Путешествие из Петербурга в Нальчик (часть 2). Суровые нравы, Эльбрус и авария.

На модерации Отложенный

Продолжение отчёта. Часть вторая, не последняя :)

 

Чем ближе подъезжали к точке назначения, тем больше меня, равнинного жителя, захватывал пейзаж. Горы на горизонте, самые настоящие горы! Пятигорск, гора Машук, на которой Бендер билетами торговал… Места, бывшие ранее просто названиями, в таких поездках обретают «плоть и кровь», для меня, как для совсем начинающего туриста, ощущения от этого просто поразительные.
В Нальчик мы приехали аккурат за день до Дня Рождения сестры. Меня устроили на месте (у них свой дом), накормили, напоили и уложили отсыпаться :) Вечером, само собой – расспросы, разговоры за жизнь… дядька мой – совершенно мировой человек, мы с ним запросто можем беседовать часами.
Меня давно грозились свозить в Приэльбрусье, показать, что такое настоящие кавказские горы. А тут и у сестры День Рождения. Было решено совместить эти два мероприятия – празднование её ДР и мою «культурную программу» :), и на следующий день с утра мы втроём погрузились в мой аппарат: я, сестра и её подруга – совершенно чудесная, волшебная девушка… хрупкий и нежный цветок, чудом выросший в непростом окружении. И теперь я в неё без памяти влюблён… Но это уже совсем другая история, и она ещё только пишется.
Отступление насчёт манеры вождения в Нальчике. Сестра моя, к примеру, всячески ругает местных. «Лихих джигитов» там, бесспорно, хватает, но тем не менее – на тамошних дорогах я ощущал себя совершенно спокойно. В отличие от Ростова :)
Итак, отправились мы в это самое Приэльбрусье. Солнце светит, погода хорошая, бак полон, отличная компания – что ещё, собственно, нужно? Сестра была проводником. Я получал неописуемое удовольствие просто даже от самого процесса передвижения – в горы еду! Населённые пункты, встречающиеся на пути, удивляли непривычного человека названиями: Тырныауз, Жанхотеко, Дугулубгей, который я смог выговорить с третьего раза ). Было там одно село – Заюково, кажется – которое, несмотря на то, что оно село, было куда больше моего родного городка.
Надо сказать, что народ живёт там, похоже, не то чтобы очень уж плохо. Во всяком случае, в тех «жалких саклях горцев», что проплывали мимо нас, я бы пожил, пожил… Все сёла газифицированы – вдоль дороги тянутся трубы газоснабжения. Практически на каждом доме – спутниковая тарелка. Возле каждого домика обязательный атрибут – скамейка, на которой сидят когда старики, когда молодёжь, и внимательно провожают взглядами проезжающий транспорт. Инспектируют… Я ехал и думал – чем там вообще занимается народ? С работой, надо думать, в таких местах не очень здорово, с развлечениями наверняка тоже… Но я невежественный городской житель, могу ошибаться и чего-то не понимать.
Несколько раз дорогу перегораживали стада живности – коровы, лошади, овцы… Тоже непривычное моему глазу зрелище, в асфальтово-бетонных джунглях такого не увидишь. Коровы обладали самообладанием Чака Норриса – им сигналишь, а они хоть бы ухом вели. Пока бурёнки не решат, что их ждут более важные дела – с места не сдвинутся. Ни пастухов, никого не было рядом – как мне объяснили, животинки умные и сами уходят пастись, а потом возвращаются назад. А вот лошадок и овец пасли, сгоняли с асфальта :)
В какой-то момент дорога сузилась, асфальт стал хреновеньким, начался почти что просёлок. По обочинам можно было увидеть какие-то живописные развалины, вдоль дороги в низинке текла речка. Я заметил в зеркале машину похожего на полицейский окраса. Ну, вроде ничего не нарушаем, идём 80, ремни у всех пристёгнуты, документы с собой… Машина обогнала нас и скрылась впереди. Минут через 10 мы их нагнали – и вот тут я слегка притормозил, не до конца веря своим глазам. Двое парней в форме достали из багажника здоровенный мусорный пакет, в котором было что-то длинное и тяжёлое, и, раскачав его, сбросили в овражек.
Глаза мои вылезли на лоб, но я постарался не делать резких движений, не снижая скорости и не газуя резко, проехал мимо. Ошарашенно смотрю на сестру, они с подругой смеются: «Да это ОВОшники труп выкидывают, обычное дело. Через пару дней зверьё всё растащит, даже косточек не найти будет» (ОВО – Отдел Вневедомственной Охраны»).
Я ещё больше в шоке, эти две хулиганки ржут надо мной ещё сильнее :) Я им, мол, серьёзно, что ли? Обе кивают… да, дескать, мы на Кавказе, нравы тут суровые и простые. Если что – разговор короткий… Так и хихикали надо мной, нервно поглядывающим в зеркало, всю дорогу. Спасибо дядьке – он рассказал потом, когда я поведал ему эту историю, что таким образом избавляются от павшей скотины, которую нельзя продать. Хотя… определённые сомнения у меня всё же остались.
По мере того, как мы забирались всё выше, начала падать мощность двигателя – сказывался разреженный воздух, мотору не хватало «дыхания». У местных автовладельцев движки настроены соответствующим образом, а вот моему аппарату пришлось туго – на трёх с половиной тысячах оборотов и 4 передаче коробки-автомат мы еле-еле разгонялись до 60 км/ч, даже при кикдауне удавалось выжать максимум 80.  В следующий раз я это буду иметь в виду… Ну а в этот раз, когда мы уже вернулись обратно, я посмотрел – при совокупном пройдённом пути в чуть более чем 200 километров было скушано 40 литров бензиниума из 60.
Долго ли, коротко ли, но мы добрались до места. Свежайший воздух, почти никого вокруг – и горы, горы… Гостинично-торгово-кафешечный комплекс у подножия манил открытыми дверьми и ароматами шашлыков – особенно эти ароматы манили моих спутниц – но в тот момент нас больше интересовала канатная дорога.
Взяли билеты, дождались, погрузились и начали неспешный подъём наверх, к первой «станции». Я прилип к окнам… чем выше поднимались, тем шикарнее открывался вид. Заснеженные склоны древних гор, облака, цепляющие вершины, сооружения внизу, становящиеся всё меньше и меньше…  По склону под нами карабкались двое, видимо, альпинистов в полном походном обмундировании.
По мере подъёма стала ощущаться лёгкая нехватка воздуха – но ничего, в пределах допустимого.


Добравшись до верха – станция Азау, вроде бы… у меня не зафиксировались точные названия, все впечатления в виде эдаких зафиксированных памятью слайдов - мы решили выше не ехать. Девчонки мои побежали на снежок беситься, я же, как полагается солидному взрослому дядьке, которому не к лицу… не к лицу, да, во всяком случае, на тот момент мне так казалось :)  взял на себя роль доморощенного кинооператора, снимая их отжиги на камеру телефона. Ролик вышел весёлым донельзя :) Параллельно я осматривался вокруг, собирая впечатления…
Вдоволь нарезвившись, нафотографировавшись, вымокнув и начерпав в одежду и обувь тонну снега, дамы заявили, что хотят есть. Да и я был не прочь, в общем-то. Проблем с питанием тут не было – рядом находилось кафе, куда мы и направились. После свежего воздуха и физических нагрузок на таковом, да ещё и на солидной высоте, аппетит проснулся весьма и весьма. Заказали мы для начала  хычины (на которых я за время пребывания в Нальчике отъел себе небольшой животик, каюсь). Вкусное, сытное и адово калорийное местное блюдо… Но в те края стоит съездить уже даже ради них! Девушкам заказали дополнительно по шашлыку, ну а мне, как травоядному – скромный овощной салатик и сырную тарелку :)
После трапезы мы направились посидеть, полюбоваться видами – там была оборудована такая удобная площадка, рядом с самым обрывом, с которой открывался потрясный вид. Всех фотографий у меня пока нет, может, потом ещё добавлю. Пока девушки делали друг дружке фотосессию, я потихоньку разговорился с сидящим там же мужичком. Мужичок оказался профессиональным альпинистом, и что самое интересное – он был питерским! Более того, жили мы с ним практически на соседних улицах. Вот уж чего не ожидал, так встретить соседа на склонах Эльбруса… Тем приятнее встреча!

Попрощавшись с новым знакомцем, мы решили, что пора бы уже потихоньку обратно выдвигаться, у сестры с подружкой были ещё какие-то свои планы. Мы дождались идущей вниз гондолы и потихоньку стали спускаться… И вот тут я каюсь – уснул. Продрых примерно три четверти спуска, как мне потом рассказали, посапывая и присвистывая, аж будить жалко было. Видимо, недостаток кислорода и обилие впечатлений слегка перегрузили мозг :)
Но всё же меня растолкали, и мы, сойдя с канатки и завернув по пути в сувенирную лавочку, отправились к машине и поехали обратно.
Обратная дорога была в основном на спуск, поэтому машинка, несмотря на недостаток кислорода, шла достаточно резво. Когда мы выехали на более-менее приличный участок, то поменялись с сестрой местами – она за руль (договорились, что я дам ей какое-то время повести), я в качестве пассажира и «контролирующего органа». Ну и поехали потихоньку.
У неё, в силу неопытности, есть привычка жаться вправо, выползая правыми колёсами на обочину. Я периодически делал замечания, она исправлялась, но потом всё равно повторяла ту же ошибку, хотя честно пыталась себя контролировать. Меня в своё время всегда влево сносило :) поэтому я этому большого значения не придавал – отшлифуется со временем и с практикой.
Мы подъезжали к большому и довольно крутому повороту. Сестра сбавила скорость и вновь прижалась вправо, выехав на обочину колёсами. Я сделал ей замечание, она начала выворачивать, поворот сам мы уже почти прошли… и тут я слышу «БДЫЩ! Пшшш….».
Я тут же скомандовал сестре бить по тормозам, брать вправо и останавливаться. Остановились. Так и есть – правое переднее пробито. Хорошо, что скорость была небольшая, иначе неизвестно что могло бы случиться…
Сестра жутко разозлилась на саму себя, заявив, что за руль не сядет больше никогда и ни за что, что от неё одни проблемы и убытки… Мы с подругой вдвоём попытались её успокоить. Чуть позже я провёл небольшую воспитательную беседу насчёт того, что это ситуация хотя и неприятная, но достаточно обычная, ничего смертельного в этом нет и её водительская карьера на этом совершенно точно не заканчивается – просто нужно извлечь урок и двигаться по полосе, не выезжая никуда в стороны. Вроде бы все успокоились, и я стал думать, что делать дальше.
Запаска есть, домкрат есть… Но не оказалось баллонного ключа, каюсь, лох я педальный, оставил где-то. А без него колесо не снимешь, сколько не пыхти… По счастью, мобильный интернет там ловил, с телефона сестры нагуглили выездной шиномонтаж и вызвали каких-то ребят. Ребята сказали по телефону, что ехать будут около часа – потому что далековато мы от цивилизации застряли, километров 70-80. Когда монтажники узнали, что к ним обратился «залётный гость» (номера 47 региона), то тут же заверили, что уж кого-кого, а дорогого гостя в беде точно не бросят! И мы стали ждать.
Прождали их часа полтора, любуясь окрестностями и беседуя на всякоразные темы. Сестра прошлась назад по нашим следам, нашла тот самый камень, который так тяжко ранил нашего верного коня. Выкинули его в реку - ибо нефиг!
Вокруг – красота… справа горный склон, поросший лесом, слева речка бежит, а за ней тоже горный склон, тоже в растительности, но не столь обильной. По сути, это было ущелье. По склону всякая живность скачет – ослики, лошадки, на солидной высоте белеет незнамо кем, как и зачем взгромождённая туда плита с какой-то, невидимой с земли, надписью… Дождик начался, и в этот момент приехали наконец монтажники. За пять минут сняли раненое колесо, воткнули запаску, и мы потихоньку покатили вслед за ними в Тырныауз, где в стационарных условиях покрышку клятвенно пообещали заварить. Доехали без происшествий, ещё час прождали, пока сделают колесо (и таки да, сделали. Потом оно, правда, опять прохудилось, но об этом позже), и поехали по домам, запланировав через пару дней ещё одну поездку - уже в другое место, не менее живописное, хотя и не такое высокогорное.

 

Повествование выходит длинное, однако :) продолжение скоро следует!