Европа. Победитель и примазывающиеся

На модерации Отложенный

Автор сравнивает ситуацию в Австрии, где уже 2-ю каденцию правит "молодой да ранний" право-консервативный канцлер Себастьян Курц с Германией, где политкорректные партии (глобалисты) во главе ХДС-ХСС и Меркель уже 3-ю каденцию всем гуртом цепляются за власть при их общей катастрофической потере рейтинга и добились существенной Деградации положения в стране, как социально политического, так и экономического. кот б.

2

© TOBIAS SCHWARZ, AFP

Успешный оригинал и неумелая подражательница

На фото: канцлер Австрии Себастьян Курц и "наследница" мамочки Исламизации Меркель глава ХДС-ХСС Аннегрет Крамп-Карренбауэр по прозвищу АКК, которую также называют в Германии мини-меркель.

На плакате надпись Die Mitte, середина, которая означает здесь "Политический Центр", а также Центр Европы.

***

Прежде немцы шутили, что с приближением конца света стоит перебираться в Австрию, поскольку там все происходит на десяток лет позже, чем в Германии. Нынче времена изменились, и потому в последнее воскресенье сентября все германские политики с напряженным любопытством следили за исходом внеочередных парламентских выборов в соседней стране.

 

Слово и дело

Казалось бы, какое им дело до партийных раскладов в Вене? Между тем политические события в Австрии в последние годы не только опережают происходящее в Германии, но и в определенной степени указывают возможное направление ее развития. Так, правая Австрийская партия свободы (FPÖ) появилась в альпийской республике в те времена, когда никто в ФРГ еще и не помышлял об «Альтернативе для Германии». В Австрии, как и в Германии, долгое время правила «большая» коалиция, ввергшая страну в паралич. Но в Австрии, в отличие от Германии, с этим состоянием было покончено, поскольку консервативная Австрийская народная партия (ÖVP) нашла в себе силы пойти на непопулярный союз с FPÖ, запустив ряд назревших реформ.

В данном случае, вероятно, правильнее говорить не о ÖVP, а о Себастьяне Курце, поскольку именно с этим самым молодым в мире главой правительства связана история нынешних успехов Австрийской Республики. И именно его многие консерваторы в ФРГ считают примером для подражания. Правда, даже те, кто им восторгается, не всегда понимают, в чем секрет его успеха. В СМИ нередко можно встретить полунасмешливые высказывания о прилизанном карьеристе, «мечте любой тещи», который каждому избирателю говорит то, что тот хочет слышать. Но этот примитивный взгляд не соответствует действительности. Можно по-разному оценивать внешнюю презентацию 33-летнего политика, но в одном ему точно отказать нельзя: он вовсе не пустышка, каковой его стремятся представить критики, а взвешенность и содержательность его выступлений вызывают зависть у многих немцев, которые вот уже 14 лет вынуждены довольствоваться бессодержательным набором банальностей, которые выплескивает на них «безальтернативная» Меркель.

Курц сумел показать, что тот, кто всерьез воспринимает опасения своих сограждан в связи с ростом иммиграционных потоков, не является автоматически ксенофобом. Он продемонстрировал, что разум и умеренность имеют право на существование в политическом дискурсе, а неприемлемые убеждения можно успешно опровергать и отвергать без истерики, но с холодной дружелюбностью.

Поэтому он и смог привести австрийских консерваторов к таким политическим результатам, о которых блок ХДС/ХСС в Германии может лишь мечтать (на недавних выборах ÖVP набрала более 38% голосов). Курц наглядно продемонстрировал бессмысленность распространенного в ФРГ аргумента о том, что приверженность партии консервативным идеям играет на руку правым популистам. Он показал, что всё как раз наоборот: в коалиции с партией Курца FPÖ приходилось умеривать не только свою риторику, но и свою политику. То обстоятельство, что на нынешних выборах значительная часть избирателей FPÖ переметнулась к ÖVP, – результат не только скандалов вокруг руководства FPÖ, но и следствие политики Курца.

Поскольку многие в ФРГ рассматривают политические события в Австрии как своего рода волшебный хрустальный шар, в котором можно разглядеть будущее, среди германских консерваторов все чаще звучат призывы воспользоваться опытом Себастьяна Курца для того, чтобы вновь вернуть ХДС/ХСС к былым успехам. При этом, правда, авторы этих призывов упускают из вида два существенных обстоятельства.

 

Этикетка вместо содержания

Большинство из тех, кто призывает следовать примеру Курца, на самом деле либо лукавят, либо несознательно обманываются в том, что стремятся подражать его успехам, действуя при этом по известному рецепту Салтыкова-Щедрина: «Они сидели и думали, как бы из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в оном не меняя». То есть скопировать риторику Курца, некоторые элементы его коммуникационной стратегии и избирательной кампании, однако не утруждать себя исправлением тех катастрофических содержательных ошибок, которые христианские демократы допустили в последние 15 лет под руководством Ангелы Меркель.

Да, безусловно, нынешние дифирамбы в адрес Курца означают одновременно и неявную критику Меркель и предпринятого ей курса социал-демократизации прежде консервативной партии, в результате чего курс ХДС давно уже определяется не его программными положениями и ценностными ориентирами, а сиюминутными общественными (или, хуже того, выдаваемыми определенными группами интересов за общественные) настроениями.

В целом же левый крен в ХДС/ХСС настолько силен, что даже остатки консерваторов, объединившихся во внутрипартийную группу WerteUnion, нередко подвергаются обвинениям со стороны однопартийцев, а тем более оппонентов и СМИ чуть ли не в правом экстремизме. Быть консерватором в нынешней Германии немодно: будешь тут же объявлен чуть ли не фашистом. Так что вряд ли масса функционеров ХДС/ХСС готова всерьез задуматься о содержании своей политики.

Они готовы копировать успехи Курца, но не его идеи. В частности, мало кто в ХДС/ХСС говорит об отличии подходов Меркель и Курца по отношению к правым популистам. В то время как Меркель пытается их игнорировать, Курц не только всерьез дискутирует с ними, но и постепенно сделал темы, на которых выросла FPÖ, – миграционную политику и внутреннюю безопасность – одними из главных козырей собственной партии. В Германии же надеются на то, что сложности AfD с расширением электорального базиса, зомбированного СМИ и системой образования, защитят блок ХДС/ХСС от массивного оттока избирателей, даже если он окончательно махнет рукой на такие бывшие когда-то основополагающими элементы своей политики, как внутренняя безопасность, экономическое благосостояние и индивидуальная ответственность гражданина за свою жизнь. Однако избиратель в целом куда мудрее, чем политики, а потому этот расчет вряд ли окажется верным.

 

В поисках лидера

Вторая проблема германских консерваторов состоит в том, что для того, чтобы копировать успешную стратегию Себастьяна Курца, им нужен не менее яркий и харизматичный политик, способный вывести партию из многолетней летаргии, в которую ее ввергли Меркель и ее прихлебатели, превратившие некогда демократическую институцию в сборище «глухих согласных», послушно голосующих за тех, на кого им укажут.

Даже после формального ухода Меркель от руководства ХДС во главе партии стоит ее ставленница Аннегрет Крамп-Карренбауэр по прозвищу АКК, которой, несмотря на все старания, не удается эмансипация от своей предшественницы. И, как многие полагают, вряд ли удастся. По крайней мере, бывший президент Федерального ведомства по защите Конституции Ханс-Георг Маасен полагает: «Боюсь, что АКК – это не Курц». И поясняет: «Многие граждане считают, что ХДС не имеет своего лица, и задаются вопросом, за что вообще выступает эта партия кроме сохранения своей власти. Себастьян Курц показал, что возможно возвратить партии статус подлинно народной, если вернуть ей свое лицо, придать уверенность в себе и харизму. ХДС нужно больше ориентироваться на Курца. Курц вернул партии избирателей, проводя честную консервативную политику, не поддаваясь влиянию опросов общественного мнения, СМИ или шумихи вокруг Греты Тунберг. Эта прямота и честность могли бы служить примером для подражания для ХДС/ХСС, который, к сожалению, слишком часто пытается бежать вдогонку за современными медийными тенденциями».

Пока что реальных содержательных изменений в ХДС не наблюдается, однако уже заметны некоторые признаки возможного «дворцового переворота», вызревающего в недрах второго эшелона партийного руководства. Вновь звучит имя отставленного было Фридриха Мерца в качестве более перспективного, чем АКК, кандидата в канцлеры на выборах 2021 г. Формально она как партийный лидер пользуется приоритетом при выдвижении кандидата, однако нынешние социологические опросы не предвещают ей ничего хорошего, а потому в кулуарах уже началось брожение, которое, несомненно, еще более усилится с учетом итогов земельных выборов в Тюрингии. Председатель баварского ХСС Маркус Зёдер уже требует учитывать мнение его партии при выборе будущего кандидата; руководитель крупнейшей земельной организации ХДС Армин Лашет, до сих пор слывший стойким «меркелианцем», вслух рассуждает о необходимости перемен, а генсек ХДС Пауль Земиак почти открыто встречается с внутрипартийными критиками курса Меркель Йенсом Шпаном и Карстеном Линнеманом. И в довершение всего молодежная организация ХДС на своем съезде приняла резолюцию с требованием о том, чтобы кандидат в канцлеры был определен по итогам опроса всех членов партии.

 

Реформы или путь в никуда

Германские консерваторы в настоящий момент стоят перед судьбоносным решением. До сих пор их партия существовала лишь для сохранения власти канцлера, которая ради этого попрала все принципы, сперва присвоив себе политические идеи своих временных союзников, будь то СвДП или СДПГ, а затем, по сути, лишив их жизни (не зря же руководитель социо­логического института Forsa Манфред Гюльнер, 55 лет состоящий в рядах СДПГ, пророчит партии, которая с 1998 г. потеряла 13 млн избирателей, скорое исчезновение). В настоящий момент Меркель пытается осуществить то же самое с «зелеными», но в данном случае ее, скорее всего, постигнет неудача, и если не произойдет решительный поворот, то «съеденным» окажется именно блок ХДС/ХСС. А освободившееся политическое пространство с готовностью заполнит AfD.

А тем временем в Австрии прагматичный политический талант Себастьян Курц, который, весьма вероятно, за неимением иных реальных альтернатив будет вынужден сформировать коалицию с «зелеными», в очередной раз покажет Германии пример того, что даже в такой ситуации можно оставаться верным себе и проводить разумную консервативную политику.

 

Автор: Михаил ГОЛЬДБЕРГ