14 причин, по которым Китай ожидает крах

На модерации Отложенный

В СМИ и «блогосфере» появляется множество аналитики, которая смотрит на Китай с односторонне бычьей точки зрения.

Сегодня их меньше, чем два года назад, но все же достаточно, чтобы предположить, что проблемы Китая в целом верно не осознаны. Чтобы внести свою лепту в противовес вышеупомянутым быкам, вот список из 14 причин на то, чтобы быть китайским медведем:

1. Мы регулярно читаем, что экономика Китая растет на 8% или 9% в год, или нечто также впечатляюще звучащее. Это просто числа, которые правительство Китая придумывает для общественного потребления, они не отражают то, что происходит на самом деле. Вполне возможно, что сейчас китайская экономика не растет вообще, и совершенно очевидно, что значительная часть роста в последние несколько лет - просто денежная иллюзия, а не что-то устойчивое.

2.  Китай сейчас расплачиваются за попытки своего правительства вызвать рост экономики за счет девальвации валюты. В одном из недавних комментариев, мы объяснили, почему девальвация национальной валюты обычно делает экономику менее, а не более, конкурентоспособной. Суть в том, что устойчивое сокращение обменного курса валюты должно быть связано с устойчивым сокращением внутренней покупательной способности валюты, а это означает, что любые торговые преимущества, полученные за счет снижения обменного курса, будут компенсированы ростом цен внутри страны.

Это применимо там, где курс валюты находится в «свободном плавании», но Китай привязал свою валюту к американскому доллару. Кроме того, около 8 лет назад китайское правительство уменьшило фиксированный обменный курс юаня до сильно недооцененного уровня относительно  доллара США. Это дало Китаю торговые преимущества, но также обрекло предложение юаня на относительно быстрый рост, чтобы компенсировать повышательное давление на обменный курс, порожденное искусственно заниженным уровнем привязки. Это, кажется, работает хорошо на протяжении многих лет, но в итоге денежная инфляция привела к значительному снижению покупательной способности юаня. Сокращение покупательной способности юаня в сочетании с медленным увеличением курса привязки устранило недооценку юаня относительно доллара США. Все это поставило Китай в положение, в котором инвестиционные пузыри, вызванные денежной инфляцией, лопаются одновременно с некомфортно растущей стоимостью жизни.

3. Существование «теневой банковской системы» в  $1T-$2 трлн, где кредиты выдаются вне банковской системы, породило значительно более высокое долговое плечо, чем показывает официальная статистика.

4. Важнейший клиент китайской промышленности – Еврозона находится в рецессии, а второй крупнейший клиент – США или уже в рецессии, или скоро в ней будет.

5. За последнюю декаду Китай неразумно инвестировал огромные средства в недвижимость и инфраструктуру. Пустуют миллионы квартир, в огромных торговых центрах почти нет арендаторов, офисные центры и великолепные аэропорты не подают признаков жизни, а замечательные мосты и дороги ведут в никуда.

6. В общем, китайские провинции находятся в финансовой ситуации, напоминающей греческую. 

7. Очевидная китайская «инфляционная» проблема и растущая стоимость жизни ограничивает способность правительства использовать денежный стимул для того, чтобы отсрочить неизбежное.

8. Стоимость трудовых ресурсов постоянно и сильно растет в ответ на многие годы быстрого роста денежной базы, а это значит, что Китай становится относительно дорогим местом для размещения иностранных фабрик.

9. Китайское руководство применяет тот же близорукий подход, что и их западные коллеги. Например, огромный стимуляционный пакет 2008-9 гг. преуспел в том смысле, что он лакировал картину в краткосрочной перспективе, но, в конечном счете, еще больше ослабил экономику.

10. Основные банки Китая – неплатежеспособны и полностью зависят от поддержки центрального правительства. Эта поддержка должна продолжаться, что еще больше усугубит инфляционную проблему.

11. Коррупция. По прошлогодним оценкам Народного банка Китая с 1990 года государственные чиновники украли $120 млрд и выслали за их границу. Реальный объем выведенных за рубеж средств, вероятно, куда больше. Также не стоит забывать о коррупции не вызывающей вывод денег из страны. Все правительства коррумпированы, но правительство Китая обладает большей властью, чем большинство других правительств, а потому и является более коррумпированным, чем они.

12. Финансовая протекция, получаемая государственными предприятиями, лишает капитала частные компании. Из-за широкого распространенного мнения о том, что государственные предприятия банкроты будут выкуплены, инвесторы предпочитают облигации неэффективных фирм со слабыми балансами бумагам частных компаний с куда более впечатляющими результатами и перспективами. Выталкивание кредита из частного сектора в пользу госкомпаний происходит во многих странах, но проблема достигла крайней степени в Китае. По словам главы сингапурского брокериджа CLSA (источник): «В государственный сектор Китая поступает в 10 раз больше кредита, чем в частный, но они производят одинаковый объем товаров и услуг».

13. Накопление капитала в Китае встречает серьезные препятствия из-за ограничения на ввоз и вывоз капитала из страны, если вы, конечно, не обладаете нужными связями.

14. Китай больше не коммунистическая страна, но в ней все еще работает командная экономика. Правительство полностью контролирует банковскую систему и в результате суммарная денежная стоимость банковских займов выданных за какой-либо период времени полностью расходится с объемом выдачи разумных кредитов. Правительство также прямо контролирует цены на важные товарные ресурсы, строительную индустрию, размер экспорта и импорта, передвижение людей между провинциями и количество детей в семье (знаменитая политика «одного ребенка»). Все это вызывает еще большую неэффективность, но также означает, что у китайского правительства есть больше возможностей для создания иллюзии реального прогресса перед лицом огромной внутренней слабости.   

Хорошие новости для тех, кто хотел бы продать инвестиции, опирающиеся на сильный экономический рост в Китае, заключаются в том, что, несмотря на «инфляционную» проблему, передача власти в компартии страны, назначенная на конец этого года может вызвать к жизни меры, которые отложат крах до следующего года.