Как Сталин подарил Донбасс Украине

На модерации Отложенный

Отношение граждан к истории изобилует парадоксами. Например, типичный россиянин прекрасно осведомлен, что именно Хрущев "отдал хохлам Крым" и при упоминании об этом тут же сыпет проклятиями в адрес "кукурузника Никиты". А спроси такого ура-патриота - как попал на Украину русский Донбасс? Молчит... Знаете, почему молчит? Да потому, что Донбасс одним росчерком пера отдал хохлам великий и любимый Сталин. 

Однако перед началом рассказа об этой драматической истории надо четко уяснить самое главное: до большевиков Украины вообще не существовало. Попробуйте найти ее на карте Российской Империи:


Весной 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) назначило Сталина председателем Совета трудовой армии — по сути дела, сети лагерей заключения с изнурительным принудительным трудом. Когда Сталин появился на Донбассе, выяснилось, что волостные ревкомы ему подчиняться не хотят. Вероятно, донбасским большевикам, сохранившим дух казачества, засланный из столицы «казачок» с грузинским акцентом пришелся не по нраву. Еще вероятнее, что руководители промышленного региона не очень хотели видеть у себя под боком голодных трудармейцев Сталина. Ревкомы отказались подчиняться Кобе, и дело даже дошло до столкновений с чекистами. Это не помогло, донбасские большевики занимались откровенным саботажем, и вопрос встал о введении военного положения. Однако Сталин не стал просить военной помощи у Москвы, чтобы призвать мятежников к порядку, а провел хитрую операцию. Он подписал постановление Совета трудармии о создании Донецкой губернии в составе Украинской ССР, которая включала и западную часть области войска Донского, то есть Луганщины, Донецка и т.д. Дескать, пускай с мятежными ревкомами разбираются украинские товарищи, а не товарищ Сталин. Это было чистым самоуправством: решение об отторжении территорий не входило в компетенцию руководства Трудармии, не было согласовано ни с Москвой, ни с Харьковом, который тогда был столицей Украины.

ЦК и Совнарком, не сразу придя в себя от такой лихости Кобы, 23 марта «перекройку» все же одобрили. Об украинском правительстве и говорить нечего. Основную массу населения республики составляло крестьянство, шедшее чаще всего за анархистами и эсерами. А в угольном крае преобладали рабочие, поддерживавшие большевиков. Как же не прибрать к рукам «пролетариат - могильщика буржуазии»?

Сталинский произвол имел довольно серьезные последствия. Поставленное перед фактом руководство отторгнутых российских территорий отказалось подчиняться. В Таганроге парторганизация фактически завернула назад новое начальство, присланное из Харькова. Город оказался на грани волнений, украинские власти приготовились бросить воинские части на усмирение непокорных таганрожцев. В течение весны 1920 года на спорных территориях царила настоящая неразбериха: никто точно не знал, кому принадлежат эти территории. Ростовское руководство, в том числе и военное, не спешило брать под козырек, несмотря на циркуляры Лубянки, и спустило вниз приказ не подчиняться Луганску, который был тогда центром Донецкой губернии, вошедшей, напомню, в состав УССР. Луганск, в свою очередь, требовал беспрекословного выполнения своих решений.

Народ на всем протяжении конфликта был против включения Донбасса в состав Украины. Даже мнение партийных органов единством не отличалось. Так, в городе Александровск-Грушевский, переименованном в 1921 году украинским Совнаркомом в город Шахты, парторганизация изначально занимала проукраинскую позицию, так как Харьков не жалел денег на развитие угольной отрасли. А вот в Таганроге сопротивление властей удалось сломить только кадровыми перестановками. Среди острых вопросов особенно следует выделить национальный: украинское население составляло около 40% всех жителей, поэтому политика украинизации, активно проводившаяся правительством республики, чаще всего воспринималась в штыки.
Борьба сторон продолжалась до 11 июля 1924 года, когда на заседании Политбюро ЦК РКП (б) было принято решение о возвращении части спорных районов в состав РСФСР, на что Украина выдвинула встречные требования о дополнительной передаче в ее состав территорий Приморской волости Ростовского округа и районов станции Миллерово.

Некоторые партработники настаивали на том, чтобы включить в состав УССР и сам Ростов.

Тем временем Харьков отчаянно сопротивлялся возвращению Таганрогского и Шахтинского округов в состав России. Так, в апреле 1924 года газета «Советский Юг» писала: «Наибольшее возражение со стороны Украины встретил вопрос о передаче Шахтинского округа. В довоенное время этот район давал 30% выработки антрацита во всем Донецком бассейне. Производственный план Донбасса построен именно на работе в этом районе. Поэтому постановка вопроса о передаче Шахтинского округа в состав Юго-Востока вызвала резкий протест со ссылкой на разрыв единого каменноугольного хозяйства». Аналогичное мнение звучало и на страницах горловской «Кочегарки»: «Считаем отделение Шахтинского и Таганрогского округов неправильным, ибо этим самым распыляются революционные силы Донбасса. Промышленность раздробляется и не дает возможности создать единое хозяйство Донбасса, являющегося сердцем СССР как в смысле экономическом, так и политическом... Донецкая губерния за отсутствием двух округов должна быть ликвидирована, что, безусловно, резко отразится на состоянии Донбасса».

Когда украинские власти узнали, что большая часть Шахтинского и Таганрогского округов возвращены России, был отдан приказ о немедленном демонтаже и вывозе оборудования с предприятий. Разгрому подверглась и социальная сфера: в Шахтах прекратили строительство больницы, возобновилось оно только несколько лет спустя. Стратегически важный район был поставлен на грань разорения. Вот что об этом сообщается в заметке «Таганрогские впечатления», опубликованной газетой «Советский Юг» 19 сентября 1924 года: «На жутко тихих опустевших заводах, где раньше кипела производственная жизнь, уцелевшие от сокращения рабочие надеются на перемены к лучшему . В цехах собираются кучками рабочие. Тема разговоров одна - как перейдем к Юго-Востоку, пустим все заводы на полный ход, верят - Ростов поможет. В омертвевших цехах лихорадочно идет работа. Пришельцы из Донбасса спешно снимают моторы, станки, грузят на платформы и отправляют к себе на заводы. Стало тихо на главной, Ленинской, улице Таганрога, на ней много заколоченных и пустующих помещений. Тихий и умирающий Таганрог надо оживить».

В ходе размежевания треть спорных территорий досталась Украине. Было дело, когда при разделе село оставалось в одной республике, а земли его крестьян - в другой. Доходило до того, что границы проводились по улицам одного населенного пункта. Жители территорий, доставшихся Украине, на протяжении двух предвоенных десятилетий неоднократно подавали заявления о возвращении их районов в состав РСФСР. Последнее такое письмо, по воспоминаниям старожилов, ушло в Москву в конце августа 1941 года, когда шли бои на подступах к Донбассу. Но с мнением населения большевики никогда не считались.

И в финале этой грустной истории почитаем интересные документы эпохи - фотокопии советских газет с заметками о яростной кампании насильственной украинизации, организованной большевиками в бывших малороссийских губерниях





Источник:
Как Сталин Донбасс Украине подарил http://www.aleksandrnovak.com/content/1582.html
Зачем большевики проводили украинизацию http://voprosik.net/zachem-bolsheviki-provodili-ukrainizaciyu/