Каков истинный облик детского омбудсмена Павла Астахова?
На модерации
Отложенный
Общественники требуют отставки детского омбудсмена Павла Астахова, их обращение к президенту уже собрало почти 10 тысяч подписей. Астахова обвиняют в «перевирании фактов и извлечении политической выгоды» в связи с делом Максима Кузьмина. Случай скандальный, но в пиаре и популизме главного омбудсмена не раз винили и раньше. Мы же решили попробовать без лишних эмоций разобраться в итогах деятельности главного госзащитника детства.
Формальный подход
Дикий гнев общественности Павел Астахов вызвал уже тем, что протащил «закон Димы Яковлева». Но это оказался не первый повод для протеста.
– Лично я просил об отставке Астахова еще год назад по поводу, никак не связанному с его агрессивной внешней политикой. – член Общественной палаты Борис Альтшулер поставил подпись и под нынешним обращением. – Вопрос касался 13 многодетных семей, по разным причинам оставшихся без жилья и прописки. О них перед Астаховым ходатайствовал сам Патриарх Кирилл. В аппарате уполномоченного началась работа, но чисто бумажная, с самими семьями никто ни разу не связался.
Увидеться с одной из «бомжующих» семей представителям Астахова все же пришлось: мать семерых детей Любовь Мерекина в минувшем июне объявила голодовку.
– К ней пришли с тортом, долго расспрашивали, а потом Астахов заявил, что она хочет лишь московской прописки, – продолжает Альтшулер. – В целом позиция его по каждой из этих семей совпадала с политикой чиновников, которые, например, одной из питерских мам, Светлане Мартыновой, предложили сдать четверых детей в приют, а самой пойти в ночлежку.
Формальный подход уполномоченного к решению семейных проблем отмечают многие.
– Практика показывает, что в каких-то спорных вопросах он встает на сторону властей и региональных уполномоченных, – говорит глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. – К примеру, в ситуации, когда к нему обратились дети из Реутовского детского дома.
Осенью детдом закрывали из-за недокомплекта. По словам самого Астахова, там на ребенка приходилось по 4 взрослых, что «ненормально». В итоге 12 детей перевели в новый детдом на 200 воспитанников.
– Астахов при этом повторял то, что говорили ему местные чиновники: якобы написать ему детей подговорили воспитатели, боявшиеся потерять работу, – продолжает Альшанская. – Не допускалось, что сами дети могут предпочесть самому образцовому детдому ту почти семейную обстановку, что была у них на прежнем месте. У Астахова здесь была чисто официозная позиция.
Барская критика
Может, она проявляется лишь в частных случаях? Ведь если почитать отчеты о поездках самого омбудсмена по регионам, складывается впечатление, что он часто идет против течения. Чего стоят разносы, которые уполномоченный устраивает местным чиновникам. Сам он говорил, что по итогам визитов уволил больше 230 должностных лиц. Потому в регионах, говорят, трепещут перед его «детским десантом». Это сотрудники, которые до приезда самого Астахова выезжают на место для сбора информации. А в финале сам он посещает проблемные точки с дотошной инспекцией. Где-то найдет порнографию в детских шкафчиках, где-то заметит нехватку москитных сеток.
– А потом начинается нагоняй, а чего нагонять, эти работники детских учреждений в большинстве все-таки люди честные, – говорит уральский правозащитник Валерий Неталиев. – Вообще поездки Астахова больше напоминают приезд барина в вотчину, нежели попытку профессионала увидеть корень проблем.
Для каждой такой поездки уполномоченный, говорят, требует барских условий: лучшие отели, кортежи и пр.
– А детям какая польза, ведь такие проверки не делаются приездом генерала, – считает Борис Альтшулер. – Нужно беседовать с детьми не на камеру и не при начальстве.
Впрочем, поездки уполномоченного все же приносят практическую пользу.
– Приезжал два года назад, разнес наши бытовые условия, – рассказала глава одного из детдомов в регионе. – А что мы могли: у нас здание не ремонтировалось с конца 90-х. Хорошо, что после его приезда нас не только замучили проверками, но и деньги выделили на ремонт.
Бросился на помощь
Астахов известен и своими поездками за рубеж, и не только на американское ранчо. Задолго до этого начались визиты в Финляндию, где, по его словам, от действий местных органов опеки пострадали уже 50 семей. По крайней мере одной из них Астахов реально помог.
– Мы с сыном Робертом встаем и ложимся с мыслями благодарности ему, – говорит Инга Рантала. – За то, что оставил всю Россию и бросился к нам на помощь. Он сумел победить местную бюрократическую машину и вернуть мне ребенка. Обидно только, что после этого местные власти так настроились против него, что он уже никому не смог помочь. Но его нельзя в этом винить!
А вот последняя международная «операция» – по спасению русской девочки Насти Джаллул из Сирии (подробности читайте здесь) – не состоялась, по словам Астахова, по вине блоггеров. Они, мол, «раструбили» об этой истории, предупредив таким образом сирийского отца, который девочку спрятал.
– Я была этим «раструбившим» блоггером, – говорит Елена Альшанская. – Но была уверена, что поездка Астахова сорвалась еще раньше из-за войны. Хотя вывоз девочки планировался еще в 2011-м. Уполномоченный активно включился в этот вопрос, с его помощью удалось лишить отца родительских прав в России и сделать опекуном бабушку. Без участия Астахова в 76 лет ей бы опеку не передали. Но в Сирии эффективно действовать пока не получается.
Внимание за 10 тысяч
Притом правозащитники жалуются, что из-за чрезмерного внимания к зарубежным проблемам у уполномоченного не хватает времени на чисто внутренние.
– Он то в Финляндии, то в Штатах, за три года я встречалась с ним 6 раз и только на телепередачах. Каждый раз давала визитку, говорила, что очень много критических ситуаций, – все бесполезно, – вспоминает глава сообщества многодетных семей Татьяна Боровикова. – Мы писали и в аппарат по конкретным проблемам.
Например, по делу москвички Елены Перескоковой, которую лишили родительских прав на четверых сыновей. Позже в приюте их признали умственно отсталыми.
– Все для того, чтобы по выходе из детдома они не претендовали на жилье, – уверена Боровикова. – И знаете, какие ответы мы получили на эту и другие истории? Письма с предложением обратиться в юридическую контору «Астахов и партнеры», указана и стоимость консультации – 10 тысяч рублей в час. Последнее такое письмо я получила месяц назад. Это как назвать вообще?
Может, зарплата госслужащего невелика. А зарабатывать деньги, оказывается, хотят не только некие коррумпированные «плохиши» на иностранном усыновлении. Кстати, среди наших собеседников были и те, кто поддерживал эту инициативу Астахова. Но и они в итоге скатывались в критику.
– Астахов много верных вещей говорит, – комментировал один из собеседников. – Но пока это все на словах, хотя с его властью он мог бы горы свернуть в сфере защиты детства. Практика же говорит о бездействии. Я не буду приводить конкретные примеры. Потому что за мной стоят дети, а Астахов, знаете, очень мстительный. К примеру, говорят, он сделал все, чтобы сместить с должности своего предшественника Голованя.
Кстати, Алексея Голованя наряду с московским уполномоченным Бунимовичем, доктором Рошалем взбунтовавшиеся общественники предлагают на место Астахова. При этом в успешность переворота сами не верят: говорят, что, несмотря на последние скандалы, Астахова в Кремле по-прежнему поддерживают.
– Но даже если пришлют другого, что толку? – продолжает Боровикова. – Они все для проформы. Надо менять подход власти к проблемам детей с формального на чисто человеческое милосердие.
Комментарии