ЧАЙ НЕ ПЬЁШЬ, КАКАЯ СИЛА…

На модерации Отложенный

Давно подмечено: где больше пьют чая, меньше тянет на водку. Чай – это символ культурного застолья и единственный на земле напиток, обладающий  удивительными и как будто противоречивыми свойствами. Он способен снимать возбуждение и, наоборот, вызывать его. Выпитый в жару, чай охлаждает и согревает в холод. Более 700 миллиардов чашек чая-tea-tee  ежегодно   выпивают старые и молодые на всех континентах Земли. По распространению этот напиток уступает лишь воде…

Венгры чай варят, а русские заваривают и пьют – с мёдом, молоком; подают к чаю  варенье. Свежесорванный зеленый лист, не доводя до ферментации, японцы слегка поджаривают и без всяких церемоний пьют дома и на работе черный чай – “от-я”. Искусство приготовления чая “тя-до” восходит к постулатам дзен-буддизма, где главное – помочь душе обрести покой. Производящая сильное впечатление на туристов эта чайная церемония в своей первоночальной форме зародилась в Китае. Где за несколько веков культуры чая было перепробовно много способов его приготовления.

Китайцы зеленый или красный чай – солонг и заваривают, и пьют из фарфоровой чашки – гайвань. В южных провинциях к нему примешивают: имбирь, бадьян, кардамон, корицу или пьют в прикуску с миндалем. Узбеки в зеленый чай раздавят 2-3 горошины черного перца и нальют немного напитка в пиалу, а россияне в черный чай добавят: мяту, душицу или листочки брусники, черники, малины и подадут гостю ароматный напиток в чашке “с верхом”.

Чайный напиток в Тибете – часуйма: крепкий кирпичный чай с топленым сливочным маслом и солью по вкусу. Монголы, калмыки, киргизы обожают “чай богдойский”: из зеленого кирпичного чая, молока, масла и муки. Заваривают чай очень жирным верблюжьем молоком в Туркмении. Болгары часто пьют чай как лекарство, а виноградное вино, как мы чай.

“Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мысли, прогоняет ленность” – считал Авиценна. Может от того чай и не приедается, а начатое шесть тысяч лет назад грандиозное чаепитие не заканчивается…

Обычай пить чай зародился на территории Китая и Бирмы, где до сих пор на горных склонах  встречается дикорастущий чайный куст (Theasinensis). Там, где в древности страстный поклонник Будды индусский принц по имени Дарма мечтал обратить в его вероучение весь Китай. Для этого он должен был без устали трудиться и не смыкать глаз ни днем, ни ночью. Только однажды заснул принц. Униженный своей слабостью, он отрезал предавшие его веки и отбросил прочь. И тут произошло чудо. На том месте, куда упали веки, вырос куст неведомого растения. Принц попробовал его листья на вкус и почувствовал себя бодрым. Усталость как рукой сняло, а предательский сон отступил.

Самое удивительное в этой легенде то, что в китайском языке слова веки и чай одинаково звучат и обозначены одним и тем же иероглифом.

Одичавшие кусты чая ученые-ботаники не раз «открывали» то в Индии, то во Вьетнаме и Гималаях. После тончайшего биохимического анализа советский биолог К.М. Джемухадзе смог прекратить долгий спор о чайном приоритете и убедить спорщиков, что дикий крупнолистый чай из джунглей китайской провинции Юньнани и примыкающей к ней территории Вьетнама является первичным. Следовательно, той древней землей родившей в теплом, как предбанник, климате азиатских джунглей этот куст, была земля Китая и Вьетнама. А поскольку само слово – «ча-е» или «ти» вышло из Китая, то родиной этого напитка должен считаться Китай. Оставаясь единственным крупным поставщиком, Китай продал в 1886 году 134000 тонн чая. О котором долго не знали в Европе. Одному итальянскому путешественнику еще в 1590 году он показался приятным на вкус вином, которое китайцы «выжимали» из какого-то растения.

Пили чай вначале как лечебное средство и в народе издавна его называют – «эликсиром жизни». Чайные секреты китайцы охраняли столь же тщательно, как тайны фарфора. Пока не родился хитрый англичанин, который выкрал семена и выведал у продажного китайского дельца тонкости технологии его производства.

Однако еще в 1640 году настойка из чая подавалась в Лондоне только в заведении некоего Томаса Гарвея. Этого, конечно же, было маловато для завоевания столицы. Спустя двадцать лет английский хронист С. Пепис напишет: «Я попросил принести чашечку чая (это китайский напиток), который отведал впервые».

Европейским медикам чай не понравился и его объявили вредным. Защитники считали чай панацеей, «которая предупреждает болезни головы, желудка и кишок, катары, разные воспалительные процессы, приливы, недомогания, ревматизмы, появление песка в моче – следствие разгульной и невоздержанной жизни. В 1686 году Людовик XIV  наслаждался вкусом чая – китайского лекарства и улучшал свое пищеварение, боролся с жаром, головокружением. Не по зубам это было большинству его подданных.

Россию в XVIIвеке чай завоевывает, а Англию - покоряет. В 1778 году англичане импортируют уже шесть тысяч фунтов чая в год, и их неутолимая жажда требует свершения чуда техники: создаются крупные клипера – парусники с усиленными мачтами, тонкими обводами, заостренным носом. Поскольку англичане поняли, что чай теряет свои качества во время долгих переходов, инженеры-судостроители постоянно работали над улучшением и увеличением размеров клиперов.

К концу XIХ века в Лондоне, перенаселенном, наполненным знаменитым смогом от промышленных газов, проживало более 665 человек в возрасте старше 100 лет. Секрет каждого долгожителя – не менее 4,5 кг чая в год. Сегодня в Европе ирландцы – “чемпионы чаепития”. Немного отстают от них в Великобритании, где в год потребляют 1650 чашек на человека. А все потому, что за раз англичанин выпивает не больше двух чашек очень крепкого, заваренного из 5 кг годовой заначки, чая: утром за завтраком,  во время ленча в 13-ть часов и в “файв оклок”, то есть в полдник. И обязательно с молоком.

Но Россия не Англия и у нас не любят крепкий чай, так как боятся долгожительства, пуще здорового цвета лица. Может не ведают, что о теа, как о лекарственном растении за две тысячи лет до нашей эры упоминалось в древних рукописях Китая, который в четвертом веке ввел чай в культуру.

Великий китайский чаевод Лу-Ой в 780 году написал целую книгу «Классический чай».

В середине XIX века стали выращивать чай в Индии, а чуть позже на Цейлоне.

К началу позапрошлого века чайные плантации появились в Индонезии, Кении, Аргентине.

Для краснодарского или русского чая листья собирали с плантаций на побережье Черного моря. Цейлонский чай, несмотря на то, что в 1972 году бывший британский доминион был переименован в Шри-Ланку, сохранил свое старое название, а своей репутации он обязан качеству листьев и их особым смесям. По разновидности чая можно определить район, где собирали чайный лист: Рахуна, Навара, Канди, Элия, Димбула, Ува. На высоте 1200-2100 метров над уровнем моря плантации высококачественных и душистых сортов цейлонского теа, а наполовину ниже растет более окрашенный и крепкий чай, который отлично заваривается даже в бумажных пакетиках.

А знаете ли вы, что все виды чайного напитка – черного, зеленого, желтого, красного получают с одного чайного куста. Срывают самые молодые листья, или верхушки побегов – флеши, долго вялят, а затем скручивают в трубочку до выделения сока из разрушенной клетки листа. В ферментационной камере сок взаимодействует с кислородом воздуха и после процесса окисления – ферментации у листьев появляется характерный чайный аромат, а их окраска становится медно-красной. Высушенные в потоке горячего воздуха листья приобретают черную окраску, а после нарезки мы получаем к столу черный чай. Чтобы исключить ферментацию сорванные флеши 2-3 минуты обдают паром для получения зеленого чая, который обладает нежным ароматом, напоминающим запах свежескошенной травы. Он сохраняет зеленый цвет, а так же всю гамму естественных свойств, которыми наградила его природа. Высококалорийный, богатый углеводами,  белками, витаминами  С1, В1, В2, ВЗ, В5, К, содержащий микроэлементы - кальций, магний, железо, марганец,натрий, кремний.. продукт не вызывает ожирения, усиливает диурез и работоспособность сердечной мышцы, снижает кровяное давление (в горячем виде), улучшает самочувствие, придает бодрость, так как содержит в большом количестве витамин Р, без которого в организме может развиться С-витаминный «диабет». Натуральный антибиотик – зеленый чай не допустит в кишечный тракт дисбактериоз, возникающий от поклонения к его собрату – лекарству химического синтеза или от лечебного голодания. Алкалоид кофеина – главная ценность чая и в китайской народной медицине чай употребляли при различных отравлениях, эмульсиями из него лечили тяжелые кожные заболевания. Помогает при физическом и умственном переутомлении, а фтористые вещества зеленого чая предупреждают разрушение эмали зубов. Обладает противовоспалительным действием, снижает риск развития рака молочной железы и лёгких, особенно у  курильщиков и людей, страдающих алкогольной зависимостью. 

Пьют чай не после, а до еды и натощак для того, чтобы этот целебный напиток  лучше действовал на работу желудка и пищеварительный тракт. Специалисты рекомендуют в чай «класть побольше заварки» и пить его крепкий раствор. Если заварка и вода будут свежими, тогда и чай будет полезным напитком. Вода из родника или горной речки – самая лучшая вода для чая, а из артезианского колодца ей нужен 24-х часовой отстой. К идеальной для чая приближается вода из батюшки Иртыша. Но перекипевшая даже она становится вредной и как бы тяжелой, более плотной и не так активно растворяет полезные вещества чая.

Русский самовар – идеальное изобретение для чаепития и для заварки чая. Европейцы, склонные во всем видеть проявление особых законов механики, увидели воплощенной в самоваре мысль ума незаурядного, родственного умам выдающихся изобретателей: Иван Ползунов, братья Черепановы… Они не считали случайностью, что самовар – русская чайная машина вышел из тех же мест, что и паровой двигатель, паровоз, водяная турбина. Свою «визитку» – трубу самовар «слямзал» у  своего предшественника больше похожего на чайник, но с «нутром» из трубы с поддувалом – сбитенника. В нем уваривали до густоты самый любимый русский напиток сбитень из меда, трав, растений и пряностей.

Сначала самовары своим видом копировали сбитенник или братину. И к началу XIX   века они уже были богато украшенными «бочонками». В Москве, Петербурге, Ярославле, Туле их обряжали в граненную, цилиндрическую, вазообразную форму, а со временем появились самовары-шары и прямоугольные дорожные.

Но форма самовара мало удивляла европейцев. Прежде формы родилась простая, как и все гениальное, идея о том, какой именно должна быть чайная машина. Как нужно кипятить воду  для того, чтобы напиток получился идеальным. Известно, что вода, прежде чем стать кипятком, водой, нагретой до 100 град., проходит три стадии кипения. Только две первые пригодны для заварки. В начале в закипающей воде появляются первые пузырьки, потом они увеличиваются, начинают отрываться от стенок и дна, потом кипяток начинает бурлить. В первой стадии кипения он задержит растворение полезного содержимого чайного листа, в третьей стадии вода становится жесткой. Заваривать чай нужно второй, бьющей «белым ключом» водой, которую выделить практически невозможно. Вот для этого и был  самовар. Разводить его лучше всего, конечно, древесным углем, но если нет угля, то подпалите лучинкой сухие березовые чурки. А вот чтобы самовар не убежал – откройте отдушник. Все, что есть в самоваре удивительного, – это то, что он сам себе таймер, который собственным голосом предупредит о том, что происходит внутри русской чайной машины. Вначале самовар подает тонкий голос, потом начинает шипеть – пора наливать до половины бьющую «белым ключом» воду-кипяток в заварку.  Поставьте чайник на конфорку, а минуты через три несите самовар на стол. Долейте в чайник кипятку и чай вам да сахар!