Умер-шмумер...

На модерации Отложенный

 

Реакция на смерть Каримова могла бы расмешить и мертвого. Если бы всё не было так печально. Я имею в виду не кончину бессмертного правителя Узбекистана. А наши скорбные дела. Народ возликовал. Бальзам на сердце! Именины сердца!

Почему? Что нам Каримов? Когда мы о нем в последний раз слышали? Ну, умер. Ну, так ничего страшного. Другой будет. Возможно даже еще кариместей.

Механизм, который сработал, из тех, что в психологии называются проективными. Люди радуются смерти их Каримова, как будто умер наш. Они, оказываются, умирают. Бессмертные-то. Вот радость! Значит, и у нас не всё потеряно. Есть надежда. Сколько там Каримову было? А нашему – сколько? Ну, ничего – долгонько еще, конечно. Но, бог даст, доживем...

О чем такая реакция свидетельствует? Ну, прежде всего, конечно – что достало. Ох, как достало! Просто терпежу нет! Так что не за себя, так хоть за других порадуемся.

А еще говорят, что мы плохо к узбекам относимся. Где же плохо-то? Как за родных братьев радость. Которым привалило отыскать волшебную лампу Алладина. Вот теперь у ребят жизнь будет! И тебе плов, и шурпа, и дыни медовые... В общем, потекут великие реки молоком. Сладострастная отрада...

Такая вот реакция. Эмоциональная. А не эмоциональная тоже есть? Интеллектуальная реакция? Что там должно теперь, после 26-летнего правления эмира-султана измениться? В Москву теперь жители Самарканда ни ногой? Это москвичи теперь в Бухару на заработки будут ездить? А сама Бухара, она тут вообще волшебно преобразится? И станет прям как Брюссель, не отличишь? Теперь там народ не на хлопковых плантациях будет подставлять заднюю часть тела ласковому июльскому солнышку, а пойдет в школы и в университеты? Медресе же все вообще позакрывают на фиг – как пережитки прошлого? А понастроят на их месте фабрик по производству компьютеров? И – заводов по производству софта? И гордая женщина Востока скинет паранжу?

Или ничего этого не будет? А на место одного бая, простите эмир-султана сядет другой эмир-султан? И - всё повторится, а точнее, продолжится?

В том-то и дело, что смена эмира не дает никаких СУЩЕСТВЕННЫХ изменений, если народ не изменился. А пока он не изменился, всё останется как есть – и плантации, и медрессе... Даже, если кому-то придет в голову мысль отменить в них преподавание Корана и открыть преподавание марксизма с экзистенциализмом.

    

Это я к тому, что психологически очень легко понять усталость от многолетнего – у кого от 26-летнего, у кого-то от 17-летнего правления того или иного падишаха. И добрые чувства в его адрес. И желание, чтобы он перестал уже наконец шахствовать. И даже мат в адрес шаха. И ликование от новости, которую ждали десятилетия тоже понять можно. И надежду, что со следующим боссом мы наконец-то встретим солнце.

Всё это психологически очень понятно. Но прагматически не очень осмысленно. Живем-то мы сейчас, и дело свое нам надо делать сейчас. Не дожидаясь светлого правителя.

Вы представляете, что было бы, если бы Прокофьев отложил сочинение музыки до кончины Сталина? Или Булгаков решил бы подождать с "Мастером" до лучших времен? Или вот, чтобы было, если бы Михалков Никита при Брежневе фильмов не снимал бы, а начал только при Ельцине?

Да, и то сказать. Вот был злой царь Брежнев. 17 лет, никакой свободы и всё такое. В самом деле – злой. В самом деле – никакой. В самом деле, всё скверно. И праздник по кончине, в самом деле, радостный. И вот приходят ему на смену добрый царь Ельцин. Демократия, сменяемость – два срока и всё. Свободы – сколько хочешь. Никто никого по тюрьмам не гнобит. А что происходит со страной, с народом? С его нравственно-духовным так сказать состоянием? Народ, который при Брежневе как-то держался на уровне и даже рос, в одночасье покатился комом с горы.

Это я не к тому, что несвобода лучше свободы. Хуже. И не к тому, что "этой стране" нужен кнут. Не нужен. К горЕ, с которой мы покатились при Ельцине, нас подвели его предшественники. И его личной вины, что мы покатились, не так уж и много. Там наверх пути не было. Нельзя 70 лет совершать преступления и, не раскаявшись в них, расчитывать, что тебя не накажут. Но речь не об этом.

А о том речь, что время сегодняшнее нужно проводить не в ожидании очередной по всем каналам трансляции "Лебединого озера". А – в каждодневной работе. С народом. То есть с самими собой.

Потому что пока не изменится народ, ничего не изменится. Какого правителя над нами ни поставь. Потому что правитель дается народу ровно тот, которого он заслуживает. А мы хорошего не заслуживаем. Ни отсталые, ни передовые.

Потому что ленивы. И – безразличны.