Должны ли учиться умственно отсталые дети в общих школах?
На модерации
Отложенный
Когда моему ребёночку исполнилось 2 года, он пошёл сначала в обычный евангелический садик. Через некоторое время садик решил переквалифицироваться. Государство выдавало дотации для тех детсадов, которые интегрировали в обычную программу и в группы здоровых детей и детей умственно или физически отсталых. Воспитатели должны были пройти какое-то дополнительное обучение, чтобы уметь обходиться с больными детьми, и всё пошло так же гладко, как и до интеграции больных детей. Я порадовалась, потому что дети воспринимают жизнь без всяких предрассудков и предубеждений. Было бы здорово, если бы ребёнок вырос с пониманием того, что больные люди - это часть нашего общества.
В следующем году мой ребёнок идёт в школу, и у меня начинаются новые проблемы. Не без удивления я узнала, что Европейский парламент ещё в конце 90-х постановил, что умственно отсталые дети имеют право на образование в обычных, общеобразовательных школах. И вот здесь я первый раз споткнулась о свою толерантность.
Садик - вещь прекрасная и базовая для последующей социальной жизни в школе. Но там, в садике, ещё не нужно учить физику и математику, делать уроки и работать на своё будущее. Ежедневная игра для физического и умственного развития садика не идёт ни в какое сравнение с тем, что происходит в школе.
Мне кажется, что нужно принципиально различать программу для детей умственно отсталых и программу для здоровых детей, как и подход к разным группам, потому что если к проблемам "нормальной" школы добавятся проблемы больных детей - сладко, да без основательной подготовки, никому не будет.
Ребёнком я очень страдала в школе от тех, кто срывал уроки или учился из рук вон плохо. Школьное обучение давалось мне очень легко. Уроки я успевала делать на переменках или тут же в конце урока, читала быстро, улавливала материал на ходу. Другими словами, в школе я скучала. Мама очень боялась за меня и просила не высовываться, сидеть тихо и смирно, даже если я знаю больше, чем остальные. О том, чтобы перепрыгнуть хотя бы один класс, не было и речи. Я и так пошла в школу с 6-ти лет. К тому же мама очень боялась, что я не потяну программу более сатаршего класса, или ко мне будут плохо относиться старшие дети и т.д.
А тем временем те, кто не поспевал за школьной программой, реально тянули всех на дно. Учителя тратили бОльшую часть своего академического часа на то, чтобы утихомирить отстающих детей - ни для кого не секрет, что именно двоечники срывали всегда крышу. (Это я сейчас умная и понимаю, что это были всего лишь дети, к которым не нашли правильного подхода! Дети, которые хотели привлечь к себе внимание, не хотели чувствовать себя отбросами общества.)
Когда на общешкольном родительском собрании подняли тему разделения классов по принципу успеваемости, мама одного двоечника стала биться в истерике и кричать, что до Генералього секретаря КПСС дойдёт, чтобы всех активистов, желающих отправить её неуспевающего ребёнка в класс с такими же неуспевающими, посажали по тюрьмам. При этом сами учителя предлагали систему, по которой отстающих детей, в случае их успехов, переводили бы в более успевающий класс. Нет, я понимаю родителей - кому охота получить удар в лицо тем, что ребёнок не очень способный и нуждается в индивидуальном подходе. Но с другой стороны ведь лучше быть лучшим среди себе равных, чем самым худшим среди сильно продвинутых. А после школы всё равно бы уже никто не знал, был это спецкласс или ещё какой-то другой.
Идея разделить детей по успеваемости и готовить программу образования по способностям не прижилась в нашей средней школе.
У немцев такая система образования, с разделением по способностям, работает очень давно, имеет свои плюсы и минусы.
После начальной школы детям выписывают приговор: распределяют по способностям по разным школам. Родители вправе опротестовать этот приговор и отправить своего ребёнка в такую школу, которую считают наиболее подходящей. У моих родителей не получилось в своё время опротестовать приговор школьной комиссии. Когда мы приехали в Германию, мои младшие сёстры не говорили на немецком! Конечно же их отправили в школу с базовым образованием да на год младше: чтобы они хотя бы на материале не напрягались, а учили язык. Через год среднюю сестру перевели в гимназию - она сейчас социальный педагог. Младшую сестру перевели тоже через год, но уже в обычную среднюю школу - она сейчас архитектор, защищает мастера в этом году.
Какие школы есть в Германии?
Sonderschule (спецшкола): школа для умственно отсталых детей или детей с другой инвалидностью (в основном речь, слух и зрение)
Hauptschule (школа базового образования): школа для детей с низкой успеваемостью и часто детей с миграционным прошлым.
Realschule (общеобразовательная школа): средняя школа, в которой можно получить образование, сравнимое с русским школьным образованием до 8-го класса. После выпуска детям нужно поступать в другую школу, если они хотят стать абитуриентами и получить высшее образование.
Gesamtschule (средняя школа): средняя школа, где можно получить абитур.
Gymnasium (гимназия ): школа с повышенными требованиями и усложнённой программой, бОльшим числом предметов и т.д.
Кроме этого есть ещё целый ряд альтернативных, в основном частных школ. Например, школы-интернаты, частные школы, в том числе и с методикой образования по Марии Монтессори, Вальдорф-школы, католические и евангелические школы, раздельные гимназии для мальчиков и девочек и т.д.
Сейчас у нас всё сильнее слышны голоса на правительственном уровне, что дети, которые попадают в спецшколы и школы базового образования лишаются всякого будущего: их не берут на последующую учёбу, их лишают всякой надежды, из них растят потенциальных безработных. Что, мол, надо бы объединить все школы в одну, чтобы были только средние школы или гимназии. Т.е. советский вариант образования, когда те, кто не хочет или просто не может учиться, срывают уроки и доводят учителей до белого коленья. И теперь представьте, что к этим проблемам "нормальной" школы добавятся проблемы детей, поступивших в обычную школу из специальной...
Закон Европейского парламента конца 90х о том, что умственно отсталые дети имеют право на посещение обычных школ, сильно играет на руку сторонникам слияния разных систем школьного образование воедино. Они не хотят присмотреться к ошибкам или слабым местам в образовании спецшкол и что-то там улучшить, они хотят, как это делали в Советском Союзе, подсадить к отличнику двоечника, чтобы последний толкал первого в плечо и списывал у него.
И я поняла, что не хотела бы, чтобы мой ребёнок учился в одном классе с умственно отсталым ребёнком, на которого учитель затрачивает дополнительные средства, вместо того, чтобы концентрироваться на общей программе для здоровых детей. Больной ребёнок нуждается в особенном подходе и точка.
Мне почему-то кажется, что обучение умственно отсталых детей в обычной школе, где их проблемы и уровень восприятия информации полностью игнорируются - настоящая медвежья услуга и больному ребёнку и учителю.
Учитель, которому нужно справиться с классом из 20-30 здоровых детей лезет к вечеру на стену. А что говорить о случаях, если в такие классы должны попасть больные дети?
А вы что об этом думаете? Как в России решают такие проблемы? Изменилась ли школьная система образования?
Комментарии