Урок истории

На модерации Отложенный

История эта не старая. Хотя – как для кого. 28 лет. Почти точно.

Весна 1989-го года. Года не прошло с партконференции, на которой Ельцин просил коммунистов о "реабилитации".

Тогда, весной 89-го года Горбачев и вбил последний гвоздь в социалистический союз. Правда, не уверен, что он понимал, что делает. Но так или иначе – лед тронулся.

И интеллигенция, я имею в виду нормальную, беспартийную, диссидентскую внутри, четко антисоветскую интеллигенцию моего круга оказалась перед выбором, который, грубо говоря, можно описать как выбор между Сахаровым и Ельциным, а, говоря точно – выбор между принципами и совестью, с одной стороны, и желанием поиграть в политику и размышлениями здравого смысла, с другой. Можно ли делать вождем коммуниста или нужно последовательно отстаивать принципы совести?

Мои друзья были молоды – в возрасте Христа. Но вокруг были люди и постарше. Которые должны были бы быть поумнее. Но поумнее не было. Я не помню НИ ОДНОГО голоса "за Сахарова". Включая и самого Сахарова.

Его выдвигали на съезд Народных Депутатов от Москвы. Выдвигал Московский Университет. Я был среди выборщиков, сидел в первом ряду и тогда единственный раз видел Андрея Дмитриевича вживую. Впечатление осталось сильное, на всю жизнь. Проголосовали мы за Сахарова единогласно. Таким был в 89-м МГУ (хотя и Садовничий, и Добреньков и тогда были первыми проректорами). Сахаров поблагодарил, но сказал что-то в том духе, что собирается идти не от Москвы, а от Академии Наук. Так потом и вышло. А Москву Сахаров уступил Ельцину, который и набрал в итоге больше 90 процентов. В воздухе была весна, не оттепель. Не март – май.

Логика была простая. Не распылять сил. Пока мы едины, мы непобедимы. На штурм кремлевской стены идти, как советует сегодня карикатурист Ёлкин, не сбрасывая с лестниц других наступающих. Единым строем – зэка с вохрой.   

Что было потом, Вы знаете. Межрегиональная группа, союз диссидентов с коммунистами-реформаторами. Потом выбрасывание диссидентов из политической жизни. И наконец – поздний Ельцин, а за ним – Путин.

Что было БЫ, если БЫ наше решение было БЫ другим – если бы мы решили идти не за здравым смыслом, а за совестью? Сам вопрос бессмысленен – "бы" в истории не бывает. Но понятно сегодня, через 28 лет, другое. Был мощный исторический поток, который сносил коммунистов. Они были обречены. И мы своим здравым смыслом мощь этого потока не усиливали. А вот направление будущего движения определили. И  поток понёс нас в страшное болото сегодняшней жизни.

Мы лучшего, честно говоря, и не заслужили -  слишком долго здоровались с подлецами и раскланивались с полицаями.

Да и дураками мы были поголовно – свернуть на чистую воду, повести за собой страну к чему-то лучшему не могли. Тут нужно было быть не только очень честными, но и очень умными, мудрыми. Это не про нас. Мы не были мудрыми. Так уж сложилась наша жизнь. Мудрыми мы стать не могли. А вот честными сами РЕШИЛИ не быть.

Поэтому и союз с коммунистами. Поэтому и Ельцин с Поповым и Собчаком. Поэтому чуть позднее и Руцкой (в 89-м году, на тех выборах яркий ретроград, антиельцинист, знамя мракобессия и консерватизма; в моем избирательном округе, на "Молодежной" он с треском проиграл журналисту-ельцинисту, привезенному Ельциным из Свердловска). Поэтому никаких судов над коммунизмом, поэтому никаких люстраций, поэтому позднее собственность –  директорам, ну и всё остальное, вы знаете...

Почему я об этом говорю сегодня? Потому что это мы, антисоветская, антикоммунистическая, диссиденствующая часть интеллигенции лично ответственны за тот выбор Ельцина вождем и все последствия этого выбора. Наша вина.

И говорить о ней сегодня самое время, потому что сегодня мы, некоторые и многие из нас, наровят наступить на те же самые грабли. Ну, просто один в один. Только сегодня у Ельцина новая фамилия – Навальный.

Но дело не в Навальном, а в нас. Один в один сегодня мирочувствание многих немолодых людей напоминает их же восторги 28-летней давности. И речи те же. Но главное – те же интонации. Ветераны не только не стареют душой, но и не умнеют нисколько. И так же готовы, задрав штаны, бежать за Навальным, как бежали, задрав штаны, тогда за Ельциным и Поповым. "Революция! Революция!! Слава богу, какое счастье!!".       

Я не знаю, насколько мощно сегодняшнее историческое половодье и сколько времени еще остается у путинизма. Может, оно сегодня еще и не половодье вовсе, а только первое потрескивание льда. А может – и половодье. Не знаю. Но то, что, повторяя старые ошибки, мы получим и старый результат, это совершенно определенно. Только удар граблями будет сильнее. Он всегда сильнее, когда наступаешь второй раз.

Что делать? В первую очередь быть КРАЙНЕ требовательным к любым претендентам в лидеры. Не отпускать НЕРАСКАЯННЫХ грехов. Хочешь в лидеры – иди мыться. И не так, для вида – а до зеркального блеска.

Я не думаю, что у Навального есть сколько-нибудь серьезные шансы попасть в новые цари. Но дело здесь не в Навальном. Дело в нас. Нам категорически противопоказана детская восторженность. Категорически противопоказаны умствование и игры в политику. И категорически предписаны ум и умение слушаться голоса совести.