Мифология и жизнь. Доллар за 60 копеек

На модерации Отложенный

   Одним из любимых мемов почитателей СССР наряду с самым вкусным пломбиром является доллар за 60 копеек. Действительно, была в СССР газета «Известия», отличавшаяся от партийной газеты «Правда», как шутили некоторые советские граждане, организм которых плохо усваивал вводимый через резиновую трубку в школах и вузах марксизм-ленинизм, в «Правде» нет известий, а в «Известиях» нет правды.

   Так вот, «Известия» достаточно регулярно публиковала таблицу с курсом рубля относительно ведущих мировых валют, а также валют стран СЭВ. И где-то с середины семидесятых, когда я в газеты стал заглядывать, публиковавшийся курс доллара в этой таблице регулярно был шестьдесят с чем-то копеек. Сие является поводом для гордости, как моих сверстников, так и молодых людей, не живших в СССР ни одной секунды, но, несмотря а это пытающихся убедить меня, прожившего там тридцать семь лет, как там было прекрасно жить, ну, просто зае@ись.

   С молодыми обычно на эту тему не спорю, в СССР была поговорка «спорить о вкусе кокосовых орехов с теми, кто их ел». Это к тому, что в СССР оных орехов не то, что не ели, но даже не видели. Сверстников же обычно спрашиваю, кто и где в их Мухосранске продавал доллары по такой цене. Поскольку в Ленинграде, мне это было известно, хотя я их там ни разу не покупал, на «галёре» Гостиного Двора американская валюта продавалась наряду с джинсами и другими товарами элитного спроса той эпохи. 

   Джинсы стоили около двухсот при средней зарплате сто пятьдесят в восьмидесятом, а доллар на протяжении семидесятых и первой половины восьмидесятых шёл за три рубля. Купля- продажа доллара каралась Статьёй 88 УК РСФСР, не скажу точно, что там было написано, но в начале шестидесятых несколько человек за валюту даже расстреляли. Для чего советские граждане покупали доллары по три рубля примерно себе представляю, но поскольку непосредственно не касался, не буду писать, чтобы чего-нибудь не наврать.

   Иностранной валюты советские граждане обычно не видели вообще, если не считать пфеннигов ГДР из лёгкого алюминиевого сплава, привозимых в страну военнослужащими из ГСВГ, а также болгарских стотИнок, очень похожих внешне на копейки, их иногда в магазинах по ошибке на сдачу давали.

   Первый раз соприкоснулся с валютой в 1984 году, когда отправился в первую свою загранкомандировку на АЭС «Пакш» в Венгрии. В каком-то отделении Внешторгбанка на проспекте Калинина (Новый Арбат) мои личные триста рублей (с 1985 года пятьсот) обменяли на дорожные чеки, которые уже в Венгрии на форинты в соотношении 17 форинтов за рубль. Ещё мне там платили суточные 289 форинтов в день (17 рублей). В восемьдесят пятом форинт чуть подешевел относительно рубля. Чтоб понятно было: и свои обменянные 300 рублей и полученные в качестве суточных за 3 месяца 1500 рублей я в Венгрии и потратил. Привезя домой множество всяких ништяков для семьи. В первую очередь одежду.

   Потом я ещё ездил в Чехословакию, где мои личные рубли мне меняли на коруны в соотношении 1:10 и суточные были 156 корун (15 рублей 60 копеек). Кружка «Праздроя» почти во всех забегаловках города Пльзень (коих там были сотни на город с населением 170 тысяч), а также Праги стоила 6 корун (60 копеек).

   То есть, по курсу газеты «Известия» советский гражданин при поездке в загранкомандировку или по туристической путёвке в социалистическую страну мог обменять 530 личных рублей (с собой можно было провезти ещё три «красненьких» десятки помимо дорожных чеков и также обменять их в банке страны пребывания). 

   Тем же, кто ехал в капиталистическую страну меняли всего 30 личных рублей. Да по курсу 60 копеек за доллар, то есть, давали за них около 50 долларов или эквивалентной европейской валюты. Джинсы купить было можно, иногда даже магнитофон. Но видеомагнитофон уже нет. Размер суточных в кап.странах не помню. Мне вроде даже говорили, кто ездил, но я забыл. Кто ехал в загранкомандировку, экономили на всём («Там смотри не выкинь номер- с сухомятки не помри...»(С)), чтобы чего-то ещё домой привезти. Югославия, не будучи членом СЭВ, приравнивалась к капиталистическим странам, туда меняли только 30 рублей. 

   Много ли людей из СССР ездили по тур.путёвкам или в загранкомандировки? Я работал в конструкторском бюро завода, поставлявшего оборудование для атомных электростанций, которые тогда строились или были построены о всех странах СЭВ кроме Румынии плюс Финляндия. В Польше и Кубе достроить не успели. В КБ у нас работали человек шестьсот, более половины женщины, они вообще намного реже ездили в командировки, разве что незамужние. А из мужиков, оцениваю, процентов 15 хоть разок да выезжали. Но в соц.страны. В Финляндию всего несколько человек. А в другие кап.страны только руководство КБ.

   Насчёт туристических же поездок... Ну, вот сколько за время тридцатисемилетней жизни в СССР у меня могло быть просто знакомых людей. Сотни, наверное, если не тысячи. Ездивших же в заграничные туры вряд ли наберётся больше десятка. Да и то преимущественно Болгария, про которую была поговорка «Курица не птица, Болгария не заграница». Это к вопросу, много ли людей имело возможность поменять свои рубли на валюту. На социалистическую побольше, а на капиталистическую вообще единицы, исключая верхушку власти и дипломатов. А разница между теми же Венгрией и Чехословакией с одной стороны и соседними ФРГ и Австрией с другой была огромной. Не в пользу первых. Венгры и чехи сами об этом говорили.

   Резко упростился выезд при позднем Горбачёве, тогда поехали уже намного больше людей, причём уже не в туристических, а чаще в коммерческих целях. По какому курсу им меняли личные средства не знаю, врать не буду. Только в декабре восемьдесят восьмого возвращался самолётом из Праги, в зоне прибытия ещё старого терминала Пулково-2 стояли ребята в тренировочных костюмах и просили продать оставшиеся коруны по курсу 1:1. То есть, в 10 раз дороже, чем я их купил. Если уж коруна в реале шла в 10 раз дороже курса в газете «Известия», что говорить за доллары.

   Летом 1990 года у меня на счетах в Сбербанке было около десяти тысяч рублей, и я чётко видел, что они сгорают. Инфляция началась не при Гайдаре, а раньше, только носила скрытый характер. Как теперь известно, печатный станок включили в 1987 году для «ускорения научно-технического прогресса». Замыслы были благие- отставание в технологиях от Запада было катастрофическим. В той парадигме и низких ценах на нефть трудно придумать что-то более умное, чтобы не выходило за рамки марксистской идеологии. Подробнее: «Экономика: из жопы и обратно».

   Что советские рубли резко теряют покупательную способность, мне было ясно, как минимум на год раньше, но тогда мы занимались покупкой мебели и бытовой техники в новую квартиру, что требовало и времени, и денег. А вот в девяностом вопрос, куда вложить деньги, встал остро. Сбербанк давал 2-3%, что в тех условиях было просто смешно. А что доллар, стоивший в 1986 году 4 рубля, летом 90-го стоил уже двадцать.

   И, хоть по ментальности я был таким же совком, как все... Ну, не совсем. Свободолюбивым и с фигой в кармане по отношению к официозу был всегда. Не нравилось мне быть ни пионером, ни комсомольцем, ни членом КПСС, ни членом профсоюза... Но вот забрать деньги из Сбербанка и купить на них доллары... Хоть Статья 88 действовала до 1992 года, страшно было не поэтому. На статью уже все забили. Просто мысль: «А вдруг?..»

   Но таки решился. Вместе с одним коллегой в закрытом помещении сели напротив двух торговцев валютой и купили доллары по двадцать. Напомню, если кто забыл. В девяносто восьмом была деноминация, и в сегодняшнем измерении те двадцать рублей равны двум копейкам. А доллар сегодня 75. Так что за тридцать лет он вырос относительно рубля в 3750 раз.

   Потом в течение года докупал ещё. В сентябре девяносто первого уже по тридцать пять. А в ноябре объявили, что будет либерализация цен, доллар скакнул до 120, а золотовалютный резерв в том ноябре был от 16 до 60 миллионов долларов. Цена трансфера футболиста европейского уровня.

   После начала реформ Гайдара курс доллара вместе с ценами даже немножко снижался, к маю где-то до восьмидесяти. Я в феврале доллары продал, рубли положил снова в Сбербанк. Потом Геращенко с Черномырдиным вновь включили печатный станок, я снова забрал рубли из Сбербанка и вложил в доллары. Подробнее «Экономика: из жопы и обратно».

   Потом я стал верить рублю больше, а сейчас вновь не верю. А что его курс завышен, и он скоро рухнет, я слышу уже тридцать лет, а он всё растёт и растёт, падла такая...

Статьи о политике и экономике

Статьи о спорте и здоровье

Статьи о религии

Беллетристика от Razdolbaeff`a

История от Razdolbaeff`a