Юридические противоречия в Законе «О правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»

На модерации Отложенный

 

Мое предложение в адрес Президента Украины по вопросу внесения изменений в Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» до адресата, пока, не дошло. Так как почту из Крыма проверяют, то может и не дойти. Поэтому решил опубликовать свое обращение. Судите сами.

Основываясь на результатах прошедшего 16.03.2014 года общекрымского референдума, который был проведен на основании недействующего постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым «О проведении общекрымского референдума» от 06.03.2014 года № 1702-6/14, Россия присоединила Автономную Республику Крым и город Севастополь.

Конституционный Суд Украины решением от 14.03.2014 года № 2-рп/2014 признал неконституционным постановление Верховного Совета Автономной Республики Крым от 06.03.2014 года № 1702-6/14, указав в пункте 2 резолютивной части своего решения:

«Постановление Верховного Совета Автономной Республики Крым «О проведении общекрымского референдума» от 06 марта 2014 года № 1702-6/14, признанное неконституционным, утрачивает силу со дня принятия Конституционным Судом Украины настоящего Решения».

27.03.2014 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Резолюцию № 68/262 «О поддержке территориальной целостности Украины». Дата принятия Резолюции считается de jure началом временной оккупации территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.

В указанной Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций подчёркивается, что:

«Референдум, проведенный в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имеет законной силы, не может быть основанием для любого изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя».

Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» территория Автономной Республики Крым и города Севастополя, их территориальные воды и воздушное пространство над ними объявлены временно оккупированной территорией Украины (далее – временно оккупированная территория).

Этот Закон вступил в силу в соответствии с пунктом 1 Раздела II «Заключительные и переходные положения» на следующий день после его официального опубликования в газете «Голос Украины» от 26.04.2014 года.

Таким образом, началом временной оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополя считается дата вступления в силу Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», а именно с 27.04.2014 года.

Напомню, что началом временной оккупации территории Автономной Республики Крым и города Севастополя является дата принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 27.03.2014 года Резолюции № 68/262 «О поддержке территориальной целостности Украины».

Между тем, Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» не урегулировал вопрос юридического статуса актов, изданных до 27.04.2014 года на временно оккупированной территории органами, их должностными и служебными лицами, созданными, избранными либо назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – незаконные органы).

Кроме того, этот же Закон не решил вопрос относительно судебных актов, принятых/постановленных судами в соответствии с законодательством Российской Федерации на временно оккупированной территории.

Деятельность созданных до 27.04.2014 года на временно оккупированной территории незаконных органов является правомерной, а принятые этими органами акты – законными, поскольку иное не предусмотрено Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины».

Таким образом, судебные акты (решения, постановления, определения и пр.) принятые/постановленные в соответствии с законодательством Российской Федерации судами на временно оккупированной территории признаются законными, независимо от даты принятия.

Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» применяется с момента его вступления в силу 27.04.2014 года.

Согласно части 1 статьи 9 этого Закона, государственные органы и органы местного самоуправления, созданные в соответствии с Конституцией и законами Украины, их должностные и служебные лица на временно оккупированной территории действуют лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

В соответствии с частью 2 этой же статьи, любые органы, их должностные и служебные лица на временно оккупированной территории и их деятельности считаются незаконными, если эти органы либо лица созданы, избраны или назначены в порядке, не предусмотренном законом.

В силу части 3 этой же статьи, любой акт (решение, документ), изданный органами и/либо лицами, предусмотренными частью второй настоящей статьи, является недействительным и не создает правовых последствий.

Обращаю Ваше внимание, что акты издают только органы законодательной и исполнительной власти. Судебные акты (решения, постановления, определения и пр.) принимаются/постановляются судами в соответствии с нормами процессуальных Законов (статья 209 Гражданского процессуального Кодекса Украины, статья 160 Кодекса административного судопроизводства Украины, статья 5 Хозяйственного процессуального Кодекса Украины, статья 371 Уголовного процессуального Кодекс Украины, статья 283 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Получается, что акты (решения, документы), изданные незаконными органами на временно оккупированной территории после 26.04.2014 года являются недействительными, а судебные акты, которые могут быть приняты/постановлены судами на временно оккупированной территории (решения, постановления, определения и пр.), в том числе с применением положений этих недействительных актов, считаются законными.

Следует отметить, что юрисдикция государства предусматривает право учреждать органы, правомочные осуществлять в рамках компетенции деятельность от имени и в соответствии с законодательством создавшего их государства, включая принятие соответствующих актов. В связи с этим считаю, что неопределенность относительно актов, изданных до 27.04.2014 года на временно оккупированной территории незаконными органами, а также судебных актов, принятых/постановленных судами в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть квалифицирована как признание Украиной юрисдикции Российской Федерации на полуострове, который Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» объявлен временно оккупированной территорией Украины.

Устранение данной неопределенности, по моему мнению, возможно путем внесения дополнений в Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». Статья 93 Конституции Украины наделяет правом законодательной инициативы и Президента Украины.

Представляю Вам возможную редакцию изменений в Закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»:

Первое. В части 3 статьи 9: после слова «издаются» дополнить славами «принимаются либо постановляются».

Второе. Пункт 1 Раздела II «Заключительные и переходные положения» дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Положение части 3 статьи 9 настоящего Закона о недействительности актов незаконных органов, их должностных и служебных лиц применяется с начала временной оккупации территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. Началом временной оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополя считается дата вступления в силу Резолюции № 68/262 Сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27.03.2014 года о поддержке территориальной целостности Украины».

Предложенные мною изменения в текст Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» будут необходимыми для устранения существующего юридического противоречия, о чем было сказано выше.

Принятие предложенных изменений не требует корректировки других законов и подзаконных актов.