«Места здесь красивые, а люди хорошие», или о бесполезности помощи детским домам
На модерации
Отложенный
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов немало удивил меня заявлением о том, что в России через пять лет не будет детских домов. Даже не знаю, как к этому относиться. Безусловно, за саму эту идею я голосую двумя руками, но, к сожалению, не услышал от омбудсмена никаких конкретных предложений, кроме как поддерживать усыновителей.
Мне понятно, что количество детских домов нужно сокращать за счет их укрупнения, но вся сегодняшняя ситуация в обществе говорит о том, что детей в детских домах, судя по всему, станет не меньше, а больше.
Я, наверное, уже "набил мозоль на языке", но считаю, что основная проблема лежит в области образования. Пока не изменится общество, пока люди будут так легко отказываться от своих детей, не видеть в этом трагедии и относиться к этому по-серьезному, по-взрослому, ничего не изменится.
Что касается наращивания финансовой поддержки усыновителей, я считаю, что это очень важно. Но решить за счет финансов вопрос с социальным сиротством невозможно. И здесь больше важны не деньги, которые государство на это тратит, а благосостояние общества в целом. А вот для этого существует только один путь — структурные экономические реформы.
Я понимаю, что у Павла Астахова очень сложное положение. С одной стороны, он должен уменьшать количество сирот, но что он может сделать? Вопросы морального здоровья общества, структурных экономических реформ лежат вне его компетенции.
И в качестве иллюстрации — практические наблюдения.
В минувшее воскресенье я был в одном детском доме в недалекой от Москвы области. По понятным причинам не хочу называть, в каком конкретно. Хотелось бы обсудить проблему в обобщенном виде.
Нас, конечно, в этом детском доме ждали, напекли пирожков, достали варенье. Первое впечатление: персонала больше, чем детей. Что, кстати, характерно для очень многих детских домов. Разговорились с заведующей. По ее словам, все плохо: денег мало, окна старые, кровати тоже. На мой вопрос, что же надо делать, ответила, что родителей надо наказывать, как раньше в СССР: сажать за тунеядство, отправлять в ЛТП, а то они пьют и детей забросили. А с детьми-то что делать? В ответ опять про ремонт. И что нас здесь всегда рады видеть, что летом здесь «места красивые, а люди хорошие».
Этот визит опять навеял на меня грустные мысли. Люди действительно милые.
Понятно, что государство платит им маленькую зарплату. Но каков результат? Все дети страшно запущены и отстают в развитии по сравнению со своими сверстниками. Из-за этого они не хотят ходить в обычную школу.
Конечно, детский дом не лучшее место для самосовершенствования. Но с другой стороны, чтобы заниматься с детьми, многого не надо. В конце концов, кубики можно и из пластмассовых бутылок сделать. Для этого не нужно много денег. Но администрация думает о том, как кровати обновить и окна поменять.
Да, в детдоме все достаточно обшарпано, но эта обстановка не сильно внешне отличается от интернатов, которые я много раз видел за рубежом. Например, в Германии. Там дети живут в тесных комнатах по несколько человек, обстановка весьма скромная, туалет и душ в коридоре. Но ничего страшного никто в этом не видит. Причем родители за такой «уют» платят достаточно большие деньги. Почему? Потому что там детям дают образование. С ними занимаются, инициируют развитие. И вот это ценится в первую очередь.
У нас же об этом почему-то не думают. Сотрудники просто сидят и смотрят телевизор. А дети в это время предоставлены сами себе. Приоритеты поставлены с ног на голову. В такой ситуации, сколько денег не давай и сколько не покупай кроватей, на выходе ничего не изменится.
При этом за чаем мне возмущенно говорили про «бездушную» политику государства, которое хочет детские дома сокращать и объединять. А, на мой взгляд, речь идет о том, чтобы рационально расходовать деньги. Уверен, что если создать один большой детский дом на несколько сотен детей, но построить его в районном центре, с бассейном и спортивным залом, с музеем и библиотекой, то можно было бы говорить об эффективности воспитания и образования.
Я еще раз убедился, что помогать нашим детским домам в их сегодняшнем виде — бесполезное занятие. И так будет до тех пор, пока в обществе не станет популярной идея, что мы должны сами что-то сделать и сделать это эффективно. Но у нас популярно другое понятие: честно или нечестно.
И это вопрос нашего менталитета и всей нашей политики. Появляется ощущение безысходности и бесполезности. Пока у нас в голове что-то не поменяется, и мы не станем оперировать такими понятиями, как «практично» и «эффективно», пока не станем сами задумываться над тем, что мы делаем. А не говорить о том, что мы просто хорошие люди.
Но я из беседы с персоналом детского дома вынес только одно: места здесь красивые, а люди хорошие. Я с этими двумя утверждениями полностью согласен, но в результате только все получается, как всегда.
Или я преувеличиваю?
Автор: Роман Авдеев
Комментарии