Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

В И З А Н Т И Я

Сообщество 4598 участников
Заявка на добавление в друзья

Удовольствие приводит к духовной смерти

1582 47 22
<tbody> </tbody>

Социологический, психологический и физиологический аспекты.

 

Казалось бы, в удовольствии нет ничего загадочного, и уж тем более – ничего плохого. Удовольствие естественно, оно сопровождает нас по жизни. Даже возникает желание измерить с помощью удовольствия качество жизни: чем удовольствия больше, тем жизнь лучше.

 

Но стоит попытаться хотя быть определить, что есть удовольствие, как уже возникают первые трудности. Словари говорят об удовольствии, соскальзывая в тавтологию. Например: чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. Удовольствие само есть переживание, некий происходящий в нас процесс Можно было бы сказать, что это - процесс метауровня, процесс инициируемый процессом; так ведь удовольствие не существует само по себе. Его нельзя отделить от - скажем так – «приятной» причины. Не бывает отдельно ощущение, а отдельно удовольствие от этого ощущения. Единство тут неразрывно.

 

На сложность определения приходится махнуть рукой, как это сделал Кант, заявив (в Критике способности суждения), что удовольствие не является способом познания, а потому дефиниции не поддаётся. Удовольствие надо чувствовать, а не усматривать. То есть, говоря современным языком, удовольствие находится вне компетенции сознания. Мы можем сознательно избирать или отвергать предметы, вызывающие наше удовольствие (или неудовольствие), но мы не можем волевым усилием перестать испытывать удовольствие от того, что его вызывает. В этом отношении удовольствие – физиологично.

 

Более того, удовольствие – элементарно. Мир психики сложен. Чувства гнева, раскаяния или стыда поддаются анализу. Удовольствие – нет; оно психически не мотивировано, а потому – неразложимо. Эта элементарность приводит к тому, что в психологической теории удовольствию присвоено имя не чувства, а чувствования. Кроме удовольствия психология знает ещё одно такое основное простое чувствование – страдание.

 

Оппозиция удовольствие-страдание выстроена ещё античной философией. В рамках этой оппозиции к страданию относится всё то, что противно человеческому естеству, нарушает гармонию бытия, а потому представляет собой абсолютное зло. Отражаясь в этом зеркале, удовольствие предстаёт в виде абсолютного добра. На этом основании древние греки пытались выстроить этику удовольствия. Но не вышло. Слишком часто удовольствие одного человека построено на страдании другого. А деятельность на благо всех, которая по идее должна бы гарантированно приносить удовольствие, отвечает внутренним устремлениям лишь немногих.

 

Современная культура в какой-то мере пытается возродить этическое оправдание удовольствия. Реклама нас убеждает, что получать удовольствие – хорошо. При этом как бы само собой разумеется, что принцип удовольствия тотален и получать удовольствие могут все. Таким образом, то, на чём споткнулся античный эвдемонизм, - невозможность расширить основание удовольствия без того, чтобы не увеличилась масса страданий, в современной культуре вовсе не очевидно. Почему?

 

Самая примитивная матрица стимулов, определяющих поведение человека, содержит всего четыре стимула: два положительных – любовь и удовольствие, и два отрицательных – нужду и страх. Почти на всём протяжении человеческой истории ведущими были отрицательные стимулы: людям приходилось опасаться за свою жизнь и отчаянно бороться с нуждой. Любовь – слишком высокое чувство, чтобы активировать человеческие массы в исторически значимый временной промежуток, да и удовольствие в основном было прерогативой высших сословий; в народной среде удовольствие лишь оттеняло суровый ежедневный контекст.

 

С возникновением современного общества в Европе картина изменилась. Техническая революция сделала возможным массовое производство. Если в экономике раньше всегда был недостаток товаров, то теперь Европа столкнулась с их переизбытком. Возникла проблема сбыта. С другой стороны, если раньше общество имело жёсткую классовую структуру, то так называемая демократизация привела к формальному уравниванию прав. Таким образом удовольствие попало в число демократических завоеваний, а развитие маркетинга и рекламы сделало его самым востребованным, поскольку, продавая удовольствие как свойство товара, оказалось возможным обеспечить устойчивый спрос.

 

Европа (хотя теперь более правильно говорить о золотом миллиарде) сегодня не тяготится нуждой. Международное разделение труда надёжно удерживает зону нужды на периферии цивилизации.

 

Страх тоже удалось потеснить. Существующий (пока ещё) в Европе социальный пакет позволяет минимизировать роль страха в бытовом плане. С ликвидацией социалистического лагеря страх, казалось, полностью исчез с горизонта среднего европейца. Однако сегодня он появился снова – в виде международного терроризма. Или истерии по его поводу. Не потому ли, кстати, потребовались террористы, что удовольствие как доминирующий мотив не способно удержать и стимулировать развитие общества?

 

Как бы то ни было, удовольствие доминирует в системе мотиваций современной западной культуры. На первый взгляд такая основа помогает выстроить общество в позитивном ключе. Удовольствие, объявленное и целью и ценностью, концентрирует человека на положительных эмоциях. Мир, где все заботятся об удовольствиях друг друга, выглядит сладким и привлекательным. Именно такой мир рисует реклама.

 

Почему же удовольствие хорошо продаётся?

 

Обещая, что товар доставит удовольствие, реклама взращивает в нас приятные ожидания. Предвкушение часто оказывается более сильным переживанием, нежели чем то, что приносит реализация нашего чаяния, подобно тому, как запах кофе иногда кажется вкуснее, чем собственно вкус.

 

Физиологичность удовольствия тоже имеет свои преимущества. Удовольствие внерационально. Наоборот, рефлексия по поводу предмета удовольствия, удовольствие убивает. А именно разум, как правило, выстраивает защитные барьеры на пути рекламного воздействия, ту систему аргументации, которая мешает человеку сразу же согласиться на покупку. Апеллируя к удовольствию, реклама минует возможные возражения разума.

 

Не менее удобна и простота (элементарность) удовольствия. Как довод удовольствие универсально; оно понятно всем, вне зависимости от пола, возраста, культурного уровня, достатка и прочих объективных и субъективных разделений, присущих человеческой массе. Достаточно лишь показать, что в данном случае удовольствие налицо, и следует ждать одинаковой реакции от всякого (так это видится идеологам современной рекламы).

 

В каком-то смысле удовольствие и создаёт эту однородную массу. Человечество, если смотреть на него сквозь призму удовольствия, обесцвечивается. Особенное уступает место всеобщему, сложное простому.

 

К тому же здесь накладывается фактор «ускорения времени». Человек современной культуры не любит ждать. Терпение – своего рода духовный труд, а труд – изживаемое понятие. Сегодня за истину выдаётся правило наименьших усилий: всякий путь должен быть сокращён; если есть возможность заглянуть в ответ и присвоить результат, экономя на инвестициях, то такой вариант считается наилучшим. Поэтому удовольствие тем более ценно, чем быстрее его можно получить.

 

Следствия этого довольно печальны. От физиологичности удовольствия как элементарного чувствования человечество плавно перешло к физиологичности предметов удовольствия. Самыми просто и быстро достигаемыми оказались удовольствия плоти. Сексуальные и вкусовые удовольствия получили ведущие партии.

 

Однако удовольствия подобного рода довольно однообразны. Переживая их снова и снова, человек в конце концов получает парадоксальный эффект: то, что раньше рождало положительные эмоции, с какого-то момента начинает давать эмоции отрицательные. Человек испытывает скуку, повышается раздражительность. Попытка вернуть приятные ощущения с помощью увеличения дозы лишь усугубляет проблему.

 

Это явление изучалось зоопсихологией. Классический пример – крыса, в мозг которой вживлён электрод. Замыкая цепь с помощью педали, животное раздражало электрическим током нервный субстрат зоны удовольствия. Этот условный рефлекс получил название самораздражения. Феномен самораздражения воспроизводился не только у крыс, но и у собак, кошек, дельфинов, обезьян и других животных. Однако вопреки распространённому убеждению, что животное, надавливая на педаль, доводило себя до нервного и физического истощения, наблюдалось обратное: продолжительное раздражение «центров удовольствия» делало это воздействие эмоционально отрицательным, и животное активно прерывало его, отходя от педали.

 

Но то, что естественно и просто для крысы (животные, кстати, не испытывали особенного беспокойства, когда ток отключали, и эффект самораздражения исчезал), человеку, обработанному современной культурой даётся с трудом. Отказаться от удовольствия очень сложно. Испытывая пресыщение, человек начинает перебирать удовольствия чувственного плана одно за другим, пытается извлекать удовольствие из самых странных ощущений и их комбинаций. Сделав этот процесс непрерывным, человечество почти забыло, что воздержание усиливает удовольствие. Воздержание (аскеза) теперь удовольствию противопоставляется. На чисто бытовом уровне последствия этого сказываются в виде нарушения обмена веществ (следствие гонки за пищевыми удовольствиями), психических расстройств, импотенции, бесплодия и тому подобных вещей.

 

Удовольствие также противопоставляется труду. В результате созидание (а всякое созидание есть труд) в современном мире выпадает за пределы «зоны удовольствия». Человек, находящийся в зависимости от низших удовольствий, уже не способен ничего создавать. А поскольку природа не терпит пустоты, в место созидания основным мотивом современной культуры оказывается разрушение. Принцип удовольствия, как кислота, разъедает культурный багаж, оставленный прошлыми поколениями.

 

И наконец, современному человеку не доступно самое высшее удовольствие – удовольствие альтруизма. Смысл человеческого бытия – быть полезным, жить для других – противоречит гедонистическим установкам настоящего времени. Оставляя за собой право на постоянное удовольствие, человек тем самым отвергает этот смысл. Бессмыслица бытия захватывает его душу, она пустеет, мельчает, а осознание бессмыслицы приводит часто не к переустройству собственной жизни (слишком глубоко укореняется в нас привычка получать удовольствие), а к отказу от неё. Удовольствие приводит к смерти. Печальный итог.

 

Источник: «Культуролог.Ru»

Источник: 3rm.info
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}
Новости партнеров

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (47)

Thijs Николай

комментирует материал 17.06.2013 #

Ещё античный философ Антисфен утверждал: "Я предпочел бы безумие наслаждению"!

no avatar
Евгений Кулешов

комментирует материал 17.06.2013 #

А отказ от удовольствия, обязательно приведёт к исчезновению рода человеческого.

no avatar
Дмитрий Т.

отвечает Евгений Кулешов на комментарий 17.06.2013 #

Удовольствие бывает разное : заслуженное, халявное, вредное для здоровья и наоборот - полезное для здоровья, но общее у всех этих вариантов удовольствия одно - оно не бывает непрерывно длительным.

no avatar
Андрей Брускин

комментирует материал 17.06.2013 #

"Смысл человеческого бытия – быть полезным, жить для других"...
"Быть полезным" и "жить для других" - это очень разные вещи! Билл Гейтс или Генри Форд принесли обществу огромную пользу, хотя жили отнюдь не "ради других". А от нищего православного попа, который лезет ко всем со своими проповедями, - один вред. Хоть он и "живет для других", но пользы-то от него - ноль.

no avatar
Сергей Пивоваров

отвечает Андрей Брускин на комментарий 17.06.2013 #

А что есть польза ? Что толку, если ты приобретешь весь мир, а душу свою потеряешь ?

no avatar
Любопытная Варварвара

отвечает Сергей Пивоваров на комментарий 17.06.2013 #

А разве потерявшие всё не бывают и с опустошённой душой или бездушными?

no avatar
Сергей Пивоваров

отвечает Любопытная Варварвара на комментарий 17.06.2013 #

Для кого душа главное - не бывает бездушным. Пример - Иов многострадальный.

no avatar
Любопытная Варварвара

отвечает Сергей Пивоваров на комментарий 17.06.2013 #

А сколько бездушных на одного Иова приходится...

no avatar
Сергей Пивоваров

отвечает Любопытная Варварвара на комментарий 17.06.2013 #

А вы с кого пример хотите брать ?

no avatar
Василий Тимофеев

комментирует материал 17.06.2013 #

Автор - унылый бука :-)
Резюме: молись, кайся и неси денежку в храм. А "божьи люди" благочестиво потратят их на удовольствия, избавив тем самым паству от греховного искуса...
А за продажу сладкой ваты, как на картинке - на костёр! И продавца, и покупателя. Ибо нефиг одному услаждаться, а другому зарабатывать на "духовной смерти"... ишь, повадились, богохульники...

no avatar
Сергей Анонимов

комментирует материал 17.06.2013 #

"И наконец, современному человеку не доступно самое высшее удовольствие – удовольствие альтруизма."

А помидоры какие выросли?
Это и не удовольствие в Арктике?
А вообще неподъемная тема.
Термины крути как хочешь.
Тавтология.
Чем удовольствие отличается от ГЛУБОКОГО удовлетворения?
Продолжительностью.
Глубиной?
:-(((

no avatar
Елена Можаева

отвечает Сергей Анонимов на комментарий 18.06.2013 #

Вы путаете удовольствие с радостью.

no avatar
Андрей Брускин

комментирует материал 17.06.2013 #

...Именно отсутствие удовольствий приводит к духовной смерти... Автору не понять. Ибо под "удовольствием" он разумеет исключительно плотские утехи, уместные разве что среди крыс...

no avatar
Анатолий Пешков

комментирует материал 17.06.2013 #

А мне размышления автора понравились. Редкий случай, когда человек пытается проанализировать и систематизировать происходящее.
Спасибо!

no avatar
Боб Боб

комментирует материал 17.06.2013 #

от удовольствия можно отказаться и получить от этого удовольствие..

no avatar
Lazy Frog

комментирует материал 17.06.2013 #

Всё дело в виде этого удовольствия.Один получает удовольствие в беседе с интересными людьми,другой - зверски убивая оных ...

no avatar
Взглядвдалёкое Будущее

комментирует материал 17.06.2013 #

1.Удовольствие и радость человек испытывает от победы и успеха.
Оптимизм и уверенность человек испытывает от счастья и благополучия.
Наслаждение, блаженство, кайф человек испытывает от комфорта, роскоши, изысканности, великолепия.
Восторг, ликование, триумф человек испытывает от необычности и необыкновенности.
2.Страдание находится в одном последовательном ряду с: сомнением, недоверием, огорчением, сожалением, грустью, печалью, меланхолией, депрессией, пессимизмом, досадой, обидой, ревностью, отчаянием, мучением, болью, шоком.
3. Права не бывают равными, они различаются у людей разного возраста, пола, здоровья, веса, роста… Документами удостоверяющими разные права являются документы о собственности, пропуска, рецепты на бесплатные лекарства, билеты, награды, свидетельства о рождении и браке, разрешение на оружие, автоправа, дипломы, студенческие, паспорта…
4.Страх, также как тревогу, опасение, испуг, панику, ужас, взаимосвязанные с зависимостью, полностью ликвидировать невозможно в принципе, их можно только ограничить.

no avatar
Юрий Новиков

отвечает Взглядвдалёкое Будущее на комментарий 17.06.2013 #

А кому-то и страх в кайф... спортсменам-адреналинщикам, к примеру. А садисты и мазохисты удовольствие вообще от злодейства получают...

no avatar
Взглядвдалёкое Будущее

отвечает Юрий Новиков на комментарий 18.06.2013 #

Вы подсказали мне тему для размышлений о нарушенных и извращенных взаимосвязях у части людей, куда входят не только перечисленные вами типы, но и многие другие.

no avatar
Юрий Осипов

комментирует материал 17.06.2013 #

Мне кажется ввсе зависит от конкретного человека. Хотя нынешние леберальные ценности очень негативны они из человека делают животное.Это увы. Я лично как то успел познокомится с высшими ценностями с духовными. Как то выработал свою цель и свои средства достижения. Действительно современный человек отвергая Бога катится в пропасть. Уникальность нашего времени в том - что есть выбор - можно сходить в храм и принять Святые Дары-это поможет тебе остатся человеком . Но признаю в современном мире нельзя плыть по течению - слишком много путей предлагают пагубу. Остается здравому человеку уповать на Бога. И на то что все это когда нибудь устаканится.Хотя верующим в душе всетаки более менее комфортно -увы этого не знают любители разврата.

no avatar
Юрий Новиков

отвечает Юрий Осипов на комментарий 17.06.2013 #

** ввсе зависит от конкретного человека. ** - процесс в ЦНС у всех один и тот же, могут меняться только причины, которые его вызывают....Но тут нужео проверять, человек ли это.

no avatar
Юрий Осипов

отвечает Юрий Новиков на комментарий 17.06.2013 #

Не знаю, я априори, каждого двуногого прямоходящего издающего человеческую речь считаю человеком - то есть он имеет право выбора и выбирает свое поведение. С вами согласен в плане -что тоже удовольствие считаю не вредным по себе знаю это чувство и переживание нужно заслужить -поработать . Удовольствие -получаемое химически - отвергаю-это пагуба и неестественность - то есть алкоголь ,никатин, опий - это пагуба. Я имел в виду говоря что это от конкретного человека зависит-имел в виду что люди различны в плане развития, внутреннего развития и раскрытия души и духа -эти вещи для меня априори существуют и мне самому себе это доказывать не надо -если Вы это отрицаете -то Вы еще -этого в себе не развили и не раскрыли - тут надо работать. Это в словах не передашь.Это посложнее чем на Эверест подняться.

no avatar
Юрий Новиков

отвечает Юрий Осипов на комментарий 18.06.2013 #

**имеет право выбора и выбирает свое поведение.** - каждый выбирает только то, что ему предопределено выбрать...

no avatar
Юрий Осипов

отвечает Юрий Новиков на комментарий 18.06.2013 #

Выбор делает человек, сообразуясь со своими внутренними ценностями. Я сейчас не рассматриваю материальную сторону жизни ,я о духовной внутренней составляющей, которая слава Богу сокрыта и прикрыта и в этом имеет защиту . Внутри себя на едине с самим собой человек свободен в выборе , я о духовном аспекте.Другое дело материальная сторона жизни -там есть элементы внешней манипуляции.

no avatar
Юрий Новиков

отвечает Юрий Осипов на комментарий 18.06.2013 #

,**я о духовной внутренней составляющей, которая слава Богу сокрыта и прикрыта и в этом имеет защиту ** -ладно - о духовном,так о духовном: то, что называют духовным, это тоже, что и инфа в компе - ввели в человека нужную программу, он поступает так, ввели другую - поступит иначе. СВОЕГО ни у кого ничего нет.

no avatar
Юрий Осипов

отвечает Юрий Новиков на комментарий 18.06.2013 #

Дело в том, что вселенная стоит на законах -канонах -там нет никакой анархии. В какой бы Вы точке вселенной вы не оказались -эти так называемые духовные законы имеют абсолютный преаритет. НЕ путайте гопников в подворотне на Земле и вообще все мироздание. Поэтому если человек информативно внутри себя прописан на всшие духовные ценности - то он находится под защитой вселенной и все его духовные структуры готовы и ожидают благополучного развития в дальнейшем - не так все у атеистов -они говоря вашим языком поломанные машины -но это их выбор -они сами себе перекрыли кислород. Ничего другого во вселенной нет -никакой анархии и произвола. Поэтому у человека анархии и произвола, беззакония -нет будущего.

no avatar
Юрий Новиков

отвечает Юрий Осипов на комментарий 18.06.2013 #

**Ничего другого во вселенной нет - никакой анархии и произвола.** - а этот мир что, не во вселенной и ее законам не подчиняется? И что это за духовные законы такие?

no avatar
Юрий Осипов

отвечает Юрий Новиков на комментарий 19.06.2013 #

Я наверное заблуждаюсь - первая моя версия -Земля что то вроде отстойника для отбросов со вселенной, сюда попадают за совершенные в прошлом грехи. Если в этом отстойнике осознаешь что заблюждался и повернешся лицом к Богу и будешь исправлятся духовно, то могут после смерти из этого отстойника забрать и поместить в нормальные условия.
Другвя версия сложнее -все находится в развитии, в том числе и эта Земля и она из фазы отстойника может переместится на нормальное местопроживание - при этом на Земле все равно происходит по духовным законам отбор -останутся в конечном итоге те кто за Бога и Его законы.

no avatar
Юрий Новиков

отвечает Юрий Осипов на комментарий 19.06.2013 #

**все находится в развитии,** - совершенно верно!.... причем, каждый человек в своем развитии повторяет путь развития всего живого от одноклеточного до... до того, во что эта клетка разовьется.

no avatar
Юрий Новиков

комментирует материал 17.06.2013 #

***Удовольствие приводит к духовной смерти** - ничего подобного! То, что называют удовольствием, в любом случае - это нейро-гуморальный процесс в ЦНС. Другое дело, что этот процесс может вызываться самыми разными причинами. В НОРМЕ же ВСЕ живые существа удовольствие получали только от того, что было полезно для из сохранения, выживания и размножения, в тч. и альтруистическое поведение. Кстати, в НОРМЕ оно предопределяется генетически.. Но тк. среди тех, кого называют человеками, стали полявляться всякие мутанты и паразиты не способные получать удовольствие от нормальных причин, вот они стали искать способы получения удовольствия другими способами вроде спорта, наркотиков и гомосексуализма

**Смысл человеческого бытия – быть полезным, жить для других ** - теоретически верно и человеки в этом не уникальны - так живут в все прочие существа, но среди человеков очень много паразитов. Впрочем, они могут быть и не человеками, тк. эталона для идентификации нет.

no avatar
Николай Цветов

комментирует материал 17.06.2013 #

Всё должно быть сбалансировано и познаваться в сопоставлении.Перекосы ведут к дисгармонии и психическим и физическим дефектам.Тепличные условия и избыточный комфорт разжижают мозги в поисках новизны. На Западе эту новизну ищут особенно наглядно во всё новых и новых "изысках"

no avatar
Елена Можаева

отвечает Николай Цветов на комментарий 18.06.2013 #

Комфорт для мужчин вреден, а для женщин необходим. Как же быть?:)

no avatar
Николай Цветов

отвечает Елена Можаева на комментарий 18.06.2013 #

Женщинам побольше - я согласен. Понятное дело, пёрышки надо уложить...

no avatar
Anna Rostak

комментирует материал 18.06.2013 #

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com