Участковый Павел Петрович.

В селе «Московское» после войны служил участковым Павлов Павел Петрович. Во время войны он служил в разведке, не раз ходил за линию фронта, добывал языков. Закончил войну в звании капитана. Не знаю, как после войны он попал в «Московское». Ну, это и не важно. Гораздо важнее, что до сих пор многие знавшие его лично вспоминают его с огромным уважением. Сейчас много говорят о том, как возродить доверие и уважение к милиции. Павла Петровича в селе «Московское» уважали все, даже откровенно криминальные элементы.

Очень часто случается такая ситуация, мужик запил, погонял жену. Иногда тёщу, детей. С утра жена уже на приёме у участкового, с заявлением. Посадите его подлеца. В милиции зачастую походят к делу формально, хотя вроде по закону. Заводят уголовное дело, и зачастую дебошир получает пару-тройку лет. И что он оттуда выходит исправившимся?

Павел Петрович поступал иначе. Вывозил на полуторке, подальше от села. И если дебошир был фронтовиком, то просто отпускал, пройтись подумать. Если же провинившийся не воевал, по возрасту, или ещё по какой причине. Тогда Павел Петрович давал ему на дорожку пару подзатыльников. Планшеткой, в которой лежал лист свинца. Сейчас скажут негуманно, а посадить в тюрьму это верх гуманизма? Может Павел, Петрович поступал и негуманно, но доходчиво, а главное не калечил судьбы людей. А возможно этим проявлял высший гуманизм. Разве более гуманно заставить человека несколько лет провести в тюрьме?

Однажды к Павлу Петровичу пришёл дед по имени Гапон. Гапон был церковным старостой. Едва успев войти, заголосил.

-Павел Петрович, деньги украли!

-Какие деньги?

-Церковные! И что же теперь делать! Это видно вчера цыгане ходили по улице, они и украли!

-А много ли денег было?

-Десять тысяч!

Напомню, что дело происходило в Хрущёвские времена, тогда за десять тысяч можно было в селе «Московско»е купить два, три дома.

Павел Петрович внимательно выслушал деда Гапона, сказал: «Иди домой буду искать».

Гапон жил на улице, которая сейчас называется улицей Пушкина. Но она имеет народно историческое название «Большая Воробьевка». Есть и «Малая Воробьевка». Эти названия с тех времен, когда село «Московское» было крепостью. На малой Воробьевке селились офицеры, служившие в крепости, а на большой нижние чины.

 

В то время когда Павел Петрович был в «Московском» участковым, на Большой Воробьевке собирались бабушки-старушки и играли в карты, лото, домино. Подъехал Павел Петрович к бабушкам и спрашивает их:

-Цыгане вчера у Вас по улице ходили?

-Нет, не ходили!

-Может Вы на обед ушли и не видели?

                -Мы Павел Петрович обедаем по очереди, всё одно здесь кто то остаётся.

Заехал участковый Павлов к деду Гапону. После обеда зайди в сельский совет, будем искать пропавшие деньги!

                Дед Гапон, как и было, сказано пришёл в назначенное время в сельсовет. Там был кабинет участкового. Постучал в дверь:

                -Можно Павел Петрович?

                -Заходи! Рассказывай, как пропали деньги?

- Да я же говорил уже, жалобным голосом запел дед Гапон.

-Ты правду говори!

-Правду говорю, цыгане деньги украли, истинный крест!

Взял Павел Петрович свою знаменитую планшетку и врезал от души деду Гапону.

Тот свалился под стол.

-Вылезь и говори правду! А то ещё не так врежу!

-Ой, прости Павел Петрович, я не виноват, это бес попутал! Заголосил дед Гапон и признался в том, что денег у него никто не крал.

Но Павел Петрович не только приучал к честности подобных граждан. Несколько раз ему приходилось за службу обезвреживать опасных преступников. Когда после войны Павел Петрович стал служить участковым, у него была лошадь. На этой лошади он объезжал свой совсем не маленький участок. Потом ему выдали полуторку. А уже в конце шестидесятых появился у него «газик» именуемый в просторечии «козёл» или ласково «козлик». Появился у него также помощник. Водитель-милиционер. Вот этот помощник мне как то и рассказывал данную историю. В конце шестидесятых появился в «Московском» некий субъект по кличке «Вага». Несколько раз судимый. Причем за серьёзные преступления. И ходил он по селу «Кум королю». Да что там кум, королём села, он себя чувствовал. Все встреченные им люди обязаны ему давать деньги, кормить поить. И серьёзного сопротивления он не встречал. Кто давал денег, кто ныл что нету. Но однажды он потребовал денег у одного приезжего. Тот был в селе в командировке. Толи инженер, толи техник какой. А тот Вагу не мудрствуя лукаво, послал. Вага забил ему стрелку у «Большого камня» Там выясняли в то время парни свои отношения. Приезжий не побоялся, пришел. И хотя Вага был его выше ростом и крупнее, но в рукопашной эти преимущества как то сошли на нет. Приезжий видимо занимался боксом. Тогда Вага видя, что его не берёт, выхватил нож и ударил парня прямо в сердце. Тот умер на месте. Решил Вага что пора «делать ноги». В те годы из села выехать было не просто и днём, а тут дело было ночью. От «Московского» километров примерно шесть есть железнодорожная станция «Рызвянная». Туда Вага у двинул в надежде сесть на поезд и скрытся на просторах Советского Союза.

Понятно что дрались в присутствии зрителей. Те и помчались домой к участковому.

-Павел Петрович, беда!

Павел Петрович, быстро собрался. Дали знать и его помощнику. Тот быстро приехал на козлике.

-Это он в «Рызвянное» рванул больше ему некуда, решил Павел Петрович. И они вдвоём поехали задерживать опасного преступника. В наше время это пожалуй сочтут безрассудством, но тогда люди были другие. И безнаказанно уйти преступнику убившему человека, это они считали ниже своего достоинства.

Примерно на пол пути они догнали Вагу. А днём был хороший дождь. Дорога обычная, просёлочная. И было на этой дороге множество луж.

-Обгоняй не останавливайся! Скомандовал Павел Петрович. Когда они обогнали Вагу метров на пятьдесят, Павел Петрович сказал своему помощнику, сделай вид что забуксовал. Тот стал буксовать, а Павел Петрович вышел подтолкнуть машину. Тут их и догнал Вага. Спросил куда это они направляются.

-Да в Рызвянном магазин ограбили. Позвонили по телефону. (А телефон тогда был у председателя сельсовета, участкового).

-А ты куда это ночью идёшь? Спросил Вагу, Павел Петрович. Вага что то соврал. Павел Петрович сделал вид что поверил. Вага расслабился. Не по его душу.

-Ну не стой подтолкни, до Рызвянного довезем!

Вага стал упираться, и тут Павел Петрович его скрутил и на руках защелкнулись наручники. –Ох обманул ты меня Павел Петрович, а так бы я вас обоих бы зарезал! Сокрушался Вага. Вот так без стрельбы и спецназа был задержан опасный преступник.

Прошел суд, Вагу приговорили к высшей мере, спустя положенное время приговор привели в исполнение.