Пара слов о текущем крысисе


Да-да. Крысис. То что сегодня происходит на Окраине, в Европе (Греция, но не только, в Еуропе есть места и похуже, но греки когда-то были героями, вот и возбухают по старой памяти), да много ещё где – всё результат одного и того же, выступающие на поверхность острые шипы огромного айсберга, который на самом деле гораздо обширнее и страшнее. И греческого крысиса неплатежей, и окраинного кровавого срача.

Началось всё ещё в далёком 2008 и с тех пор, по большому счёту, не прекращалось. То-есть началось-то гораздо раньше, вылезло впервые в 2008-м и сильно всех удивило. Тогда же были приняты срочные меры (макияжик там наложили, духами побрызгали, чтоб не воняло), но время шло, трупец прогнил и штукатурка осыпалась. И снова полезло. Так в чём же дело-то?

Чтобы понять в чём дело надо вспомнить немного марксистской науки, она тут, как это не покажется странным, даёт гораздо больше понимания чем все новомодные теории. Итак, поехали!

Три источника и три составных части кризиса

 

У нынешнего кризиса, по большому счёту, три источника. Не буду их ранжировать по значимости, просто как в голову пришли:

1) Просрали базис

/*Господам буквоедам – да, дальше всё будет несколько упрощённо, но суть сохраняется, так что не парьтесь*/

Согласно марксистской политэкономии, вся экономика состоит из двух больших пластов: базис и надстройка.

Базис это производство. Производство средств производства и производство средств потребления.

Надстройка это всякие биржи, банки, акции, облигации и прочие формы мошенничества.

Несколько особняком стоит производство услуг, но это, по большому счёту, мелочи.

Марксизм учит, что все материальные ценности, то-есть по сути вообще всё, создаёт только и исключительно базис. Надстройка существует только и исключительно для обслуживания базиса, без базиса она существовать не может.

Что случилось в Европе и в Штатах? Там рулить стали финансисты, то-есть продвинутые бухгалтеры. Бухгалтеры забыли Маркса и придумали постиндустриальную "модель" экономики. Суть в том что бухгалтер видит: парикмахерская и торговля акциями даёт норму прибыли выше чем производство автомобилей или молока. "Зашибись! – кричит бухгалтер. – Будем развивать сферу услуг и финансовую сферу [надстройку – К], а производствами [базисом – К] пусть занимаются нигеры!". С нигерами не сложилось в силу культурно-биологических особенностей, производство перевели в Китай и прочие азиатские страны.

На законный вопрос: "А на что ты будешь покупать хлеб и машины?", бухгалтер отвечает: "На те деньги, которые заработаю в сфере услуг и финансовой сфере!". Тут одна тонкость, которую проще всего понять на примере: есть у нас большой богатый дом, все жители которого на улицу не выходят, только тем и заняты что друг друга стригут, красят друг другу ногти и составляют бухгалтерские отчёты... А хлеб покупают у фермера по соседству за фантики, которые тут же у себя печатают, столы и стулья – у лесника, у которого есть пилорама, у него же дрова для отопления, и прочая в том же духе. Чем всё кончится? Тем что фермер однажды перестанет менять хлеб на фантики, которые ему дают жильцы этого дома и начнёт менять его на дрова непосредственно у лесника, что, вообще говоря, сегодня в общемировом масштабе и происходит (всем уже набивший оскомину крах долларовой системы). Но бухгалтер поймёт это только тогда, когда в его собственной квартире отключат свет, воду и батареи. И то не факт. Ведь парикмахерская же даёт норму прибыли больше пилорамы! Так почему же?!!!

Собственно, США (в большей степени чем Европе) удавалось держаться в такой модели только потому, что мировая торговля многими жизненно важными ресурсами шла только за доллары. Но, как сказал один американофил (и правильно сказал ведь!), доллар стал главной международной валютой не только потому что удалось договориться с Саудовской Аравией, а потому что все были уверены: голливудские фильмы будут смотреть, американские машины покупать, американские компьютеры и программы будут лучшими, американские ракеты будут летать на Луну и так далее. То-есть у США тогда был самый крепкий в мире базис. Сейчас этот базис просрали, спасибо творцам постиндустриальной "модели". Отдали китайцам, практически даром. А китайцы все поголовно марксисты, они всё понимают правильно. Надстройка в странах Запада ещё подёргается, какое-то время, но крах неизбежен. И уже видно как всё рушится.

2) Новые технологии

Новые технологии задели всего несколько отраслей, но поскольку всё связано со всем, всем и досталось. Хоть и не так громко как от просрания базиса, но зато с хорошим последействием. Я об Инете и его воздействии на издательский бизнес. Первыми под раздачу попали бумажные издания. Сначала это было незаметно, потом ноутбуки подешевели, потом появились планшеты и смартфоны с большими экранами...

Первыми кайф почувствовали газеты и журналы – многие стали закрываться. После книжные издательства... тут работает много факторов: и набившее всем оскомину "пиратство", о котором надо поговорить особо (но не здесь), и то что в Сети полно бесплатного контента, качеством едва ли не выше того что предлагают за деньги и на бумаге, и... да много всего, а как результат – популярность традиционных бумажных изданий всё падает и падает. А это, между прочим, огромный пласт промышленности: производство бумаги, красок, печатного оборудования, собственно печать, распространение... Всё это медленно, но безнадёжно рушится.

Но не только. Так, например, благодаря цифровой фотографии в небытие ушли целые отрасли промышленности, как-то производство плёнки, фотобумаги, реактивов, проекционного оборудования, материалов для него (рамки для слайдов, но не только), целое направление сферы услуг. Это так, то что видно сходу, но если порыться можно найти и ещё.

Новые технологии требуют и новых бизнестехнологий, но старички издательского бизнеса упорно цепляются за свои привилегии, пытаясь удержаться на плаву за счёт разных запретительных мер (именно с этим связаны и все цензурные поползновения, и пресловутая борьба с "пиратством" и даже истерика вокруг педофилии). Скорость процесса замедлить получается, но общий вектор поменять, естественно, нет. Технология, естественно, победит, но пройдёт это через банкротства и сломанные судьбы. Как всегда.

Всё это малозаметно, но по объёмам – довольно много и хорошо добавляет в общую копилку проблем.

3) Исчерпан ресурс расширения рынков

То, о чём много говорили, начиная с Маркса (а то и раньше): Капитализм это постоянный рост потребления. Все кризисы капитализма это кризисы перепроизводства. Собственно, хвалёная конкуренция и есть постоянное перепроизводство, но иногда оно зашкаливает, от того и кризис. Решается это двумя способами: (а) реструктуризация производства, когда часть производств банкротится, выживают те, кто может существовать в новых экономических и технологических условиях и (б) расширение рынков.

Вариант (а) делает невидимая рука Рынка, вариант (б) – государство путём войны, Перестройки (у соседей) и оранжевых революций. Сегодня вариант (б) уже не прокатывает, бо дальше некуда, а вариант (а) невозможен, бо рынка фактически нет, есть плановая экономика под управлением мировой монополистической олигархии.

Собственно, все эти оранжевые, радужные и прочие революции – не более чем попытка протолкнуть вариант (б). Но не лэзе, потому как, как уже сказано, дальше некуда. Вся Земля уже охвачена единым глобальным рынком, а что не охвачено, то покупательной способности не имеет и не предвидится.

Потому и так долго

этот крысис продолжается, что начиная с 2008 года ни одна из причин не была устранена.

Базис теоретически восстановить можно (реиндустриализация), но

– производство в Европе и США объективно дороже чем в Китае, Вьетнаме и Корее и для поддержания внутренней промышленности надо провести ряд жёстких политических мер

– производство надо возрождать с почти нуля, а это деньги, которых уже кончается

– народец уже подразвращён постиндустриальной "экономикой". Поди загони биржевого маклера на завод, гайки крутить! Попробовали завезти рабсилу из Африки и с Ближнего Востока, но не на тех нарвались! Араб работать не будет! Вот корованы грабить – будет, а работать? Вот уж нет! Тем более если Франция платит ему пособие. Чтобы решить проблему надо Гитлера, а всех гитлеровцев перевешали в 45-м, так что проблема оказалась нерешаемой.

Новые технологии? Создать новые бизнесмодели в информационном пространстве тоже можно бы, да и примеры есть. В условиях высокотехнологичного производства и быта информация становится реальной производящей силой, а в науках Европа традиционно сильна (в отличие от Китая). Но при этом большая часть старой олигархии не впишется в рынок, совсем как большая часть советских пенсионеров. Вот только эти олигархи не советские пенсионеры, а вполне себе Бильдербергский клуб и вполне способны блокировать то, что им не нравится. В том числе и подавлять рост новых бизнестехнологий. Не навечно, но достаточно долго. Насколько долго? Пока вся система, которая их породила не рухнет и не похоронит их под своими обломками. А эта система и есть современная западная буржуазная цивилизация.

Ну а про рынки уже сказано. Конечно, делаются попытки насадить в окраинных странах (греция там всякая, литва, эстляндия и прочие Окраины) полностью послушные "правительства", но результат деятельности этих "правительств" (вернее, прямого внешнего управления) таков, что народец в этих "странах" полностью теряет покупальную способность и рынок сокращается ещё больше.

Почему так долго и безнадёжно? И что дальше?

Дальше западная система будет только разрушаться, причём довольно легко предсказать как суть, так и конкретные формы процесса. Суть состоит в том, что Запад грузит себя всё больше и больше, ввязываясь в горячие конфликты по удержанию своей гегемонии по всему миру. При дальнейшем ослаблении базиса. При этом всё чаще будет складываться ситуация как на Окраине сегодня: надо либо уходить, бросая всё, оставляя пустую территорию с обиженными "союзниками" и ликующими врагами, либо брать территорию на содержание, полностью, нагружая свою, и так смертельно больную экономику.

Первый вариант мы видели в Ираке и называется он ИГИЛ, второй неприемлем, потому как денег на такое глобальное поддержание гегемонии уже нет. И не предвидится.

Греция, кстати – прекрасный пример. Ещё лучше чем Окраина. Уйти оттуда нельзя, а оставаться – не на что. Вот и ударяются всякие еврокомиссии в откровенный дзен, пока жизнь решает всё за них.

А на Востоке, тем временем, медленно, но неотвратимо нарастает экономическая туша Китая. Китая, который сейчас может выставить армию, по численности равную всему населению США и это не создаст Китаю нерешаемых демографических проблем, скорее наоборот...

Но почему?!!!!!

Действительно, глядя на все потуги стран Запада, иногда думаешь что руководят Коллективным Западом люди откровенно невменяемые. Имея на руках ИГИЛ и Китай, растущие экономики Латинской Америки, США (олицетворяющие сегодня коллективный Запад) с упорством робота первого поколения заняты накручиванием новой холодной войны с Россией – единственным своим дееспособным союзником, причём естественным союзником, против и исламского радикализма, и Китая. А ИГИЛ, тем временем, уже ставит под сомнение само физическое существование государства Израиль (привет любителям теории жидо-масонского заговора). Так в чём же дело?

Чтобы понять это надо понять механизмы функционирования тайных обществ и олигархических кланов. А там очень многое зависит от личности руководителя, который сменяется только с отъездом предыдущего в Края Вечной Охоты (естественным образом или в результате кланового переворота, но последнее очень редко). А кто у нас сейчас руководит? Персонально? Кое что известно. Вот, например, некто Дэвид Рокфеллер, ста лет от роду. Случайно так в прессу просочилось что ему уже 6 (шесть!) раз пересаживали сердце. И почки тоже пересаживали. И, похоже, много чего ещё, причём не по одному разу. Похоже, определённым образом подобранная трансплантация способна продлевать жизнь реципиента, если не неограниченно, то очень долго, потому трансплантологию и развивают. Для всяких рокфеллеров. Но нам сейчас важно другое: Дэвид Рокфеллер немёртв (ибо живым назвать это нельзя) уже 100 лет и до сих пор участвует в выработке судьбоносных решений для США и Западной Европы. Но каждый человек имеет предел, за которым теряет способность понимать и принимать изменения изменчивого мира. А мир меняется постоянно. То что было идеально в 70-е, в 90-е стало смертельным, а сейчас – откровенно маразматическим. Но если присмотреться к тому, что творят США, замечаешь: те решения, которые они применяют были бы если не идеальными, то очень даже успешными в... 70-е – 80-е годы. Если бы СССР позволил. Возможно – в 90, в силу полного разгрома России тогда. Но сейчас всё стало совсем другим, а правящая клика США, состоящая из таких же неупокоенных немёртвых как Давид Рокфеллер, застряла своими мозгами в реалиях 80-х, то-есть 30 – 40-летней давности. И продолжает решать стоявшие тогда перед США задачи.

Заметим также, что путинское руководство до последнего, то-есть до путча на Окраине, пыталось договариваться с США, играть по их правилам. И только после киевского путча конца 2013 – начала 2014 сделало резкий разворот на Восток. И не просто разворот, начали демонстративно рвать все договора и соглашения. Всё естественно: правящая олигархия США показала не просто свою недоговороспособность, она показала свою невменяемость. А с невменяемыми дело иметь нельзя.