Ближний Восток в огне: Cui Prodest?

На модерации Отложенный

Два события последних дней – двойной теракт в Тегеране и дипломатический скандал с Катаром – отражают печальную тенденцию резкого ухудшения ситуации на Ближнем Востоке. Проанализировав ситуацию, можно только утверждать, что совпадением эти две новости не были – это звенья одной цепи. Однако кому это выгодно? Только ли выигрывает от этого Эр-Рияд? Фон этих событий действительно имеет больше значение.

Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп открыто поддержал  Саудовскую Аравию в конфликте с Катаром, формальной причиной которого стали неподтвержденные заявления эмира в поддержку ИРИ. Тем временем, глава немецкого МИДа Зигмар Габриэль обвинил Вашингтон в нагнетании напряженной обстановки и одобрении гонки вооружений среди государств неспокойного региона. Это еще одно разногласие между союзниками, в отношениях которых после саммита назрел серьезный раскол. Турция же, еще один союзник Штатов по НАТО, открыто поддержала Катар. Сам же Трамп вместе со своей администрацией почему-то уверены в том, что их антииранская позиция достаточно сильна, чтобы идти на открытое противостояние с европейцами и другими союзниками по Североатлантическому альянсу.

Вашингтон встал на сторону саудитов даже без оглядки на то, что они поставляют Катару – якобы союзнику Ирана – истребители F-15QA в несколько десятков миллиардов долларов. Теперь этот контракт также под большим вопросом. За день до теракта в Тегеране ВВС США ударили по сирийским войскам и лояльных ИРИ силам. Одной из целей этой операции, по мнению экспертов, было препятствование проиранским группам взять под контроль переход границы в южный Ирак. США уверены, что иранцы пытаются через Ирак проложить прямой маршрут в Сирию. Везде, где задействованы американцы, Иран является главной мишенью.

Так называемая антитеррористическая коалиция во главе с США начала наступать на Ракку, в то время как сирийские правительственные войска продвигаются к этой же области, чтобы выбить из столицы ИГ боевиков.

Вчера, на фоне террористических актов Тегеран возложил ответственность за произошедшее на Саудовскую Аравию, куда недавно для встречи с королем приезжал новый американский лидер.

Отношения между странами на Ближнем Востоке сейчас настолько напряжены, что стоит поднести спичку – разгорится большая война. Буквально мир сейчас в шаге от нового широкомасштабного конфликта.

Но кому это выгодно? Выгодно ли это только саудитам, которые по йеменской кампании уже поняли, что воевать они нормально не могут – их громят повстанцы-хуситы. Почему именно сейчас Ближний Восток взрывается? Неужели Трамп уже забыл о своих словах готовности сотрудничать по решению проблем региона с Россией и лидером РФ Владимиром Путиным?

 

Так, почему внезапно напряженные отношения зажжены всюду по Ближнему Востоку?

Почему никто на американской стороне не помнит недавние заявления о готовности сотрудничать с Россией в борьбе с терроризмом и при достижении мирного урегулирования в Сирии? Действительно ли можно назвать совпадением то, что нагнетание обстановки происходит ровно в том момент, когда нападок на Трампа становится все больше, когда Коми дает показания о некой связи Белого Дома с Кремлем? По всей видимости, нет. Это все взаимосвязано.

 

Возможность импичмента Трампа не обсуждает сейчас разве что ленивый – об этом начали говорить даже в Конгрессе, про СМИ и говорить нечего. Западные медиа уже всерьез пишут, каким руководителем станет вице-президент Пенс. Рейтинг одобрения деятельности президента штурмует рекордно низкие отметки. Сейчас одобряют миллиардера на посту президента всего 38% граждан США. Об этом свидетельствуют результаты опроса «Института Гэллап». 

Причем рейтинг будет продолжать падать – скандал с пресловутыми российскими хакерами и связями Трампа с Кремлем порождает все больше недоверия. Даже твиттер и бесконечная писанина в нем настраивают американцев против своего лидера. И у миллиардера не так много способов, чтобы в корне переломить ситуацию.

Помните главный лозунг Трампа? America First. Новый президент обещал сделать максимум для Америки. Поэтому военные действия – это способ не только увеличить капиталы американских оборонных корпораций, но и повысить популярность. Удары крылатыми ракетами по сирийским войскам и использование самой большой неядерной бомбы в Афганистане подтвердили это. Вот вдогонку Трамп решил и сегодня, 8 июня, ударить вновь по армии САР. Маленькая победоносная война – это то, что использует президент США для того, чтобы переломить отрицательную тенденцию. И чем больше Коми и другие чиновники будут понижать рейтинги главы государства, тем больше кровопролития мы увидим впереди.

Новый президент Южной Кореи изменил подход к Пхеньяну и пытается наладить с соседом диалог – ситуация вокруг Корейского полуострова не сулит ничего хорошо для Трампа. Этот конфликт не обещает больших продаж оружия и отправки бойцов в регион. А вот многомиллиардные вложения в вооружение саудитов и их союзников обещают многое. Иран и Соединенные Штаты в состоянии конфликта на протяжении многих лет, да и Трамп, откровенно говоря, всегда относился к ИРИ негативно. Теперь же он решил снять все сливки с суннитско-шиисткого конфликта: это порадует и оборонные корпорации страны, и самого хозяина Белого Дома, который покажет свою непримиримую жесткость.

Да и создавая антииранское подобие НАТО, миллиардер в первую очередь решал не вопрос личной вовлеченности в дела Ближнего Востока, а вопрос собственной выгоды. Вот и ответ на извечный вопрос «cui prodest» (кому выгодно – примеч.).