РАБЫ - НЕ МЫ...
Письмо читателя
Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя "рабами Божьими"? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его атрибутику. Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя "раб Божий"? Парадокс. С одной стороны, христианство - религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: "Бог - это любовь". А с другой стороны - апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного, бесправного раба?
И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне одобрялось Церковью, а когда оно исчезло - то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.
Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается - любовь к людям и к своему Богу - и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите? Александр, г. Клин Московской области.
Весьма своеобразна версия определения слова "раб" в подаче некогда всенародно любимого писателя - сатирика - юмориста, а ныне историка - родновера и лингофрика Михаила Задорнова. Фрагмент интервью Д. Гордону для Первого канала Укр. ТВ.
"...Раб божий обязательно нагадит, когда выезжает на шашлыки и обязательно за собой не подберет. Сын божий этого не сделает, потому что Папа (!) создал мир и я папе гадить не могу. Никто не идет в отцовскую комнату гадить кроме Хама..."
Публика радостно ржет и счастлива, http://www.youtube.com/watch?v=j-ByQjoVqLI
РАБСТВО В БИБЛИИ
Когда мы произносим слово "раб", перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Да и после советской эпохи положение мало изменилось, ведь мы, европейцы, знаем о рабстве почти исключительно по рабству у римлян. Античные рабы... Абсолютно бесправные, несчастные, "человекоподобные" существа в оковах, прорезающих руки и ноги до самых костей... Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить...
Это и есть первое заблуждение относительно термина "раб Божий": рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.
Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама - отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии "домочадцем" (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: "Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство" (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.
Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: "Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его" (Исход, глава 21, стихи 2-3).
Наконец, слово "раб" широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что "говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим" (Исход, глава 33, стих 11).
Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.
РАБСТВО ЛЮБВИ...
Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное - современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая - иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения "раб Божий".
Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: "я раб Божий", он выражает своерелигиозное чувство.
И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человексам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи - Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он - Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став "рабом Божьим", человек все равно остается свободен в своем выборе.
Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.
Социальное рабство - это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином. Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Да, христиане называют себя "рабами Божьими", но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..." (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело . Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в "странную" фразу "я раб Божий" человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.
КТО ОТМЕНИЛ РАБСТВО?
И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году). Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной "кровавой бане", а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа – равны передГосподом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.
Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство "лагерного" типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары - те, кто жил за пределами ойкумены - по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое - Освенцим и ГУЛАГ. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине - о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.
Церковь никогда не занималась и не занимается политическими революциями, а призывает людей к изменению своих сердец. В Новом Завете есть такая потрясающая книга - Послание апостола Павла к Филимону, весь смысл которого именно в братстве во Христе раба и господина. По своей сути это небольшое письмо, написанное апостолом своему духовному сыну - Филимону. Павел отправляет ему обратно беглого раба, принявшего христианство, и при этом очень настойчиво требует, чтобы господин принял его как брата. Вот в этом принцип социальной активности Церкви - не принуждать, а убеждать, не приставлять нож к горлу, а давать пример личной самоотверженности. Кроме того, нелепо применять к ситуации 2000-летней давности современные социально-культурные понятия. Это все равно, что возмущаться отсутствием у апостолов своего web-сайта. Если хотите понять, какова была позиция Церкви и апостола Павла относительно рабства - сравните ее с позицией их современников. И посмотрите, что деятельность Павла принесла в этот мир, как она его изменила - медленно, но верно.
И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли" (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей принял "образ раба" (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?
|
Комментарии
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
(Ис.53:3-5)
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
(Ис.53:11,12)
-"Потому любит Меня Отец,что я отдаю жизнь Мою,ЧТОБЫ ОПЯТЬ ПРИНЯТЬ ЕЁ.
НИКТО НЕ ОТНИМАЕТ её(жизнь)у Меня,но Я САМ ОТДАЮ её.Имею власть ОТДАТЬ её,и власть имею ОПЯТЬ ПРИНЯТЬ её.Сию ЗАПОВЕДЬ получил Я ОТ Отца Моего"-Ин 10:17,18
Только вот НЕПОНЯТНО(хотя понятно для атеистов!)ЗАЧЕМ весь последующий лохотроно спектакль?
Вы мне можете НЕ отвечать,ваш ответ я знаю заранее,мой коммент для других пользователей.
А вот вам,похоже,совсем скучно,раз такие длинющие простыни нашлепываете,да все с надеждой,что все читающие-лохи.
Но, если честно,мне самой часто нравится клавать много,только я изо всех сил стараюсь людей считать людьми(пока они сами не демонстрируют своё собачье).
А считать людей лохами-это подло.
13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.
14 Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!
15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.
(Ис.52:12-15)
6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
(Ис.50:6)
НЗ: 63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
(Лук.22:63,64)
НЕ ВИЖУ НИ КАКИХ ПРОБЛЕМ, ЭТО ИИСУС.
(Ис.44:6)
Хотя и здесь в синодальном переводе безосновательный намек на И. Христа.
16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
(Ис.48:16)
24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
(Быт.19:24)
1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
(Пс.109:1)
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты.
(Евр.1:8)
http://youtu.be/vcVJd09qvAU
Масса доказательств.
------------------------------------
Является ли учение о триединстве еврейским?
http://kolhesed.ru/trinity.html
Да, ещё есть вера БОЖЬЯ, а есть неверие( не ЕГО).
Так многие могли сказать, хотя бы взять Авраама, иди туда, не зная куда, Сара спрашивает куда?, Не знаю, а назад придем?, не знаю...Что там делать будем? не знаю... и т.д. Потом, принеси Мне сына своего, которого любишь... Исака...сколько бы мы задали вопросов?...
А Давид, почти уже царь, ан нет, на многие годы в бега от Саула, а потом от Авессалома по пустыне с шакалами, скорпионами и ехиднами...
Вот это я понимаю противоречие!!! А брат наш Иов? Тот сплошное противоречие, как брат тут есть на сайте Андрей, тот бы сказал парадокс!Да и сам Израиль мог бы обидеться до зелёных соплей....далее умолкаю
Не хочу быть на месте Иова, что бы жить и ждать от бога какой нибудь пакости. Я и так потерял 14 лет своей жизни, будучи членом баптистской церкви. Но я не жалею о том - теперь я атеист и уже действительно познал истину. И в моей душе теперь настоящий мир и покой. Пазлы наконец сложились.
--------------
Баптисты не имеют ни какого отношения к А. Шевченко, 50ком, или к крайнему харизмату А. Ледяеву.
--------------
не только в рамках баптистского вероучения.... Ну и вот так я стал атеистом по отношению к религии...)))
-----------
Это не повод уходить от Бога, надо Его искать, вот что говорит Михей:
8 Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня.
(Мих.7:8)
17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, -
18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
(Авв.3:17,18)
Ну и что? Зато как он говорит про десятину и власть пастыря. Кстати у Шевченко сейчас запланирован тур по Украине, в том числе и баптисты его будут приглашать. В Кишиневе был он недавно на конференции с баптистами. Мир меняется а Вы отстали))) (шутка).
>Это не повод уходить от Бога, надо Его искать<
Как можно уйти от бога несуществующего? Хотя может быть Бог и существует в вселенной (это я говорю как агностик), но это точно не библейский бог.
PS: когда то это были мои любимые места из библии.
Я понял, вас привлекала организация людей, в которой вы разочаровались, может быть быстро хотели войти в более высокие круги человеческой иерархии, я встречал таких людей, но может быть и другие причины, иногда ищут жену или мужа и т.д.
Я сначала прочитал Евангелие. Гедеоновские если помните. Потом уверовал. И только потом стал искать верующих людей. Все организации я проверял через Библию. Сначала это были православные, католики, потом Свидетели Иеговы, потом пятидесятники и аж потом баптисты. Баптисты, на мой взгляд, лучше всех исполняют Новый завет. Так я считаю до сих пор. Для того, чтобы пробиться в иерархию.... я не амбициозный. Жену найти хорошую - в России это не проблема. А с церкви я ушел сам... Там тоже пастыря, так же как и Вы не вникнув в суть и не разобравшись - делали скоропалительные выводы. Это такая система - я уже понял. Но не подумайте, что я ушел из церкви из-за обиды. Обидеть меня не возможно)) А ушел я уже убежденным атеистом.
----------------
видимо все же не уверовал, не было встречи со Христом и Бог не произвел своей работы, как сказано к Рим. 5:5, так происходит с рожденным
-"А если кто ударит РАБА своего,или служанку свою ПАЛКОЮ,и они УМРУТ под рукою его,то он должен быть наказан;НО если они ДЕНЬ или ДВА ПЕРЕЖИВУТ(могут сдохнуть от побоев через десяток дней или месяц,или, похаркав кровью,через год-неважно!),то НЕ ДОЛЖНО НАКАЗЫВАТЬ его,ибо это его серебро(т.е.купленная на деньги раб сила)"Исх21:20,21