Три России для Путина
Петр Канаев
Рост российской экономики зависит только от реформ, а реформы зависят только от Владимира Путина, считают эксперты Валдайского клуба, которые в четверг встречаются с президентом. Но политическая воля к преобразованиям отсутствует, уверены участники консультаций: Путину приходится объединять три разных России, а интерес к реформам сохраняет только одна из них.
Высокие цены на нефть не обеспечат адекватно высоких темпов развития российской экономики: средний темп роста ВВП в период с 2012 по 2030 год не превысит 3,1%, следует из экспертного сценария, обсуждавшегося в рамках заседания Валдайского клуба(проходит на этой неделе). Снижение нефтяных котировок, даже умеренное – до $80 за баррель, а не резкое, снизит темп на треть – до 2,1%.
Глобальный рост в этом периоде не опустится ниже 3,7%, прогнозируют экономисты Валдайского клуба. Соответственно, доля России в мировой экономике будет снижаться.
Причины традиционны: неблагоприятный для развития бизнеса климат в стране, отсутствие возможностей для реализации инвестиционных проектов и даже для самореализации, застой в политике.
На заседании Валдайского клуба был представлен опрос жителей России с доходами выше среднего уровня: 68% респондентов уверены, что их дети должны учиться и в дальнейшем работать за границей, 37% убеждены, что им вообще нужно менять место жительства.
«Россия стала экспортером нефти, денег и людей», – цитирует Financial Times слова экономиста, участвовавшего в заседании клуба.
Рецепты экономистов Валдайского клуба в общих чертах не отличаются от официальной повестки профильных министерств: это гарантии соблюдения действующих законов, защита частной собственности, борьба с коррупцией, формирование и развитие институтов демократии и рыночной экономики, конкуренция в бизнесе и политике.
Но реального движения в этом направлении нет, несмотря на серию политических деклараций, считают эксперты Валдайского клуба, опрошенные Financial Times.
«Мы все зависим от воли и образа мыслей одного человека», – признался один из участников валдайских дискуссий.
А президент России Владимир Путин вынужден балансировать: интересы социальных групп расходятся, и сторонники либеральных реформ в меньшинстве. Один из социологов, участвовавших в заседании Валдайского клуба, говорит, что Путин старается объединить«три разных России». Одна из них – это локомотив реформ, жители больших городов, обычно работающие в частных компаниях и ориентированные на зарубежный опыт. Таких – 20% населения, говорит валдайский эксперт, которого процитировала Financial Times.
«Вторая Россия» – сотрудники государственных компаний, корпораций, властных структур и т.д.«Третья Россия» – граждане, получающие социальную поддержку от государства и рассчитывающие получать ее в дальнейшем.
Дать резкий старт реформам в интересах 20% населения означает создать угрозу отцепления локомотива от всего поезда, пассажиры которого продолжают видеть в Путине защитника их интересов, говорит эксперт Валдайского клуба.
Встреча экспертов с Путиным в формате вопросов и ответов запланирована на четверг.
Комментарии
Надо сократить 2/3 чиновников и отправить их в бизнес, в качестве "подъемных" дать грамоту о прощении всех грехов по развровыванию собственности и бюджета, если все свои состояния они инвестируют в экономику. Тогда и половина тех, о которых сейчас заботится государство, начнут работать.
Не зависит же по разным причинам. Первая - его интересы хорошо известны. Второе - чтобы что-то изменить нужна политическая воля не одиночки, а миллиона (минимум). Иначе вся его воля уйдет в песок. А будет воля миллионов - все решится и так.
Халява же - всем прекрасная идея, но у нее один недостаток - она не работает.
-Делай ,что ДОЛЖЕН!-А будет так,как будет!-"Нам не дано предугадать.."
Другой гарвардский профессор – известный экономист Маршал Голдман – участвовал в проекте «Валдай» с начала до седьмой встречи. За это время профессор издал две книги: «Пиратизация российской экономики» и «Нефтегосударство: Путин, власть и новая Россия».
На восьмую и девятую встречи профессор Голдман от российской стороны приглашения уже не получил. «Я не знаю, почему меня перестали приглашать, мне не объяснили. Не то, чтобы я очень переживаю, но я все-таки поехал бы, это очень эффективный формат, и отличная возможность для иностранцев понять, что важно для россиян», – сказал Маршал Голдман «Голосу Америки». Он отметил, что подобные встречи также важны для российских ученых и предпринимателей, как возможность напрямую общаться с западными коллегами и выразил надежду, что проект будет продолжаться.
«В мире очень много стран, куда Запад может вкладывать инвестиции с гарантированным успехом. Я бы не советовал выбирать Россию – слишком высоки риски и слишком малы гарантии», – полагает Голдман.
Главная причина, по которой западный инвестор может пойти на такой риск и вкладывать деньги в Россию – стремление получить доступ к сырьевой базе, «но не очень многие захотят пойти на подобные политические и личные риски, потому что ты никогда не можешь быть уверенным в успехе», – говорит профессор.
Маршал Голдман пессимистически оценивает инвестиционную привлекательность России для западного бизнеса.
Сначала нужно поставить правильный диагноз, а уж затем выписывать рецепты.
Для соблюдения законов нужен независимый суд, который за нарушение законов мог посадить любого, вплоть до президента. А власть сделала и делает все, чтобы судам не верил ни один человек.
О какой защите частной собственности может идти речь, если именно от "защитников" исходит главная опасность?
Как бороться с коррупцией, когда ею занимаются высшие чины государства?
А об институтах демократии вообще смешно говорить.
В общем, собираются люди на эту тусовку, чтобы хорошо выпить и закусить.
Широкий спектр мнений специалистов не содержит правильных решений. Поэтому не имеет значений от одного человека всё зависит или от нескольких. Другая программа развития приведёт к другим ошибкам, а воз останется на месте.