Россия бездомная Статистика доходов и бедности в стране сильно искажена

На модерации Отложенный

Бедность остается одной из ключевых проблем для России. При этом есть основания полагать, что статистика бедности в стране сильно искажена. Во-первых, она привязана к административно установленным показателям по доходам, которые имеют мало общего с реальностью. Во-вторых, эта статистика, судя по всему, не учитывает миллионы россиян без определенного места жительства, не охваченных переписью населения. В парламенте оценили численность бездомных в стране в 3–5 млн человек. Росстат же ранее сообщал, что бездомных в РФ лишь 64 тыс. человек.

Официальная статистика учитывает далеко не всех бездомных жителей страны. С одной стороны, это логично, потому что переписчики физически не могут «поймать» и учесть абсолютно каждого человека без определенного места жительства. С другой стороны, недоучет чреват серьезным искажением данных по доходам и бедности. Похоже, за рамками статистики могут оставаться миллионы человек без крыши над головой.

«В нашей стране, по разным оценкам, от 3 до 5 млн бездомных, – заявил лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. – Эти люди оказались фактически вне социума по самым разным причинам, зачастую от них не зависящим». Такими словами Миронова сопровождается новость о внесении «Справедливой Россией» в Госдуму пакета инициатив, направленных на правовую поддержку лиц без определенного места жительства, а также благотворительных организаций, помогающих бездомным.                                                                             

Росстат ранее приводил совершенно другие оценки. Данные о численности бездомных собираются только при Всероссийской переписи населения, сообщили агентству RNS в пресс-службе Росстата. Уточняется, что «при переписи населения бездомными считаются лица без определенного места жительства, которые ночуют на улице, в подъездах или других случайных местах и носят свои пожитки с собой».

Стоит иметь в виду, что результаты переписи часто вызывают сомнения. Ведь далеко не всегда переписчики напрямую контактируют с жителями страны, нередко сведения берутся из различных служебных баз и домовых книг, а те граждане, которые все-таки общаются с переписчиками, иногда сообщают о себе заведомо ложную информацию, называя себя то эльфами, то орками (см. «НГ» от 27.10.10; 25.05.17; 08.06.17). Так что вполне ожидаемо, что не каждый бездомный попадает в отчеты Росстата.

Перепись-2010 выявила в стране 34 тыс. домохозяйств бездомных, в которые входили около 64 тыс. человек. При этом особо подчеркивалось, что в 2002 году бездомных было больше: тогда речь шла о 68 тыс. домохозяйств, в которые входили 143 тыс. человек. Показатели Росстата за 2010 год оказались меньше тех оценок, которые привел Миронов, примерно в 50–80 раз (такой разброс объясняется тем, что Миронов назвал не конкретную цифру, а диапазон значений). 

В пресс-службе «Справедливой России» на вопрос «НГ» о происхождении таких данных ответили, что в своем заявлении партия опиралась на экспертные оценки, взятые из открытых источников.

Опрошенные «НГ» эксперты полагают, что истина где-то посередине. По их мнению, найти объективные показатели сложно, учитывая количество заинтересованных в разных цифрах сторон.

Доцент кафедры статистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Голодов сказал, что оценки, которые приводят депутаты, представляются ему завышенными, а данные Росстата – заниженными.

Тезис о разной заинтересованности сторон поддерживает и аналитик компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. По его словам, создается впечатление, что «в эпоху борьбы с рецессией и экономической нестабильностью официальная статистика не должна акцентировать внимание на растущей бедности». 

В свою очередь, Голодов уточнил, что заниженность официальных показателей «можно обосновать обоюдным нежеланием и бездомных, и лиц, ответственных за проведение переписи, встречаться для заполнения переписного листа».

Голодов обращает внимание, что термин «бездомный» не так уж прост. Об этом же говорят и в пресс-службе партии: «В настоящее время не определены четкие критерии лиц без определенного места жительства. Такое понятие в законодательстве на уровне федерального закона не закреплено, что позволяет манипулировать официальными данными. Например, Всероссийская перепись населения не может охватить лиц без определенного места жительства в принципе, поскольку они часто ведут асоциальный образ жизни. Соответственно данные переписи не дают объективной картины по этой категории населения».

О заниженности данных Росстата можно судить и по другим официальным источникам. Например, в конце 2016 года Счетная палата сообщила: «Согласно полученным в ходе проверки данным, численность детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, за 2014–2015 годы выросла на 15,4%, составив на 1 января 2016 года 229,82 тыс. человек. Численность детей-сирот, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, увеличилась на 20,9%, составив на 1 января 2016 года 140,24 тыс. человек, или 61% от общей численности детей-сирот, состоящих на жилищном учете. При этом численность детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями, уменьшилась на 1,38 тыс. человек, или на 4,8% (в 2015 году обеспечено 26,91 тыс. человек, в 2014-м – 28,29 тыс. человек)». 

Затем в Счетной палате уточнили, что по состоянию на 1 января 2017-го за 2016 год ситуация не улучшилась: «У нас 248 тыс. детей-сирот, которые стоят на очереди за получением жилья». По данным аудиторов, около 60% из них превысили возраст 18 лет.

Конечно, далеко не все дети-сироты, которые не обеспечены жильем, стали именно бомжами. Однако они находятся в зоне повышенного риска.

«Отсутствие корректных данных о бездомных искажает  оценку жизненного стандарта», – обращает внимание Сергей Голодов. Но пока нет более точных оценок численности бездомных, говорить о масштабах этого искажения сложно, уточняет он.

Напомним, ранее Росстат обнародовал данные об уровне бедности в первом квартале 2017 года: доходы ниже административно установленной величины прожиточного минимума получали 22 млн человек, или 15% населения РФ (см. подробнее «НГ» от 26.06.17). Из материалов Росстата можно было сделать вывод, что ситуация за прошедший год даже улучшилась, потому что в первом квартале 2016-го бедных в стране насчитывалось 23,4 млн человек, или 16% населения.

Но если брать более продолжительный период, тогда выясняется, что бедность в России существенно выросла. Например, по итогам 2012-го доходы ниже величины прожиточного минимума получали 15,4 млн человек, это почти на 7 млн человек меньше, чем сейчас.

Кроме того, очевидно, что и сама величина прожиточного минимума, установленного правительством, занижена. По версии властей, для безбедной жизни трудоспособному гражданину (без семьи) достаточно иметь доход, немногим превышающий 10,7 тыс. руб. в месяц. 

 

 http://www.ng.ru/economics/2017-07-06/1_7023_russia.html