А вы сможете спеть песню о своей профессии?

На модерации Отложенный

Однажды в детстве меня посетила мысль – как же мне повезло! Я живу в самой лучшей стране мира! В чем современное общество проигрывает советскому? На мой взгляд, это отсутствие идеологии. Нельзя же считать таковой зарабатывание прибыли... Люди сегодня менее управляемы, менее патриотичны, менее инициативны. Простая задача – зарабатывать прибыль – не всех мотивирует. Соответственно, в СССР были и свои «эйчар-технологии», отражающие специфику общественных процессов.

Советские эйчар-технологии основывались на хорошо известном методе «кнута и пряника». Пряником могли быть, например, квартальные премии, грамоты, поощрения или даже продовольственный паек – что было особенно актуально в условиях продуктового дефицита. Кнут мог применяться в виде лишения премий, перевода на нижестоящую должность. Справедливости ради, отмечу, что понижался статус, но никак не зарплата. В отличие от современного положения дел, зарплаты в СССР были примерно одинаковыми – что также является одной из характеристик советского «эйчар-менеджмента». Реализуй себя по максимуму на текущей должности и не задумывайся о том, что, став начальником, ты заработаешь больше! Больше зарабатывать – не было стимулом для советских сотрудников, поскольку возможностей, по крайней мере, легальных, для существенного повышения заработка не существовало. А работать быстрее, качественнее, усерднее – значит, приблизить себя к получению квартальной премии и сопутствующих преференций.

Очень сильным компонентом советских эйчар-технологий была опора на идеологию. Каждый гражданин советской страны, от октябрят до академиков – помогал строить коммунистическое общество, всячески способствовал повышению производительности труда.

Мотивировать людей при помощи чего-то еще было необязательно. Детей воспитывали так, что они были уверены, что живут в самой лучшей стране. Таким образом, в СССР был реализован некий «глобальный эйчар» на уровне идеологии.

Помимо идеологически обусловленного патриотизма, в стране был своеобразный отраслевой патриотизм. Люди, работавшие в связи, были патриотами связи. Те, кто работал в атомной энергетике – были патриотами этой отрасли. Военные – видели в армии всю свою жизнь, любили ее и были готовы служить для системы верой и правдой. Культ труда занимал значительное место в массовой культуре. Сочинялись «отраслевые» песни про геологов, нефтяников, летчиков, врачей – и их пела вся страна.

Я считаю, что в советской «эйчар-модели» было разумное сочетание коллективизма и стремления к самосовершенствованию. Коллективизм, кстати, восходит не к коммунистической идеологии, а к более фундаментальным принципам. В России их издавна формируют общинные религиозные воззрения православной церкви. Общинность считается добродетелью, в отличие от католицизма и лютеранства, которые проповедуют индивидуализм. Не хочу сказать, что одно – плохо, а другое – хорошо. Оба направления имеют право быть. Но в России традиционно превалировало коллективистское начало. С другой стороны – в СССР существовали работающие социальные лифты в виде общественных организаций – Комсомола, профсоюзов. Там люди могли вырасти вверх, если они этого хотели и у них были необходимые задатки. Посмотрите на биографии советских министров – едва ли не каждый второй родился в глухой деревне... Возможно ли такое сегодня?