В «Ликуде» уже делили портфели, но это была неделя коалиции

На модерации Отложенный

 На этой неделе Биньямин Нетаниягу поднялся на трибуну пленарного заседания кнессета по случаю дня памяти Биньямина Зеэва Герцля. Торжественность момента не была по нему заметна. Похоже, он пережил приступ истерики. Он кричал, рычал, бил кулаком по столу, когда упоминал «Беннета, Лапида и Ганца», и в сотый раз поминал свою речь в конгрессе в 2015 году («Против американского президента!»).

Его душевное смятение резко контрастировало с веселой непринужденностью, которую излучали министры. Они знали, как знал и он, что Мансур Аббас вскоре предстанет перед журналистами, объявит, что преодолен кризис, что он не разрушит коалиции, и тем самым положит временный, но жесткий конец победным реляциям председателя «Ликуда» и его друзей.

Может быть, поэтому Нетаниягу гремел: «Сторонники террора, правительство, зависящее от Совета шуры "Братьев-мусульман"». С таким презрением он шипел, как будто сам не желал переманить их на свою сторону.

Ровно шесть недель назад, на следующий день после того как Идит Сильман ушла с поста главы коалиции, в правительственном городке в Иерусалиме прошел митинг. Первоначальная цель – призыв «вернуть гражданам безопасность», но он стал тем, что СМИ назвали «первым предвыборным событием».

Лидер национального лагеря праздновал на сцене. Йоав Киш, который медленно, но верно занимает место раввина Йосефа Ба-Гада в роли клоуна кнессета, танцевал и подскакивал у ног вождя. В Израиле 11 человек были убиты в результате трех нападений за две недели, предшествовавшие этому митингу, который первоначально имел девиз «Израиль истекает кровью – восстановить безопасность», но Киш не позволил печали овладеть его ногами.

Прошли те дни радости от скорого падения правительства. Еще один долгожданный перебежчик не желал появиться. Офис лидера оппозиции занялся психологической войной для бедных. Время от времени один из верных солдат отправлялся в СМИ, чтобы пообещать сюрприз.

Офир Акунис, например. Около месяца назад у него брали интервью, и он с сияющим лицом, с присущей ему помпезностью клялся, что «на следующей неделе» произойдет «землетрясение», после которого коалиция потеряет и 60-го депутата.

Сам Нетаниягу снова и снова обещал, например, в ночь мимуны, что через несколько дней это произойдет, мы будем петь «Ха-Тикву» и телеканалы запустят предвыборные студии.

Ранее на этой неделе, на открытии летней сессии кнессета, он попытался объяснить вотум недоверия правительству. Само по себе событие незабываемое. Его речь звучала как коронационная.

«Нафтали, все кончено», – обратился он к пустующему креслу премьера, пока тот спокойно закрывал последние пункты в соглашении с Аббасом.

На прошлой неделе события перешли в область сатиры. Депутаты в «Ликуде» уже обозначили министерства, которые займут в следующем правительстве. Дуди Амсалем объявил: он будет «настаивать», чтобы портфель министра юстиции находился в руках «Ликуда», будет «настаивать», чтобы министром был он, потому что только он может «провести необходимые реформы». Непонятно, что хулиган может предложить системе правосудия. Поболтал, и появился конкурент: Галит Дистель-Атбарян созналась в «фантазии», как она сама ее определила, стать министром юстиции.

О том, как вели себя Нетаниягу и его люди, сложены поговорки: запрячь телегу впереди лошадей, сказать «гоп», пока не перепрыгнул, делить шкуру неубитого медведя.

Надо признать, мы в СМИ тоже были неправы и думали после ухода Сильман, что конец правительства близок. Но кто мы такие по сравнению с искуснейшим политиком на площадке, королем Биби.

Это не означает, что положение коалиции прочное. Она до сих пор находится на искусственном дыхании. Каждая неделя будет приносить с собой новую борьбу. Проблем хватает. РААМ дал ей второй шанс, третий тоже даст?

В «Ямине» трудно переварить растущую зависимость от арабской партии и Совета шуры. Еще больше у них затруднений в связи с декларируемой Яиром Лапидом готовностью полагаться в кнессете на часть «Объединенного списка». Колеса расшатаны, но карета все еще едет.

Зеэв Элькин был вновь призван в коалиционную гвардию после того, как был оттеснен от участия в работе пленума в конце предыдущей сессии. Министр по связям между правительством и кнессетом на этой неделе выиграл 25-26 голосований при одном поражении, вызванном любовью Яира Голана к интервью.

Элькин с помощью председателя коалиции Боаза Топоровского («Еш атид») собрал необходимые голоса из рядов оппозиции, на каждое голосование отдельно.

Именно та неделя, на которой правительству предсказали, что для него начнется обратный отсчет, была одной из самых удачных. Элькин («Новая надежда») не обещает ни себе, ни Беннету и Лапиду, что худшее уже позади. Он считает, что по крайней мере в ближайшие недели все будет в порядке, и если не возникнет никаких внешних событий, например в области безопасности, то летняя сессия пройдет гладко. Тем временем он ожидает, что Беннет будет присматривать за своим задним двором.

Йоси Вертер, «ХаАрец»,