Стрелковое оружие СССР и Рейха: на чьей стороне превосходство

На модерации Отложенный

Стрелковое оружие СССР и Рейха: на чьей стороне превосходство

 

На тему Великой Отечественной существует множество мифов, направленных против России, от «трупами завалили» и до «двух миллионов изнасилованных немок». Один из них – это превосходство немецкого оружия над советским. Важно, что этот миф распространяется в том числе и без антисоветской (антироссийской) мотивации, «нечаянно» – типичным примером служит изображение немцев в фильмах. Нередко это высокохудожественно изображается как шествие «белокурых бестий» с засученными рукавами, которые от бедра поливают бойцов РККА из «шмайсеров» (см. далее) длинными очередями, а те лишь изредка огрызаются редкими винтовочными выстрелами. Киногенично! Это бывает даже в советских фильмах, а в современных может дойти и до одного черенка лопаты на троих против парусных «тигров».

Давайте сравним вооружение, которое было в то время. Впрочем, это – очень обширная тема, поэтому возьмем для примера стрелковое, причем «в узком диапазоне», массовое для рядового состава. То есть пистолеты не берем, пулеметы – тоже (их хотелось бы, но статья имеет ограниченный объём). Также не рассматриваем специфическое, типа кривоствольных насадок Vorsatz J/Pz, да и указанную «узкую» номенклатуру осмотрим именно на массовые изделия, не выделяя специально ранние модели (СВТ-38 от СВТ-40, MP-38 от MP-40, например). Извиняюсь за такое верхоглядство, но подробности всегда можно почитать в интернете, а нам сейчас требуется лишь сравнительный обзор массовых моделей.

Начнём с того, что впечатление от многих фильмом «почти все немцы имели, в отличие от красноармейцев, автоматическое оружие» ложно.

В 1940 г. в германской пехотной дивизии по штату должно было быть 12609 винтовок и карабинов, и всего лишь 312 пистолетов-пулеметов, т.е. меньше, чем собственно пулеметов (425 ручных и 110 станковых), а в советской в 1941 г. – 10386 винтовок и карабинов (включая снайперские), пистолетов-пулемётов же – 1623 шт (и, кстати, 392 ручных пулемета и 166 станковых, а также 9 крупнокалиберных). В 1944 же году у немцев на дивизию насчитывалось 9420 карабинов и винтовок (включая снайперские), на которые приходилось 1595 пистолетов-пулеметов и штурмовых винтовок, а в РККА – 5357 винтовок с карабинами, пистолетов-пулемётов – 5557 штук. (Сергей Метников, Противостояние систем стрелкового вооружения Вермахта и Советской армии, «Оружие» №4 за 2000 год).

Наглядно видно, что по штату доля автоматического оружия была в РККА больше даже в начале войны, и со временем относительное количество пистолетов-пулеметов лишь увеличивалось. Впрочем, стоит учесть, что «положено по штату» и «имелось на самом деле» совпадало не всегда. Как раз в это время шло перевооружение армии, и новая номенклатура вооружений лишь формировалась: «На июнь 1941 года в Киевском особом военном округе стрелковые соединения ручных пулеметов имели от 100 до 128% от штата, пистолетов-пулеметов — до 35%, зенитных пулеметов — 5-6% от штата». Также надо учесть, что самые большие потери вооружения пришлись на начало войны, 1941 год.

Именно во Второй мировой войне роль стрелкового оружия изменилась по сравнению с Первой: длительные позиционные «окопные» противостояния сменились оперативным маневрированием, что предъявило новые требования к стрелковому оружию. К концу войны уже достаточно четко разделились специализации оружия: дальнобойное (винтовки, пулемёты) и для коротких дистанций с применением автоматического огня. Причем во втором случае сначала рассматривался бой на расстоянии до 200 м., но потом пришло понимание необходимости увеличения прицельной дальности автоматического оружия до 400-600 м.

Но давайте перейдём к конкретике. Начнем с немецкого оружия.

В первую очередь, разумеется, вспоминается карабин Mauser 98K.

Фото: http://www.techcult.ru

Калибр 7.92x57 мм, ручная перезарядка, магазин на 5 патронов, прицельная дальность – до 2000 м, поэтому широко использовался с оптическими прицелами. Конструкция получилась очень удачной, и после войны «маузеры» стали популярной базой для охотничьего и спортивного оружия. Хотя карабин является переделкой винтовки конца предыдущего века, массово вермахт стал вооружаться этими карабинами лишь с 1935 года.

Первые автоматические самозарядные винтовки в пехоту вермахта стали поступать лишь с конца 1941 года, это были Walther G.41.

Фото: http://www.techcult.ru

Калибр 7.92x57 мм, газоотводная автоматика, магазин на 10 патронов, прицельная дальность – до 1200 м. Появление этого оружия вызвано высокой оценкой советских СВТ-38/40 и АВС-36, которым G-41 все равно уступала. Основные недостатки: плохой баланс (центр тяжести сильно смешен вперед) и требовательность к обслуживанию, что в фронтовых условиях затруднительно. В 1943 году была модернизирована до G-43, а до этого вермахт зачастую предпочитал использовать трофейные СВТ-40 советского производства. Впрочем, и в варианте Gewehr 43 улучшение было именно в использовании новой газоотводной системы, позаимствованной как раз у винтовки Токарева.

Самое известное по внешнему виду оружие – это «шмайсер» характерной формы. Который к конструктору Шмайссеру отношения не имеет, Maschinenpistole MP-40 разработал Генрих Фольмер. Ранние модификации MP-36 и -38 отдельно рассматривать не будем, как и говорилось.

Фото: http://www.techcult.ru

Калибр: 9x19 мм Parabellum, темп стрельбы: 400-500 выстр/мин, магазин: 32 патрона, эффективная дальность стрельбы: 150 м по групповым целям, по одиночным – вообще 70 м, поскольку MP-40 при стрельбе сильно вибрирует. Это как раз к вопросу «кинематографичность против реализма»: если бы вермахт атаковал «как в кино», то это был бы тир для вооруженных «мосинками» и «светками» бойцов РККА: противника бы расстреляли ещё метров за 300-400. Другим значимым недостатком было отсутствие кожуха ствола при его быстром нагревании, что нередко приводило к ожогам при стрельбе очередями. Также следует отметить ненадежность магазинов. Впрочем, для ближнего боя, особенно городского, MP-40 – очень хорошее оружие.

Изначально MP-40 был лишь у командного состава, затем стали выдавать водителям, танкистам и парашютистам. Кинематографической массовости никогда не было: за всю войну было выпущено 1,2 миллиона MP-40, всего же в вермахт было призвано более 21 миллиона человек, а в 1941 году в войсках было лишь около 250 тысяч MP-40.

Шмайссер же в 1943 году разработал для вермахта Sturmgewehr StG-44 (изначально МР-43). Кстати, стоит отметить наличие мифа о том, что автомат Калашникова якобы содран с StG-44, который возник из-за некоторого внешнего сходства при незнании устройства обоих изделий.

Фото: http://www.techcult.ru

Калибр: 7.92x33 мм, темп стрельбы: 400-500 выстр/мин, магазин: 30 патронов, прицельная дальность стрельбы: до 800 м.

Была предусмотрена возможность крепления 30 мм гранатомета и даже использование инфракрасного прицела (который, правда, требовал ранцевых батарей и сам был отнюдь не компактен). Вполне достойное оружие для своего времени, но серийное производство было освоено лишь осенью 1944 года, всего было выпущено приблизительно 450 тысяч таких штурмовых винтовок, которыми вооружались подразделения СС и другие элитные части.

Переходим к советскому вооружению того времени.

Начнем, разумеется, со славной винтовки Мосина образца 1891-30 гг, ну и, понятно, карабина образца 1938 и 1944 гг.

Фото: http://www.techcult.ru

Калибр 7.62x54 мм, ручная перезарядка, магазин на 5 патронов, прицельная дальность – до 2000 м. Основное стрелковое оружие пехотных частей РККА первого периода войны. Прочность, надежность и неприхотливость вошли в легенды и фольклор. К недостаткам относится: штык, который из-за устаревшей конструкции приходилось носить примкнутым к винтовке постоянно, горизонтальная рукоятка затвора (вот реально – почему бы не загнуть вниз?), неудобство перезарядки и предохранителя.

Советский конструктор-оружейник Ф.В. Токарев разработал 10-зарядную самозарядную винтовку СВТ-38в конце 30-х годов, затем появился модернизированный вариант СВТ-40, весом на 600 г меньше, а после на этой базе была создана снайперская винтовка.

Фото: http://www.techcult.ru

Калибр 7.62x54 мм, газоотводная автоматика, магазин на 10 патронов, прицельная дальность – до 1000 м. Часто можно встретить мнение о капризности винтовки, однако это связано с всеобщим призывом в армию: для бойцов «от сохи» винтовка Мосина, понятно, проще в эксплуатации. Кроме того, во фронтовых условиях часто наблюдался дефицит смазочных материалов, и могли использоваться неподходящие. Дополнительно следует указать низкое качество патронов, поставлявшихся по ленд-лизу, которые давали большой нагар. Впрочем, это все сводится именно к необходимости соблюдать регламент обслуживания.

При этом СВТ имела большую огневую мощь за счет автоматики и вдвое больше патронов в магазине, чем у винтовки Мосина, так что предпочтения были разные.

Как выше упоминалось, немцы ценили трофейные СВТ и даже приняли на вооружение в качестве «ограниченного стандарта».

Что касается автоматического оружия, то в начале войны в войсках было некоторое количество пистолетов-пулеметов В.А. Дегтярева ППД-34/38, разработанного еще в 30-х гг. Калибр 7,62x25 мм, темп стрельбы: 800 выстр/мин, магазин на 71 патрон (барабанный) или 25 (рожковый), эффективная дальность стрельбы: 200 метров. Использовался в основном пограничными частями НКВД, так как, к сожалению, общевойсковое командование мыслило ещё категориями Первой мировой и не понимало значимости пистолетов-пулеметов. В 1940 году, ППД был конструктивно модернизирован, но все равно остался малопригодной для массового производства в военное время, и к концу 1941 года был заменен на вооружении более дешевым и эффективным пистолетом-пулеметом Шпагина ППШ-41, также широко известным благодаря кинематографу.

Фото: http://www.techcult.ru

Калибр 7,62x25 мм, темп стрельбы: 900 выстр/мин, эффективная дальность: 200 метров (прицельная – 300, что важно для стрельбы одиночными). ППШ унаследовал барабанный магазин на 71 патрон, а позже получил более надежный рожковый на 35 патронов. Конструкция была основана на штамповочно-сварной технологии, что позволяло производить изделие массово даже в суровых военных условиях, и всего за годы войны было выпущено около 5,5 млн. ППШ. Главные преимущества: высокая в своем классе эффективная дальность стрельбы, простота и дешевизна изготовления. К недостаткам относится значительный вес, а также слишком большой темп стрельбы, что приводит к перерасходу патронов.

Также следует вспомнить изобретенный в 1942 году Алексеем Судаевым ППС-42 (затем ППС-43).

Фото: http://www.techcult.ru

Калибр: 7,62x25 мм, темп стрельбы: 700 выстр/мин, магазин: 35 патронов, эффективная дальность: 200 метров. Пуля сохраняет убойную силу до 800 м. Хотя ППС был очень технологичен в производстве (штампованные детали собираются сваркой и заклепками; материалозатраты вдвое, а трудозатраты втрое меньше, чем у ППШ), он так и не стал массовым оружием, хотя за оставшиеся годы войны было произведено около полумиллиона экземпляров. После войны ППС массово поставлялся на экспорт, а также копировался за рубежом (финны сделали реплику М44 под 9 мм патрон уже в 1944 году), затем постепенно заменялся в войсках автоматом Калашникова. Часто ППС-43 называют лучшим пистолетом-пулеметом Второй мировой войны.

 
Итак, мифы об «одной винтовке на троих» – это лишь русофобские мифы.
 

Некоторые спросят: почему же, раз всё было так хорошо, блицкриг почти что удался?

Во-первых, не забываем, что в 1941 году как раз шло перевооружение, и обеспечение автоматическим оружием по новым стандартам еще не было проведено.

Во-вторых, ручное стрелковое оружие в Великой Отечественной – не основной поражающий фактор, потери он него обычно оцениваются между четвертью и третью от общих.

В-третьих, есть области, где вермахт имел в начале войны явное преимущество: механизация, транспорт и связь.

Но главное – это количество и концентрация сил, скопленных для вероломного нападения без объявления войны. В июне 1941 Рейх сосредоточил для нападения на СССР направлении 2,8 миллиона вермахта, а общая численность войск с союзниками составляла более чем 4,3 миллиона человек. При этом в западных округах РККА насчитывала лишь около 3 миллионов человек, причём именно в округах, вблизи же границы находилось менее 40% личного состава. Боеготовность, увы, также была далеко не 100%, особенно в плане техники, – не будем идеализировать прошлое.

Также нельзя забывать об экономике: пока СССР был вынужден спешно эвакуировать заводы на Урал, Рейх вовсю использовал ресурсы Европы, которая с удовольствием легла под немцев. Чехословакия, к примеру, до войны была лидером оружейного производства в Европе, и в начале войны каждый третий немецкий танк был произведен концерном «Шкода».

Во время Великой Отечественной Советский Союз сражался и победил не только Гитлера, но и практически объединенную мощь Европы – об этом забывать нельзя.

А славные традиции конструкторов-оружейников продолжаются и в наше время, в том числе – и в области стрелкового оружия.