшей мере наказания… Причем за какие-то две недели — с 25 февраля по 13 марта 1938 года было расстреляно почти все руководство республики, а это 650 человек. 

В то же время следует помнить, что всю тяжесть жестокой тоталитарной системы вместе с русским и казахским народом разделило более 1,5 миллиона депортированных немцев, поляков, корейцев, чеченцев, турок, греков и представителей многих других народов. С начала репрессий, с 1937 года, в Казахстане располагались 953 лагеря и поселения, узниками которых стали Лев Гумилев, Анатолий Марченко, Мария Капнист, Анна Тимирева, Александр Чижевский, Анна Баркова, Аркадий Белинков, Камила Икрамова и другие всемирно известные личности.

Осмысление этой темы актуально, как актуальны историческая память и сопереживание каждому из узников Карлага, число которых достигало одного миллиона. Их жизни были использованы как топливо для тоталитарной сталинско-коммунистической системы. И поэтому, изучая эту тему, мы определили для себя в проекте Карлаг свою особую миссию — донести правду об узниках этих лагерей. Они, несмотря на свой суровый статус, не сгибали спину перед жестокой судьбой, проявляли волю и продолжали жить, любить и работать, не потеряли веру и оставили память о прошлом в назидание своим потомкам.

Кроме того, изучая историю Карлага, мы гордимся тем, что несколько лет кропотливого труда уже принесли свои плоды. У ученых нашего проекта есть свои научные исследования, признание, поддержка идеи, единомышленники, есть история Карлага, зафиксированная, повторюсь, более чем в 40 томах. Причем, издавая эти книги проекта, мы хотим красной нитью проложить связь между поколениями, запечатлеть и сохранить ускользающие мгновения прошлого для потомков. Ведь история страны — это прежде всего история людей, история судеб тех, из кого и состоит страна, кто и есть эта самая страна.  И новое поколение, выросшее в современном мире, должно знать и помнить о том, что пережили их деды и прадеды, помнить и знать, чтобы больше никогда не стать ни участниками, ни жертвами исторических катаклизмов и преступлений. Также для своего проекта мы определили еще одну, пока мало изученную для нашей национальной истории, тему голода 1932-1933-х годов…