Можно ли купить что-нибудь на один грамм золота?

На модерации Отложенный

Финансовый колумнист агентства Reuters Феликс Салмон провел на улицах Нью-Йорка необычный эксперимент с целью выяснить, является ли золото валютой. Эксперимент блоггера был реакцией на заявления Мэтью Бишопа, редактора The Economist и автора ряда книг по экономике, о том, что золото в качестве средства оплаты принимают все, везде и всегда.

Держа в руке крошечный слиток золота производства Credit Suisse весом в 1 грамм, рыночная стоимость которого равна примерно $53, Салмон сначала попытался купить ящик пива у грузчика, на что тот ответил ему, что если он это сделает, его попросту уволят с работы. В почтовом отделении ему отказали, запретив снимать, похожая участь постигла блогера и в магазине игрушек Toys R Us на Таймс-сквер при попытке купить на грамм золота игрушечного робота – там продавцы просто вызвали охрану. И только с четвертой попытки Салмону повезло в палатке с фастфудом NYC's Best Hot-dogs – ее хозяин согласился принять крошечный брусочек золота в качестве оплаты за три сэндвича с мясом лобстера.

Журналист пришел к выводу, что золото никак не может служить валютой. Во-первых, золотой слиток достоинством $53 купить за 53 доллара никак не получится: производитель слитка всегда устанавливает на него более высокую цену, и даже в интернет-магазине цена такого слитка начинается с $80.

Более того, если бы рядом с палаткой не находился ее хозяин, который и отдал распоряжение своему подчиненному принять золото в качестве оплаты, Салмону вряд ли удалось бы в этот день что-нибудь за свое золото приобрести.

Годом ранее, на заседании комиссии по финансам Палаты представителей Конгресса США, либертарианец Рон Пол спрашивал председателя ФРС Бена Бернанке, считает ли тот золото деньгами. На что Бернанке ответил «нет». Тогда Рон Пол спросил: а почему тогда банки его держат? «Потому что такова традиция», – ответил Бернанке, и эта цитата моментально разошлась по интернету. В марте этого года под давлением общественности председателю ФРС пришлось подробнее объяснить свою позицию по возвращению к золотому стандарту. Он признал, что в краткосрочной перспективе золото может выполнять функцию денег, однако в долгосрочной перспективе при привязке к золотому стандарту центробанки потеряют основные рычаги управления кредитно-денежной политикой, и это серьезно ограничит возможности государства влиять на экономику.