Беспорядки в Белоруссии в значительной степени спровоцированы Польшей.

Массовые акции протеста в Белоруссии в значительной мере спровоцированы из-за рубежа – а именно из Варшавы. По крайней мере, в этом уверены и ряд политологов, и белорусские власти. Насколько обоснованны подобные утверждения, чего именно хочет добиться Польша в Белоруссии и сможет ли она это сделать?

Хотя протесты в Белоруссии кажутся спонтанными, эксперты и политологи сомневаются в этом и пытаются найти признаки внешнего управления акциями оппозиции. Одной из самых заинтересованных стран в смене власти в Минске называют соседнюю с ней Польшу.

В Минске тоже придерживаются точки зрения о польской «агрессии». Так, белорусский президент заявил, что «нашими, извините, овцами» управляли через звонки из-за границы – в том числе из Польши. В ответ польский министр иностранных дел Яцек Чапутович дал понять, что звонки действительно были, но не из его ведомства и не от представителей власти.

Они «могут относиться к общественным организациям, которые имеют полное право поддерживать контакты с представителями белорусского гражданского общества, поэтому мы считаем это обвинение (в том, что Варшава управляет протестами – прим. ВЗГЛЯД) необоснованным», возмутился министр. Скромно умолчав о том, что данные общественные организации встроены в общую канву польской государственной политики на белорусском направлении.

А политика эта очень проста: Варшава стремится закрепить за собой в Европе роль «смотрящей», а то и «направляющей» по региону. Поляки позиционировали себя как главных экспертов по «Восточному пространству», а сам регион определяли как сферу своего экономического, культурного и политического влияния. Этим обосновывались, в частности, претензии Польши на место в «совете директоров» Евросоюза. Не говоря уже о том, что «проевропейская Белоруссия» должна была стать форпостом Польши против России.

Цель своих усилий по демократизации Белоруссии поляки даже не скрывают.

«Если Белоруссия будет страной без демократических свобод, без настоящей свободы и настоящего уважения прав человека, а такое возможно, то она не станет сильным государством. А также государством, которое сможет в долгосрочной перспективе противостоять России», – поясняет польский замминистра иностранных дел Павел Яблоньский.

Поэтому именно через Польшу, в частности, в свое время действовали оппозиционные белорусские телеканалы. Именно через Польшу проходило финансирование и обучение белорусской оппозиции. И сейчас именно Польша из всех стран ЕС занимает наиболее активную позицию по белорусским протестам. Активную – но в то же время очень неопределенную.

Да, Польша на стороне протестующих. «Мы должны поддержать белорусский народ в его стремлении к свободе», – заявил польский премьер Матеуш Моравецкий, а польский МИД назвал произошедшее «жестким усмирением состоявшихся после выборов демонстраций». Да, Польша призывает белорусские власти не применять насилие. «Мы ожидаем, что белорусские власти прекратят репрессии и начнут реальный диалог», – заявил Яцек Чапутович. Да, Польша говорит о необходимости поддержать слова делами. «Настал момент, когда солидарность с белорусским обществом должна выражаться в действиях», – заявил Чапутович. И не только польскими действиями, но и общеевропейскими – для чего созывает экстренный саммит ЕС. «Мы будем призывать всех предпринять решительные меры в отношении этого кризиса, который набирает силу вблизи наших границ и чреват серьезной эскалацией», – отметил Павел Яблоньский.

https://vz-ru.turbopages.org/s/vz.ru/world/2020/8/11/1054499.html?promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr