Торжество Закона Халявы состоялось
На модерации
Отложенный
Коллаж Андрея Дорофеева
Борис Стругацкий__Торжество Закона Халявы состоялось
Автор: Владимир Кожемякин
Опубликовано 19 сентября 12 (0:05)
Статья «Закон Халявы» из номера: АИФ №38 http://www.aif.ru/culture/article/55236
Краткое предисловие:
Возможно, что кому то эта статья покажется не очень связанной с тематикой нашего сообщества, но , во-первых, Израиль, как и любая страна , живёт в мире, где всё взаимосвязано, и израильское общество никоим образом не свободно от тех же пороков и проблем, которыми обременены другие нации и культуры. А, во-вторых, мысли такого уважаемого и талантливого человека, как Борис Стругацкий, мне кажется , могут быть интересны всем, независимо от целей нашего общения.
Ирена Бушман (Ошер).
===========================================================
О хлебе насущном и счастье задарма
Куда катится мир и Россия - в модернизированное будущее или в эпоху нового мракобесия? Что готовит нам завтра? На эти и другие вопросы «АиФ» ответил писатель-фантаст Борис Стругацкий.
«АиФ»: - Борис Натанович, как думаете, заслужила ли Россия покой? Или нам нужна Перестройка-2, 3 и дальнейшая перекройка страны?
Б.С.: - Подобная постановка вопроса кажется мне сугубо субъективной. «Нужна ли нам Перестройка?» «Надо ли перекраивать страну?» Что это значит: «нужна»? Кому нужна? Мне? Вам? Тете Моте? Да кто нас спрашивает, что нам нужно, а что нет? История развивается по своим законам (большинства которых мы не знаем), движется волей миллионов (по знаменитой Толстовской «равнодействующей миллионов человеческих воль»), попытки отдельных личностей («Великих Мира Сего») изменить ход событий иногда кажутся успешными, а зачастую приводят в кровавые тупики, и во все времена вопросы типа «нужна ли была революция?» содержат в себе не больше смысла, чем вопрос: «нужно ли было падение Тунгусского метеорита?» Метеорит упал потому, что комета прошла слишком близко от Земли. Революция разразилась потому, что возникшие в обществе социальные противоречия и напряжения оказалось невозможно разрядить иным путем. На вопрос «почему» иногда ответить удается, - вопрос же «кому нужно» попросту не имеет смысла. Вполне возможно, что очередная Перестройка произойдет. Нетрудно представить, что придется и страну «перекраивать», и в какой-нибудь «изм с человеческим лицом» нас поведут «без долгих слов» - возможных вариантов будущего можно рассчитать множество, и даже каждый раз объяснить, почему срабатывает именно данный вариант, но ответ на вопрос «кому это было надо» ответ, по сути, всегда будет один: так сформировалась равнодействующая миллионов воль.
До сих пор рабы?
«АиФ»: - Говорят, будто мы снова сползаем в Средневековье. Что впереди? Охота на ведьм, инквизиция, религиозные войны? Одичание масс на фоне технического прогресса?
Повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом», действие которой происходит на другой планете в эпоху мрачного средневековья, была написана в 1960-х, но и во втором десятилетии XXI века не теряет своей связи с сегодняшним днем и прогнозами на завтра. Какие угрозы для общества, упомянутые в этой книге-притче, актуальны сегодня? Пришествие серых (фашистов) или черных (религиозного ордена), репрессии на книгочеев (интеллигенцию)? Может, мы уже пережили родимые пятна феодализма?
Б.С.: - Родимые пятна феодализма мы не пережили ничуть. И не переживем, пока в народе высок рейтинг мнений типа: «стабильность превыше всего», «любой порядок лучше вашей свободы» и «начальству виднее». Пока неодолимо сильна покорная, а иногда – даже страстная готовность отдать свою ответственность за течение обстоятельств тому, кто (добром или силой) готов взять эту ответственность на себя, - начальнику, хозяину, вождю. Пока ощущаем себя слабыми, неумелыми, второсортными. На этом самоощущении слабости, неумелости, второсортности массового человека феодализм простоял две тысячи лет, и еще столько же продержался бы, если бы не выяснилось, что вялый покорный холоп – никуда не годный работник в эпоху машин, интеллектуальных прорывов и бешеного роста производительности труда.
«АиФ»: - А что плохого вы видите в стабильности? Разве нестабильность и разруха лучше?
Б.С.: - Стабильность стабильности рознь. Есть стабильное движение в направлении прогресса, усложнения, накопления знаний и умений. И есть стабильность застоя, - болота, трясины, социального гниения. Отказ от демократических принципов автоматически приводит к ужесточению авторитаризма, а значит, - к стабильности застоя. Авторитаризм не терпит изменений. В идеале – никаких. Потому что каждое изменение есть создание чего-то такого, чего еще не было, и для любой авторитарной власти это смерти подобно. Именно поэтому любой авторитаризм исторически обречен: вопреки своему желанию и главной своей цели (сохранить себя в неизменности) он вынужден изменяться, - или превращаться в социальную руину типа Северной Кореи.
Что же касается разного рода поганых «реставраций» (вроде инквизиции, нацизма всех цветов и оттенков, идеологических избиений и религиозного фанатизма), то они (по-прежнему) вполне совместимы с нашей «пятнистой» реальностью, ибо не только не противоречат феодальному менталитету, но, как и раньше, порождаются им в переломные моменты схваток властных элит. Просто развитие и нарастающее преобладание менталитета демократического делают такие реставрации менее вероятными. Среди власть-имущих и власти страждущих все шире и чаще возникают классические «шварцевские» вопросы: «А не лучше ли его «ку» вместо того, чтобы «у»?» Не проще ли? Не легче ли? В конечном счете, - не дешевле ли?
«АиФ»: - И всё-таки что страшнее - топтаться на месте или идти вперёд, пусть даже круша многое на своём пути?
Б.С.: - Страшнее и печальнее всего – невероятная «упругость» менталитета, эта готовность и даже стремление возвращаться в прошлое, это пресловутое «история учит, что она ничему не учит». Есть такое полушутливое правило сопромата: «всякая деформация – остаточна», так вот иногда кажется, что не всякая. Что нас можно мять, давить, топтать, уязвлять всячески, а мы – снова и снова возвращаем себе первоначальный облик, словно некий сверхупругий детский мячик, делающийся из поколения в поколение только все более поцарапанным, шершавым и малопривлекательным. Судьба все не устает играть этим мячом, а мы никак не устаем жить битыми и жеваными и только бормочем с некоторым даже вызовом: «нас толкнули – мы упали, нас подняли – мы пошли».
Конечно, все это лишь грустная иллюзия. Конечно, меняется все. Но медленно, до чего же медленно! И всегда по правилу «шаг вперед – два назад». И обязательно под угрозой беды, в предчувствии беды, в ожидании беды. Но меняется! Сравните 2012-й и 1012-й, - малая минута истории прошла, а мир не узнать! Но нас-то в этом мире узнать можно и не трудно. Со всеми нашими ай-педами, тойотами, супермаркетами, марсоходами и ядерными щитами. Со всей нашей обезьяньей увлеченностью пустяками, с приступами обезьяньей ненависти к чужим, и чисто обезьяньим обыкновением уступать одному только вожаку, но зато - всегда. С неумением думать, с нежеланием думать, с жадной потребностью верить, вместо того, чтобы думать. Вместе с неизлечимым нашим желанием работать меньше и получать больше. Одна Тысяча Ноль Двенадцатый, ау! Мы – здесь, мы все те же и все такие же и никогда не были другими. Или мы просто не умеем быть другими?
Топор и бритва
…Но современный Румата (прогрессор, герой повести «Трудно быть богом» - Ред.) вынужден будет сражаться не за «спрямление истории», не за спасение «книгочеев», вообще не за спасение культуры от «серых» и «черных», - сегодня все это атавизмы и анахронизмы, вроде колониальных войн 18-го века, или крестовых походов детей, или мессионерства века 16-го: никого из подлинно «крутых» властителей Мира Потребления все эти пустяки не интересуют и не привлекают. Идет создание нового мира, устроенного не так, как строился он последние десять тысяч лет и – похоже – создающегося вообще не за тем. А зачем, собственно? Человек Потребляющий это социальная единица совершенно особого сорта. Он в своем роде совершенство. Он не нуждается ни в защите, ни в улучшении себя, ни в каких-то новых стимулах к деятельности. Собственно, он вообще не нуждается в какой-либо деятельности и в каком-либо особенном умении, кроме умения потреблять. А этому учиться не обязательно, это умение заложено в нем изначально вместе с неразлучным своим альтер эго – ленивой, недоброй, предельно самодостаточной обезьяной, смыслом и принципом существования которой и является Закон Халявы.
Мир вступил (буквально ворвался) в Эру Потребления, извечный Закон Халявы («больше потреблять ценой меньших усилий») разворачивает свои знамена над всеми континентами, перейдя за пределы жалобных мечтаний в область новой реальности, в которой, вроде бы, не обязательно уже «в поте лица своего есть хлеб свой». Такого мира мы еще не видывали. Не любовь и голод в нем правят, а стремление к власти и жажда крутизны – самые труднодостижимые, а значит, наивысшие ценности жизни.
Закон Халявы (при всей своей пошлости и малопочтенности) управлял, однако, миром на протяжении эпох и эпох, формировал мировоззрения поколений, волочил нас из пещер, через рабство и феодализм в новые и новейшие времена, - но делал это ценой невероятных взлетов человеческого духа, порождая все новые взрывы фантастического интеллекта, - те самые взлеты и взрывы, которые и составляли так называемый прогресс: непрерывное накопление знаний и умений. И все это, по сути, – во имя и во славу госпожи Халявы, чтобы можно было увеличивать неудовлетворимое потребление ценой наименьших усилий.
И вот торжество Закона Халявы состоялось. Еще, конечно, остаются страны и народы, «добывающие хлеб свой в поте лица своего», миллиарды все еще пребывают в этом первобытном состоянии, но без малого треть мира уже может кормить тех, кто задержался в прошлом, кормить пока еще скромно, но уже бесплатно. Процесс пошел, и пошли рушиться старозаветные принципы, век назад еще казавшиеся нерушимыми: «кто не работает, тот не ест», «живи своим трудом, а не чужим добром», «век живи – век трудись». Еще чего? Зачем? «Пусть трактор работает, - он железный» «Дал Бог работу, да отнял черт охоту»…И выясняется вдруг, что проще дать им всем какой ни на есть жратвы, каких ни на есть развлечений, чем искать им рабочие места, делать их образованными и вообще – человекоподобными. Проще. Бесхлопотнее. И в конечном итоге – дешевле. И можно заняться более перспективными делами.
«АиФ»: - Разве «халява» не чисто советское явление? Причем тут остальной мир? Понятие – «урвать на хяляву», то есть ловкостью и обманом получить задаром, незаработанное, вроде бы, всегда было присуще только советскому (совковому) менталитету…
Б.С.: - Я привык употреблять слово «халява» так, как оно использовалось у нас с незапамятных времен: «дармовщина», что-то, доставшееся тебе без труда и вообще без усилий. В этом смысле в моей терминологии (полушутливый) «Закон Халявы» употребляется как извечное желание нашего брата-примата получать как можно больше за самую малую расплату. Отсюда и скатерти-самобранки, и волшебные лампы, волшебные палочки и волшебники вообще. Так что ничего специфически совкового в халяве нет. Народ любит халяву, - причем любой народ и любую халяву.
«АиФ»: - Как же этот самый Закон проявляется на развитом Западе? Разве в США и Европе подавляющее большинство трудоспособного населения не вкалывает в поте лица в страхе потерять работу, лишиться страховки, оказаться на обочине? А японцы не умирают от переутомления? Что изменилось в «потогонке» работодателей и борьбе людей за место под солнцем? Разве им уже «не обязательно в поте лица есть хлеб свой»?
Б.С.: - То, что Вы так безжалостно описали, и есть работа Закона Халявы. «В поте лица своего есть хлеб свой» сегодня и в самом деле не обязательно. Но кого в Мире Потребления интересует хлеб? Двухэтажный чизбургер, - это уж как минимум. Вкусная и разнообразна жратва (которая пару веков назад была доступна только избранным). Автомобиль (который век назад был еще почти фантастикой). Дом с такими удобствами, которые два века назад просто не существовали. Возможность легко и свободно путешествовать по всему миру. Невероятные ,век назад, развлечения…
Все стало возможно, все стало доступно практически всем, и по сути дела - ценой усилий, ничтожных, в сравнении с теми, которые требовались век назад, чтобы получить просто кусок хлеба с маслом. Конечно, «пот лица твоего» никуда не делся, но Мир Потребления платит тебе за этот пот исполнением таких твоих желаний, которые век назад просто не существовали. И «умирают от переутомления» в этом мире отнюдь не голодные-изможденные, не голые-босые, не отчаявшиеся родители безнадежно тающих детишек, - умирают Потребители Высокого Уровня, которым пороху не хватило повысить этот свой уровень и которые в поте лица не хлеба в этом мире искали, а совсем других ценностей: карьеры, «чести», «положения». С хлебом как таковым все у них было в полном порядке, и если бы интересовал их только хлеб (пусть даже и с маслом), они вообще могли бы не работать, а жить на пособие, как это и делают сотни миллионов неприхотливых потребителей, которых не смущает их неприхотливость. Необходимость работы ради куска хлеба ушла в прошлое, а вместе с ней – необходимость работы вообще. Потребитель работает теперь не для того, чтобы обеспечить себе минимум, - он работает исключительно ради максимума, потому что минимум общество позволяет себе обеспечивать ему даром. И может быть, современный, реально действующий, Закон Халявы следовало бы переформулировать так: возможный максимум потребления при полном отсутствии усилий для его получения. Это смотрится, как социальный тупик: миллиарды людей утрачивают необходимость трудиться, жизнь их теряет смысл и цель, и чудовищный груз Прогресса ложится на плечи подавляющего меньшинства: это либо Потребители Высокого Уровня («потребители власти», «карьеры», «почестей», «славы»), либо люди нового типа, - для которых сам труд становится источником наслаждения и радости («Потребители Радостей Труда»).
Новый бравый Человек Потребляющий не потерял ни одного дурного своего качества, заработанного веками пещерного бытия, веками рабства и феодального холопства. Он только стал еще безынициативнее, еще враждебнее к переменам, еще неприязненнее к любому труду, требующему усилий. Он потерял необходимость в труде, а значит, - остался без будущего. Еще полвека, век, и последние острова и континенты принудительного, за гроши, труда превратятся в зоны подкармливания и принудительной благотворительности, Человек Потребляющий станет гражданином вселенной и смысл существования цивилизации в тысячелетнем понимании этого слова прекратит бытие свое. (Неизбежный энергетический кризис затормозит этот процесс, но не сумеет вернуть человечество в «век пара и электричества» навсегда. Только на время, пока не будут найдены альтернативные источники энергии, а потом все пойдет по прежнему).
Писатели-фантасты Аркадий (слева) и Борис (справа) Стругацкие, 1973 год. Источник фото: РИА Новости
«АиФ»: - Почему же сегодня никто никого особо не подкармливает по всей дуге арабских «революций» от Ливии и Мали до Сирии и Афганистана? Наоборот, десятки прежде более-менее благополучных стран и народов оказались намеренно ввергнуты в междоусобные войны, разруху и нищету.
Б.С.: - Еще как подкармливает! Чего стоят только сотни тысяч иммигрантов из Африки и Азии, обрушившиеся последние годы на Европу! И помощь продовольствием тому же Сомали. И армии волонтеров из США и Европы в беднейших районах Африки и Центральной Америки, сражающиеся там с безжалостными эпидемиями… Конечно, всего этого еще прискорбно мало, и ни одна из серьезных социальных проблем пока не решена. Но процесс идет. И тренд очевиден, - так же, как тренд на смягчение диктатур и попытки предотвратить междуусобные войны. А ведь всего пару веков назад ничего этого и в помине не было!
«АиФ»: - Не кажется ли вам, что есть и другой, более циничный, и потому более реальный сценарий разделения человечества: на тех, кто достоин выжить (и потреблять дальше), и тех, кого уже сейчас толкают в некое планетарное гетто?
Б.С.: - Я не любитель конспирологии, и я ничего не знаю о подобных сценариях (сочиняемых, видимо, легендарным Союзом Девяти, мировой семибанкирщиной и прочими вполне таинственными организациями). Более того, я не понимаю, почему подобный сценарий следует считать «более реалистичным», нежели любой другой супер-проект, нацеленный на человечество в целом.
Но я зато совершенно уверен, что Время нового Руматы наступит с неизбежностью, лишь когда угроза тупика Эры Потребления сделается общим достоянием. Пока эта угроза скорее абстрактна, чем реальна. Кажется, что все идет путем, прогресс неостановим, потребление благополучно растет, кризисы (любые, включая военные) выглядят преодолимыми. Но ведь угроза этого тупика есть угроза потери будущего. Если ничего больше не надо, то зачем тогда все? Собственно, будущее это единственное, ради чего до сих пор существовало человечество. Во всяком случае, ничего кроме никогда не усматривалось. А у Человека Потребляющего никакого будущего нет. И не надо. У него – повторение настоящего. Но человечество слишком энергоемкая, слишком сложная, слишком динамичная, с огромным запасом устойчивости, структура, чтобы позволить себе просто так сойти на нет, потеряв будущее и не приобретя ничего взамен. И начнутся поиски нового человека, - Человека Воспитанного. У которого системой Высокого Воспитания обнаружен и развит главный его талант, - то умение, которым он владеет лучше многих и многих. Который не чужд потребления, но это – потребление знаний и умений. Для которого высшим наслаждением жизни является успешный творческий труд. В этих людях не будет ничего фантастического, они и в наше время не такая уж редкость: профессиональные группы, слаженные коллективы, «обитаемые островки», населенные этими людьми будущего, спокон веков разбросаны по нашему миру, и Румате предстоит великая задача: превратить исключения в систему и слить островки в континенты.
«АиФ»: - А откуда у вас такая уверенность? Может, как уже не раз бывало, в нас снова возобладает зверь (та же обезьяна) и взамен Человека Потребляющего человечество родит что-то еще похуже, например, Человека Плюющего На Все и т. п.?
Б.С.: - Разумеется, никакой уверенности «в неизбежности благоприятного будущего» у меня нет. Я просто описываю наиболее, как мне кажется, вероятный ход истории. Причем совсем ничего не пишу (и стараюсь не думать даже) о том, что будущее, которое нас ожидает, скорее всего, не будет ни «плохим», ни «хорошим», - оно будет ЧУЖОЕ, плохо поддающееся не только оценкам, но и самому обыкновенному восприятию, - переводу с совершенно нам незнакомого языка на привычный. А что касается «безжалостности и немилосердности» людей друг к другу, то на мой взгляд, ничего катастрофического с нами не происходит и не произошло. На мой взгляд, за последние 10000 лет человек не стал ни лучше, ни хуже. А тот, кто думает иначе, впадает в довольно распространенное заблуждение: ему все кажется, что мужик, бреющий бороду лезвием кремневого топора, не джентльмен, - в отличие от того, что бреется сегодня супербритвой с программным управлением. А на самом деле разница между ними только в том, что от первого пахнет хуже, чем от второго. Да и то - это еще большой-большой вопрос, как говорил Винни Пух.
Комплекс Бога
«АиФ»: - Недавно ушедший от нас фантаст Гарри Гаррисон сказал: «У человечества существует спасительный механизм саморегуляции – плохие времена не могут продолжаться долго…». Можно ли то же сказать и о России?
Б.С.: - Я бы сказал, НИКАКИЕ времена не могут продолжаться долго. И чем заметнее ускорение прогресса, тем короче время релаксации. Теперь человек «рожается, страдает и умирает», успев побывать и в тихом прошлом, и в крутом настоящем и в почти уже не доступном пониманию будущем. Другое дело, что СУТЬ происходящего на протяжении одной жизни меняется до обидного мало: меняется антураж, декорации, «удобства», и неизменны остаются дух, аура, сама атмосфера проносящейся мимо жизни, - трагичного отнюдь не становится меньше да и сами понятия «хорошо-плохо» изменяются поразительно медленно. А Россия наша – страна на перепутье. Пятисотлетнее рабство норовит повернуть пас в прошлое, «в медленное течение времени», в трясину застоя. А общий мировой тренд подгоняет на европейский путь развития, на проторенную дорогу демократических и экономических свобод – в Мир Потребления и ускоряющегося прогресса.
«АиФ»: - Еще цитата из Гаррисона: «Комплекс Бога — загнать людей в какие-то рамки, хотят они того, или нет». Вы согласны?
Б.С.: - Не знаю, не знаю. По-моему, человек изначально загнан Природой (Богом? Судьбой?) в такие ШИРОКИЕ рамки возможностей своих, талантов, инстинктов и комплексов, что не нуждается ни в каких дополнительных ограничениях или степенях свободы. «Я царь – я раб – я червь – я бог» Все. Этого уже ни в какие рамки не загонишь. Да и зачем?
«АиФ»: - Как вам в этом свете история с панк-молебном Pussi Riot? Говорят, что они выразили волю «несогласных» миллионов… Вы лично их бы простили?
Б.С.: - Я лично определил бы их мыть полы в женском монастыре суток пятнадцать подряд. Не терплю хулиганства, а тем более – хулиганства демонстративного, наглого, вызывающего. То, что хулиганство это имело политический акцент, сути дела не меняет и поганости поступка не отменяет вовсе. Но власть, как это у нас бывает слишком часто, отреагировала на инцидент настолько неадекватно, настолько бездарно, настолько бюрократически тупо, что вместо отвращения к хулиганам вызвала отвращение к себе и к нашей доблестной юстиции. Такое впечатление, что власть поставила себе специальной целью: расколоть российское общество как можно глубже, чтобы пропасть образовалась между людьми, по-разному относящимся к событию, чтобы сделать их взаимно непримиримыми взаимоненавистниками. Я с ужасом и отчаянием читаю, что пишут наши граждане по этому поводу, и наблюдаю, как прирожденные дураки демонстрируют безграничность своей глупости, отпетые люмпены – безмерность жестокости своей, а неистовые рабы церкви извергают из себя задержавшееся средневековье, настоенное на злобе и ненависти. Зачем? Зачем и кем запущен это парад крутого взаимонепонимания, яростного желания обличить врага и стереть его с лица земли? Кому это понадобилось? Или это просто «последний откат», решительное и необратимое возвращение в совок?
«АиФ»: - А может, это самих людей снедает взаимная ненависть? Возможно, мы стали настолько разные и непримиримые, что уже не способны ужиться в одном обществе, одном российском народе и одной стране?
Б.С.: - То, что общество наше расколото, видно простым глазом. Этот раскол – следствие всей предыдущей истории нашей: и эпоха застоя, и эра сталинизма, и даже царские еще времена наложили на нас проклятие разобщенности, не говоря уж о революции конца 1980-х. Общество с такой историей не может быть едино! Но в этих условиях власть должна прилагать все возможные и невозможные усилия к тому, чтобы раскол сглаживать, сшивать рваные раны полумертвой нашей идеологии, смягчать споры, больше уговаривать, меньше карать… Ничего подобного мы не видим. Власть по-прежнему продолжает искать «виноватых», наказывать «врагов», применять силу там, где должно вести дискуссию и искать компромисса. Все это, конечно, такое же наследие нашей истории, как раскол общества и внутрисоциальная неприязнь. «Так было – так будет» - не вчера сказано, не нынешним начальством, и никем никогда не отменялось.
Нищим не до Марса
«АиФ»: - Нужно ли нам освоение дальнего космоса? Зачем посылать живых людей на Марс и другие планеты? Какой с них там прок? Разве марсоходов там недостаточно? Может, не тратить деньги попусту, а решать проблемы Земли?
Б.С.: - Вопросов много, а ответ, по сути, один. По крайней мере, у меня. Пока на Земле сотни миллионов людей живут впроголодь, лишены современного медицинского обихода и не имеют ни единого шанса получить достойное образование, - до тех пор любые «расходы на престиж» (будь то вооружение или Космос) постыдны, недостойны и, фактически, преступны. Я знаю, что у этой точки зрения есть серьезные и компетентные противники. Например, я никогда не рискнул бы вступить в спор с профессионалом, утверждающим, что освоение Комоса вполне может рассматриваться как отрасль фундаментальной науки со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями: реальность получения результатов, способных существенно изменить саму структуру наших знаний о Вселенной; совершенно неожиданные прорывы в области технологии и прикладных наук; может быть, даже какие-то крутые повороты чисто мировоззренческого характера… Все это верно, все это возможно, все это вполне ожидаемо. И тем не менее - блистательно безнравственно. Недостойно человека. Из серии: «смотрится красиво, а внутри – гниль». Тем более, что по сути Овладение Космосом сегодня, как и 20, и 50 лет назад остается полем битвы за пресловутый престиж и за достижение военного превосходства.
«АиФ»: - В новом голливудском фантастическом блокбастере «Морской бой» показана ситуация, когда в ответ на сигнал, посланный учеными в поисках братьев по разуму во Вселенной, прибывают кровожадные инопланетяне, и начинают порабощать Землю. Может, в самом деле не стоит привлекать внимание неизвестно кого к космосе, а лучше помалкивать и задуматься о безопасности человечества? Зачем нам SETI, если мы не в состоянии в случае чего отразить нападение пришельцев?
Б.С.: - Воистину так! Подписуюсь обеими руками! Пока Земля разрозненна, ощетинена внутри себя взаимными угрозами и недовольствами, пока мир наш неустойчив и полон социальных опасностей, нам безусловно надлежит помалкивать, ни в коем случае не стремиться привлечь к себе внимание Сверхцивилизации (а гостями из Космоса могут быть только представители Сверхцивилизации!), - внимательно наблюдать за Небом и уделять как можно больше внимания нашим внутренним делам. Не знаю, поможет ли нам такая осторожность, но она нам, как минимум, не помешает. Хотя Главную Надежду вселяет в нас, конечно, Великое Молчание Космоса (парадокс Ферми), объясняемое прежде всего чрезвычайной редкостью встречаемости во Вселенной «островков жизни».
=============================================================
И послесловие:
Слово "халява" пришло в русский язык из иврита и происходит от слова "халАв"- молоко.
В древней Иудее существовало правило давать кружку молока наёмным работникам после окончания рабочего дня в поле. Это в дополнение к положенным еде и оплате труда. Такая "дармовая" кружка молока и стала прообразом неизживаемой халявы.
Опять евреи виноваты, куда ни кинь!
Комментарии
Борис Натанович - таки зря не скажет. Я, может, и не со всем согласен, ну так Борис Натанович - таки не червонец, всем и во всем нравиться.
Прочитал с огромным удовольствием, сейчас работы немножко поработаю - по линкам пройдусь. Спасибо.
Комментарий удален модератором
И чем больше население Земли, тем больше зверочеловеков.
Осознание наличия реинкарнации лишает страха смерти. А зная своего "предка" - не позволяет терять достоинство и в нынешней жизни, лучше понять, откуда беруться вдруг те или иные черты характера в периоды испытаний.
По себе на одну жизнь назад я точно узнал по совпедению разных источников информации - личный интерес к этой личности, как только читать научился и впервые прочел про него, из видения старости персонажа ясновидящей, из таблиц расчета инкарнации Пифагора и, наконец, когда нашел подробную биографию персонажа.
А о четырех других предыдущих могу только догадываться по таким же жгучим симпатиям и сходству увлечений и характера.
Первый - Спарта, второй - Рим, гладиатор, третий - Иудея, четвертый и пятый - Польша.
Сегодня ты - царь, в следующей - царь становится рабом, поднимающим восстание, в следующей - опять воин и историк, затем воин в науке, затем воин - бунтарь против несправедливых устоев общества, руководитель восстания за свободу страны. Общее остается только - воин духа.
В этой - тоже навоевался. В школе - с советскими трактовками литературы, в армии - с дедовщиной, в вузе - с неверной экономической программой, в 90-е - с жульем и бандитами. В нулевые - с косностью и консерватизмом.
Только поправка: иудаизм не признаёт реинкарнации. Только в день Последнего суда все души иудеев и геров будут стоять перед Богом и получат jedem das seine - вечную жизнь, или забвение (ада в иудаизме нет). Все неевреи могут быть судимы только за исполнение семи первых общечеловеческих заповедей , данных Ною.
А "Иудейская война" - перечитайте. Это отступление автора о реинкарнации где-то в самом начале войны. Я был поражен этому открытию.
Иудаизм динамичен. Не отрицая прошлого, растет дальше. И Ссудный день - не помеха реинкарнации. Судится душа за всё, что прошла во многих воплощениях.
По моему впечатлению, пришедшему после изучения буддизма и иудаизма, Исус создал синтез этих учений. А христианство - это религия Савла и последующих отцов церкви. Мало общего имеет с верой исусовой.
Иудейская война- художественная литература, а не историческое эссе. Не нужно ссылаться на него в теологических дискуссиях. Вряд ли выкрест Фейхтвангер изучал Тору.
Редкий человек способен совершить подобную "измену" ради своего народа. Простые евреи встречали римлян, как освободителей. И угодничества кесарю я не заметил. Беспристрастный взгляд, фиксирующий события трагической ожесточенной обороны Иерусалима и его гибели. Тяжело читать.
Колумб, королева Изабелла Кастильская, Торквемада были не евреями, а европейцами, принявшими иудаизм. Ватикан вымарал эту страницу истории.
Колумб был потомком еврея, принявшего христианство.
Торквемада был потомком то ли еврея, то ли мавра, принявшего христианство.
Не люблю еврейского секуляризма. Это в прошлом он был оправдан, чтобы народу и религии не раствориться и не пропасть.
Когда все евреи соберутся в Израиле, тогда и посмотрим, нужно ли нам держаться за свои корни.
В то время была свобода вероисповеданий. За жизнь и души прозелитов успешно также боролся митраизм, пришедший в Рим из Персии. Было время разочарования в старых языческих богах.
Программа Бога для евреев - дать Тору 70-ти народам мира, когда дорастут до неё, и собрать их представителей во вновь отстроенном Храме - не забыли? Время пришло.
Собственно необходимость работать чтобы не умереть от голода/холода исчезла довольно давно. Но есть социальный момент, момент места на социальной лестнице. И потребление уже очень давно является скорее знаком положения на ней, чем действительно привилегией как таковой (вплоть до парадоксального: летом тот же стражник в легкой одежде чувствовал себя комфортабельнее, чем охраняемый им боярин в соболиной шубе - но!).
Сейчас знаки социального положения меняются, это-так. Но по-прежнему для получения этого положения надо работать, и - много. И сейчас "внизу социальной пирамиды" примерно тот же процент, что 200 лет назад был.
Много опаснее как раз попытки её разрушить, эту пирамиду, и возгласить, что "любой двуногий уважаем". Это -действительно путь в пропасть. Имеет право на уважение -да, это верно. Но мало иметь право, надо еще это право актуализовать, а это -не просто, и не каждый может.
Место на социальной лестнице "на халяву" - вот что действительно опасно!
Особенно потому, что место на халяву рождает в человеке ошибочное ощущение собственной значимости и беды от такого обладателя этого места жди незамедлительно. Наворочает дел- мама не горюй!
Ну и что же ты все-таки показал? Что не хочешь с нами жить? А зачем это было доказывать и кому? Что ненавидишь нас? Зря. Мы делаем все, что нужно. Мы не виноваты, что они свиньи. Они были свиньями и до нас, и после нас они останутся свиньями. Мы можем только накормить их и одеть, и избавить от животных страданий, а духовных страданий у них сроду не было и быть не может.
Братья Стругацкие, «Град обреченный»
И тебе и Стругацким.
Братья Стругацкие, «Град обреченный»
А ЧТО было в ХХС видели все, инет у всех есть...
И читайте внимательно - угадали все буквы, но не смогли прочесть слово...
Хотя вам тяжко, понимаю... лозунги проще воспринимать, думать не надо.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Было бы ругательное - стояла быв словаре соотвествующая ссылка - "бранное".
Настоящий переводчик - не тупая машина, а литератор, творческая личность.
И сами хулиганки свое название так и перевели, как "девичий мятеж."
Производные - pussycat - кошечка
-pussyfoot - амер. осторожный человек; сторонник сухого закона; сухой закон.
- pussy-willow - верба.
Puss in Boots - Кот в сапогах.
И ничего, намекающего на гинекологию и прочую порнографию.
Производные - pussycat - кошечка
-pussyfoot - амер. осторожный человек; сторонник сухого закона; сухой закон.
- pussy-willow - верба.
Puss in Boots - Кот в сапогах.
И ничего, намекающего на гинекологию и прочую порнографию.
Не преподаватели делают язык, а их живые носители. Как Вы думаете, многие ли преподаватели русского в Гарварде (я как раз живу рядом с Кембриджем) сразу скажут, что такое на русском 3.14да? Ручаюсь, не все - а ведь весьма распостраненное слово в России, однако.
Чтобы у Вас не было сомнений, сходите на сайт американского слэнга http://onlineslangdictionary.com/meaning-definition-of/pussy, и там увидите, что значение "Вагина" - так сказать, основное. Для Вас это будет особенно интересно, раз Вы профессионал.
Они оскорбили мой храм. Я родилась в 300-х метрах от него. Я против оскорбления любого храма.Это не место для кривляний и поганых дерганий с песенками политического хар-ра. Не нравится - не надо ходить. Критиковать должны верующие, а хулиганью там делать нечего.Само название этих мерзавок - хулиганское, вызывающее омерзение. Вы можете любоваться или восхищаться этой"демократией", а я только плюну им вслед.Пусть сидят.
Насчет же того, "кто главнее", увы, увы... Преподают то, что уже есть, а носители языка творят то, что вскоре будет нормой. Ташкент же тут не пример, там, в общем, не ареал носителей языка.
II - 1. то же, что и puss. 2. кошечка. 3. кокетка (но не проститутка). 4. заяц
Лишь один неблагозвучный перевод против пяти приемлимых и двух производных.
Ни слова о гинекологии к позору отдельных "переводчиков".
Когда молодежи нет возможности расти и себя выражать, она в подобные шокирующие эпатирующие эксперименты пускается. Подобные дуры - протест против режима, их породившего. И протест уродливый, как сам режим. Не оправдываю их, но и не сильно осуждаю. Не ведают пока, что творят.
А правительство поступило совершенно правильно.Тем более, что православные прихожане рот разинули от неожиданности. Вон, в Иране за оскорбление ислама завтра двоих повесят. Уже схватили...Так что все правильно. Пусть девки хотят протестовать куда надо. Протестантши...
У меня к католикам и их храмам уважение с детства. Всё в них красиво и по настоящему.
А РПЦ не люблю. Поэтому меня и не задела особо эта выходка. Больше то, что в стране началось после. Суд неадекватный. Злобная реакция православнутых. Настоящие христиане юродивых прощают. А эти показали свое истинное злобное нутро.
Нельзя было иначе и в другом месте. Не заметили бы и не встряхнулись. Уродство власти и первосвященника порождает ответное юродство.
И политика тут не при чем. Бабы "дали" за деньги. Раньше они в протестном движении замечены не были...Ну, уж а половые акты...всякие куры в зад...или - в перед? При чем здесь за кого агитировал о. Кирилл? Он сделал то, что положено.Всегда так поступали иерархи.Или Вы хотели, что он показал тоже в знак протеста свой член? Или средний палец, как ваши друзья? С ума не надо сходить...Котлеты отдельно, мухи отдельно.
Разделилась Римская империя на Западную и Восточную. А в 11 веке и единая вера разделилась по политическим мотивам.
Я тоже орган люблю. Лучшие композиторы писали музыку для костелов. Может, влияет и то на мою симпатию католичеству, что верю в реинкарнацию. Как в 10 лет в Литве первый раз попал в костел, так и понравилось. По разным признакам выходит, что прошлая жизнь прошла в Польше. Но крестился в православном храме. Грек Федор-Стратилат встал со своим легионом на защиту восставших христиан против римлян. Мне его подвиг по душе пришелся. Был любимцем императора, но принял христианство, разбил золотых идолов в его присутствии и был казнен.
Чего не приемлю в христианстве - ритуального канибаллизма - причастия. Вот уж действительно - мерзость. Кто готов есть условно "плоть и кровь", тот и реально не содрогнется, если начнется голод. Морально уже готов. Извращенный церковниками обряд.
Как на самом деле Исус проводил Тайную вечерю - в апокрифе "Учение 12-ти апостолов". В моем блоге - "Династия Исуса" - историческая реконструкция.
Вхраме атмосфера всегда чудесная и запах...У нас принято, чтобы живые цветы стояли ВСЕГДА. На них выдают деньги монахиням или сам священник или настоятель покупает.Часто приносят и прихожане. Просто так: свой день рождения, юбилей, праздники. Всегда. У нас на Рождество стоит шесть елок: две у алтаря, одна из них с белыми игрушками, другая - с обыкновенными, остальные - по бокам храма. Все они украшены ...белыми накрахмаленными снежинками, связанными прихожанами и сестрами...Красота неописуемая! У алтаря импровизированная пещера, где родился Христос с ягнятами, осликом, и пр. На пасху - игрушки из пустых яичек всевозможные, зайчаки с гнездами...В общем, ...А самое главное - орган. Я без него не могу вовлечься в действо...Ведь это надо впустить в себя толику божественного тепла...
У лютеран почти все то же. И у евангелистов...
Иудеи и греки православные клали тело в склеп на камень. Через год забирали кости и клали в известковый ящичек - оссуарий. Греки еще в вине отмывали. От того и выражение - "косточки перемывать".
Тогда же подсел на восточную философию, занявшись карате - буддизм, даосизм, дзен - их симбиоз, бон - философия позитива. В 30 крестился. В 44 партнер по бизнесу рекомендовал ознакомиться с Торой, чтобы понимать друг друга. Он иудей. Потомок основателя хасидизма. Тору дважды проштудировал. После чего - ВЗ, в котором нашел массу ошибок перевода, искажений, приписок и утаиваний, полностью переворачивающих первоначальный смысл. Затем христианство изучил и по НЗ и по апокрифам. Недавно прочел книгу Зенона Косидовского. Была популярна в СССР. Шедевр. Окончательно открыла глаза.
И славяне и прочие язычники по всему миру кремировали. Но мне как-то приятнее иудейский обычай. Мало ли что. Бывает и летаргический сон ведь. Но и в земле гнить, отравлять всё вокруг, земли пахотные занимать - тоже устаревший обычай. В США придумали - замораживать и разбивать в пыль сублимированное тело. Пыль и выдавать в урнах. Про греков сами греки и рассказывали. До сих пор. И в камне могилу долбить сложно. Один склеп зато на весь род. И земли лишней под кладбища нет. Потому кладбища маленькие и весьма праздничные. И никаких оград. У нас же ставят, чтобы землю оградить, чтобы чужого не подложили. И при жизни воздуха общего не хватает и после смерти норовят потеснить.
Про Бенедикта не знаю его подвигов.
Католики привлекательны именно своей образованностью, общей культурой. А попы - дремучее невежество. Лучше разговор на духовные темы и не начинать. Но мне нравится ректор Духовной Академии Кураев. А.Меня с интересом читал.
В Череповце священник встал на пути в храм красноармейцев - грабителей. Его расстреляли. но его душа периодически появляется на местном опасном перекрестке у светофора. В местной газете была фотография привидения. Его узнали по облачению и старым фотографиям. Привлекает к себе взгляд, а заодно и на светофор.
Зороастризм - исток и иудаизма (после Вавилонского пленения) и христианства. Его дуализм добра и зла вошел в них. А как понимать, что есть что - мои ответы.
Поиск предназначения. Несколько раз перечитывал..)
Читай на здоровье!
Я все вещи собрал...)
Приятного чтива, даже завидую..))
но что-то там в божественной канцелярии... тоже бюрократия, как видно: никак моя просьба до рук Господа не доходит.
:-)))))))))))))))))))
Хотя Борис Натанович и сам подозревает о своей шаткой позиции в этом вопросе:
"Я знаю, что у этой точки зрения есть серьезные и компетентные противники. Например, я никогда не рискнул бы вступить в спор с профессионалом, утверждающим, что освоение Комоса вполне может рассматриваться как отрасль фундаментальной науки со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями: реальность получения результатов, способных существенно изменить саму структуру наших знаний о Вселенной; совершенно неожиданные прорывы в области технологии и прикладных наук; может быть, даже какие-то крутые повороты чисто мировоззренческого характера… Все это верно, все это возможно, все это вполне ожидаемо"
Скорее , он имеет ввиду тот факт, что не все космические затраты оправданы и иногда это действительно - лишь вопрос престижа а не целесообразности.
Дело тут не приоритетах, а в том, что голодных сейчас, в нашей реальности, "отменить", просто раздавая пищу, нельзя. Вместо голодных вырастет такой монстр...
"Ответ, по сути, один. По крайней мере, у меня. Пока на Земле сотни миллионов людей живут впроголодь, лишены современного медицинского обихода и не имеют ни единого шанса получить достойное образование, - до тех пор любые «расходы на престиж» (будь то вооружение или Космос) постыдны, недостойны и, фактически, преступны".
Ф.Рузвельт платил фермерам, чтобы втрое урезали посевы. Запасов продовольствия было на 3 года вперед в голодный 1932. Людям было нечем платить за еду. И Ф.Рузвельт организовал трудовые армии, через которые прошли миллионы, получив трудовые навыки и военную подготовку.
А 6 млн. поголовье свиней Рузвельт приказал в первые 2 недели власти уничтожить и закопать. Предки Рузвельтов - голландские евреи - первопоселенцы. Соблюдали кашрут.
И результат проявился уже через месяц. Свинина "отравляет" мозги, плодит халявщиков.
Исходя из наших условий, я предложил бы перевести все пособия "на талоны". На пищу, на одежду, на жилье. И не давать (ну, почти) наличных.
То есть давить именно на социальное место, которое могут обеспечить только наличные. Да, ты сыт, но ни девочку в клуб пригласить, ни сынишку в Диснейленд ты сводить не можешь, не можешь купить модную одежду, новый I-Phone (да и износившийся старый телефон заменить - проблема), не сможешь обменять старую машину, и т.д. То есть заставлять работать тебя никто не станет, но у тебя у самого будет сильный драйв "соскочить с пособия".
Преимущества тут те, что "охота пуще неволи", человек сможет и подобрать себе сам работу по силам, квалификации, возрасту и способностям, в конце концов, и юридических проблем не возникнет.
Талоны такие давать только тем, кто пойдет получать необходимые стране рабочие и инженерные специальности. "Бесплатно" - только само образование. И за плохую успеваемость - безжалостно выгонять, лишая талонов. Кто не работает (не учится), тот не ест.
В средние века в голод король Чехии Вацлав за еду устроил строительство никому не нужной стены вокруг своего замка в Праге. Нам её на экскурсии показывали. Спас народ и от голода и не развратил халявой.
Думаю, что мое предложение все же вернее будет вести к цели, ибо Вы как-то упустили, что проведение Вашей жесткой линии будет иметь не только желаемый нами обоими эффект, но и вовсе нежелаемый- сильнейший всплеск преступности.
Очень многие, загнанные в угол отсутствием средств существования, выберут не тяжелую и низкооплачиваемую работу, а - просто ограбить, пойти в "шестерки" к дону-наркобоссу, и так далее. Думаю, что всплеск преступности в 90-х в бывшем СССР не в самую последнюю очередь обязан как раз отсутствием в распавшейся стране какой-либо "социальной сети".
И низкооплачиваемая или рабская работа - это было в СССР. Здесь же альтернатива - или работай и повышай квалификацию за достаточное жалованье или становись вне закона. Вначале дать понять народу - в каком положении действительно находится страна и что её ждет, если ничего не менять. Или спасение в борьбе или порабощение соседями и смерть. Начать нужно с популярных мер - выгнать гастарбайтеров. Вернуть вклады до 1992 г. акциями госкорпораций по справедливому курсу (инфляционному), новой ваучеризации с понятными правилами. Как в даосской притче про кормильца обезьян: "Орехи кончаются. Завтра буду кормить так - каждой по 3 ореха утром и 4 вечером". Обезьяны подняли гвалт. "Тогда 4 утром и 3 вечером". Обезьяны успокоились.
Социальные меры - выдать населению все пенсионные накопления и пусть делают с ними, что хотят. И учиться по Ф.Рузвельту. Он спас США от гражданской войны. Богачи сами ему понесли капиталы на реформы. Глава клана Кеннеди был первым в очереди, чтобы не быть повешенным.
Многие дачники с удовольствием захотят стать проф. фермерами. А студенты - получить качественное образование, а не то, что сейчас - выброшенные деньги.
И хотя это и не главное, но тоже интересный момент - как раз именно интеллектуал Вашим"клиентом" вряд ли станет, он и востребован, и - сам себе работу найдет, потому что именно он как раз и не хочет "халявы", и для него день, когда он не занят ДЕЛОМ, пропавший день. А таскать шпалы - не только что не всем по силам, но и не ДЕЛО, это занятие для механизмов. Это хорошо только в молодости, и то - только летний месяц, для подработки и разминки.
Но и не всё могут сделать механизмы. Еще не придуманы такие, которые могут шпалы и брусья менять, щебень равномерно распределять. Машины завершают работы - выправка, подбивка пути. Если всё механизировать - что люди то делать будут? Без труда человек сходит с ума или становится преступником. Трудотерапия - лучшее средство от этого. Смена видов деятельности, по Павлову, лучший отдых.
- слежение за опасностью для Земли - астероиды, вспышки на Солнце (США этим и занимается; 40 мин. от получения сигнала со спутника о супер вспышке до прихода её до Земли, чтобы вырубить главный рубильник электросети.
- получение материалов по технологиям, требующим невесомости и абсолютной чистоты.
- спутники связи, навигации и слежения за Землей.
Всё остальное - праздное любопытство учёных за огромные деньги налогоплательщиков.
Сам не смотрел, но достаточно упоминаний астронавтов и мнения российского астронома-математика и его фотографий в книге "Сошедшие с небес и сотворившие людей" (О шумерской цивилизации и их учителях - анунаках из их эпосов) Владимира Конелеса.
:-)))))))))
Вообще то я фантастику НЕ люблю и мой последний коммент был иронией по поводу лунной цивилизации.
А по поводу Луны и сами астронавты рассказывали и их реплики там оказались записанными. По фотографиям астронавтов видно, что перед нами артефактные строения - города - башни, полусферы, а не нагромождение скал. И полеты НЛО над Луной хорошо видны в телескопы и из космоса по теням на поверхности. Лунные программы землян закрыты.
И про лунатиков - это не ко мне. Я и в НЛО не верю, хотя с другом Лёней Соколецким, их вместе видели. (он тут тоже, на ГП).
Удобрения бесхозные могли им и понадобиться.
О-ё-ёй...
Если вдруг пропаду с ГП, так и знайте- я подводной цивилизации понадобилась.
Ох и кипиш я им устрою... пожалеют, что спёрли такой цурес на свои головы.
:-)))))))))))))
Главком ВМФ В.Чернавин рассказывал о схватке боевых пловцов с ними на Байкале. Хотели 12 наших их троицу сетью поймать. Получили в ответ удары ультразвуком. Много погибло, но кинооператор заснял их в серебристых гидрокостюмах с трубкой - "жабрами" во рту. Такая технология без акваланга уже сейчас и в России появилась, выделяет растворенный кислород из воды. Но хватает пока на считанные минуты.
:-))))))))))))))
И , конечно, "мал золотник, да дорог"....
Хочу видеть их в серебристых гидрокостюмах!!!!
А вы знаете, что учёные идоказали, что человек сам может выделять кислород из воды и есть какие то команды людей, которых обучают этим методикам? Я пробовала полностью расслабляться под водой и потягивать воду носом очень аккуратно. Не знаю что это, но под водой я вот так продержалась более 2 минут, хотя обычно не более 1,5 минут.
Показывали российскую рекордсменку. Так у неё объем легких 11000 и сыну по наследству передала. Так она рекордсменка и нахождения под водой на задержке дыхания - 10 мин.
Я в прошлом МС по плаванию, подводному ориентированию и альпинизму. Но лёгкие в детстве пострадали от воспаления (поэтому и отдали меня в 6 лет на плавание). Зато с тех пор про болезни вообще не знаю.
Нос у меня видать, неправильный, раз вода в пазухи сразу попадает.
:-))))))))))))))))))))))))))
Но, как говорил У.Черчилль "Бросить курить легко. Я тысячу раз это делал". Но, все же, попробуйте.
А это всё обязательно?
:-))))))))))))))
Поначалу начнет расти вес - ничего страшного. Сгоните нагрузкой и питанием по кашруту.
Мы с Вами эту тему уже обсуждали. Попробуйте и от свинины отказаться - легче будет и другие привычки менять.
"Санта-Барбару" смотрели? Помню выражение разорившегося миллионера Лайонела.
Сын спросил - папа, мы теперь нищие? Нет сын. Мы - бедные. Это временное финансовое состояние. А нищета - это состояние духа.
Наверное Лайонел (подобный Льву) был евреем.
:-)))))
Мне лично нравится пример африканской страны которая раньше называлась Родезия.
Когда там. был так называемый Колониализм. Страна расцвела, там было замечательное сельское хозяйство, которое кормило пол Африки. И Родезию называли житницей Африки. Население не голодало и очень не плохо и работало и жило.
Пока ООН под давлением СССР, не провозгласило борьбу с колониализмом....с хорошей жизнью. И СССР попытался в Родезии построить социализм.... Началось "национальное освободительное движение" от хорошей жизни. Убили порядка 2 миллионов населения, и Провозгласили Свободную Зимбабве. Свободную и от еды и нормальной жизни. Теперь весь западный мир кормит вымирающее от голода население Зимбабве. Халявщиков....
Как тут определится, люди нормально работали и жили, при "колониализме".
А теперь те же люди нищие и голодные Холявщики??
Так кто виноват, эти несчастные люди "Холявщики" или международные "благодетели" из ООН и другие международные чиновники.
Тупой народ и образованный не имеет значения. В период холодной войны, США или СССР подбивали народ на "освободительное движение". Но как всегда воюют одни люди, а власть ипобеда достается другим, мародерам...
В истории еще не было примеров, чтобы где то народ сместил власть, которая ему не нравится и установил свою.
Никакой арабской весны не было бы и в помине, если бы сторонние страны не подбивали народ и не финансировали революции.
Сменилась власть и страна обнищала...
Чтобыло бы с Израилем...
И побеждает народ! Но, разумеется, наиболее пронырливые. И получается как раз то, что народ хотел! Но, разумеется, он этим недоволен. И не зря - ибо то, что он хотел, самому народу и не на пользу. Плохого он хотел - плохое и получил.
И это далеко не только об арабах. Народ всегда побеждает, и всегда получает то, что хочет - но чтобы он был доволен этим полученным, надо, чтобы он хотел должного, чтобы он находился на определенном уровне. А вот этому условию далеко не каждый народ удовлетворяет.
Поэтому научить кого то управлять другими не получается. Если нет природных способностей. Это как играть на скрипке учатся миллионы детей, Но хорошо играют только сотня.
Из нынешних руководителей даже цивилизованных стран, трудно назвать хоть одного-двоих, кто бы выделялся своими способностями.
Может Обаму или Путина можно назвать хорошим руководителем? Как то не видно.
А вы хотите в Судане. Миру нужна другая система руководства отсталыми странами..
Убили свыше 150 тыс. человек. и сотни тысяч разбежались по всем странам мира. (и моя семья в том числе). В результате войны к власти пришли более цивилизованные бандиты.
Да, вначале народ хотел изменений, чтобы от власти ушли коммунисты. Но Иран и другие страны вооружили исламистов и они развязали войну и захватили власть. Потом Узбекистан помог одной из "светских" группировок свалить власть исламистов.
А что народ, пришли исламисты-Вовчики и их забирали насильственно в свои банды. Приходили светские -Юрчики, и тоже молодых забирали в свои банды.
Юрчиками и Вовчиками с подачи одного журналиста называли разные противоборствующие банды.
Ну а сейчас народ (таджики)- как рабы работают в России и других странах мира. Думаете они этого хотели? Реально везде народ бесправный.. И как старая лошадь бредет куда хозяин направляет. Даже в цивилизованных странах....
Похоже советская колонизация была лучше. В Среднеазиатских республиках нормальная эксплуатация инженерных сооружений, и даже еще большее строительство высотных зданий
Не верится мне в эти природные явления)))))))
Дааа,человечество талантливо,но...страшно базнравственно.