Нам служба мёдом не казалась (из лейтенантского дневника)
01.12.79 г. г. Полярный.
По уже наметившейся традиции, дневник пишется в период, когда остаешься с собою один на один и на душе «скребут кошки», перед этим там всё разворошив и обдристав. И тем более ещё лучше пишется, когда сидишь в каюте на «суперсовременном» корабле, спущенном на воду чуть позже царствования царя Гороха, за плавучесть и живучесть которого именно я теперь отвечаю. Ну и ещё я отвечаю за всю воду, пар и фекалии, циркулирующие по внутренностям этого стального монстра, ибо состою в должности «короля воды, говна и пара» - командира трюмно-котельной группы. Как я сюда попал – это отдельная тема, пока оставляемая в уме до пришествия ко мне более жизнерадостного состояния. Ещё одна удручающая тема – это начавшаяся три дня назад жизнь женатого холостяка. Жену на седьмом месяце беременности был вынужден отправить к её мамочке, потому что через сутки плавучая база подводных лодок «Магомед Гаджиев», на которой я удостоился чести служить, направляется в ремонт на СРЗ. Этот ремонт должен подготовить корабль к дальнему походу на средний ремонт в Югославию. Когда я теперь увижу свою женушку, неизвестно. Так же, как неизвестно и то, получится ли вырваться в отпуск при рождении ребёнка.
Проводив супругу в аэропорт, тут же заступил на дежурство, а сменившись вчера с дежурства, угодил на партсобрание, посвящённое началу нового учебного года и предстоящему переходу из Полярного в Росляково. Сложность перехода длиною около тридцати миль по Кольскому заливу заключается в том, что корабль уже года два не отходил от причала и среди личного состава срочной службы осталось не более десяти человек «оморяченных». Было много прений, не отложившихся в памяти в виду моего удрученного и полусонного состояния. Решив вечерком прогуляться, направился было в сторону «крысятника»,* в котором мы с женой проживали, но стало очень тоскливо, потянуло к людям.
Припёрся к знакомым, с которыми у нас в период проживания в гостинице возникла «дружба семьями». У них уже своя однокомнатная квартира в новом доме, так как Саша – военный строитель и, плюс к этому, имеет «руку». Соня, его вторая половина, была дома одна и пекла оладьи. Она взяла сковородку у соседей, своей они ещё не обзавелась, теста намесила как-то чересчур много, оладьев уже большая куча, а тесто не убывает. Но Соня была настроена решительно и взяла обязательство всё допечь до конца, пусть хоть всю ночь придётся не расставаться со сковородкой. Спросив, где хозяин, по невнятному ответу, сопровождаемому неопределённой жестикуляцией, я понял, что Александром недовольны. Вероятно, его будут пытать, заставляя жрать одни оладьи.
Предчувствия меня не подвели. Соня затем поведала, что Саня ушёл на работу 29-го утром и пропал. Она проревела всю ночь, а с утра пошла на поиски, пыталась прорваться на судоремонтный завод, на территории которого что-то строили, но на КПП над ней только похихикали (конечно, режимное предприятие!). Появился он только сегодня в обед и сразу же уехал в Североморск на партсобрание (там находится его Управление). Оказалось, что его неожиданно послали на Кильдин** на катере, жену даже предупредить не успел.
Когда я уже начал засыпать у телевизора и подумывал топать на покой, а Соня всё продолжала производить оладьи, прибыл блудный муж с бутылкой венгерского вермута и с копчёной рыбой по случаю получения зарплаты. Сели за стол, а встали за полночь. Под разговоры с возлиянием я немного «оттаял». Они мне рассказывали, как расставались первый раз, у них семейный стаж года на два побольше.
Прибыв домой, завалился спать, но уснуть не мог. И уставший, и спал-то за сутки всего три часа, и поддатенький, а сон не берёт. Постель всё ещё сохраняет запах жёнушки, в голову лезут воспоминания и щемящие ощущения тревоги и одиночества.
Утром встал в полседьмого, прибрался, выбросил мусор, собрал вещи, закрыл дверь и ушёл. Больше сюда, наверное, не приду.
Нынешний день был чрезмерно насыщенный. На торжества по случаю открытия учебного года прибыл зам командующего флотом. На причале было торжественное построение и митинг. Во время митинга из окна дома, что возле «циркульного»,*** какое-то дитё громко и не переставая орало: «Папа!.. Папа!..». Адмирал речь толкал, а все туда смотрели. Отслушав пламенные призывы и обязательства, прошли торжественным маршем под звуки духового оркестра.
После торжеств все офицеры БЧ-5 с моего дозволения ушли домой прощаться с жёнами, а на меня насыпали кучу «вводных».**** Кутерьма, куча бумаг. Что-то успел сделать, а что-то само собой отпало. Как говорит армейская мудрость, «не спеши выполнять первое приказание, потому что скоро получишь второе, отменяющее первое».
Проведя вечернюю поверку, спускался по трапу к своей каюте «без задних ног», мечтая только лечь. А как улёгся, сон улетучился под напором страдательных мыслей.
Благодаря чему и появились эти строчки.
03.12.79 г. г. Полярный – п. Росляково.
Вчера ходил передавать свою комнату очередному квартиранту, тёзке и сокурснику по училищу, который остаётся в Полярном до весны. Он затащил туда две коробки своих вещей. Я его проинструктировал относительно соседей, которые вынашивают планы экспансии с захватом всей квартиры. Делается это просто: в отсутствие жильцов ломается дверь в комнату, вставляется свой замок и меняется замок на входной двери. Многие заселяются в такие комнаты в «крысятниках» таким вот самозахватом или передают их друг другу по знакомству, а так как все тут живут без прописки, потом уже ничего не сделаешь и ничего никому не докажешь, можно только очередному захватчику выразить свое неприязненное отношение.
Вечером меня попросили до 24-00 постоять дежурным по кораблю за начальника РТС, отправившегося провожать жену в аэропорт. Согласился, заступил на дежурство и простоял не до 24, а до 3-х ночи. В связи с чем сегодня проспал, чуть не опоздал на очередное совещание по вопросу предстоящего ремонта. Переход в Росляково был назначен на 10 часов. Два раза играли «корабль к бою и походу приготовить», запускали дизеля и потом останавливали. В первый раз что-то не согласовали. Во второй раз не пришли буксиры. А сейчас уже время близится к ужину, стемнело и, вероятно сегодня уже никуда не пойдём. В таком случае пойду в кинотеатр «Север», там первый день идёт
фильм «Ралли».
Прошу прощения, кажется, я всех ввожу в заблуждение. Ралли отменяется, возможно будет заплыв. Дали аврал, наконец пришли буксиры, будем отходить. Надо бежать, допишу потом...
Прошло чуть больше трёх часов - и мы уже в Росляково. Вместо «циркульного» – голая заснеженная сопка, портовые краны, ремонтирующиеся корабли. Дошли замечательно, что называется, с ветерком. Никто не думал, что старикан «Гаджиев» на такое способен, злопыхатели поговаривали, что ему не даст отойти от причала гора утопленных пустых бутылок по борту. У всех приподнятое настроение. Матросы прошли ритуал «оморячивания». Для этого надо выпить не отрываясь полный плафон солёненькой забортной водички. Если прервался, то плафон наполняют снова. Мои трюмные проходили эту процедуру организованно, всем отделением. Мне предложили, хитрованы, показать пример, пришлось заглотить поллитра, отказаться было нельзя. Морская вода для моряка – это как святая вода и служит для освящения. Если салага по недоумию плюнет за борт, то получит «плюху» и словесное назидание: «Не плюй в свою могилу!».
А Полярный теперь поутру погрузится в транс: «Гаджиев» исчез! Он же стал частью местного ландшафта! Несколько раз его безуспешно провожали, а он ушел под покровом ночи, только дав прощальный гудок при выходе из «Катькиной» гавани.
Уже тянет спать, неотвратимо приближается новый день, первый день ремонтных забот. Завтра при свете дня осмотримся на местности, что тут есть. На сон грядущий повесил над столом напротив коечки фото любимой женушки.
04.12.79 г.
Романтика окончилась, пошли трудовые будни. Поутру, правда, были разброд и шатания. А потом понеслось: то надо, то это надо, все телодвижения надо согласовывать с заводским начальством, составлять списки на вход в цеха, писать планы на случаи пожаров и прочих аварийных бед. Десять суток будет оргпериод, все будем сидеть на корабле, пока всё утрясут, согласуют. Получил ремонтные ведомости, которые составлялись ещё моим предшественником и утверждались год назад, и прослезился от «умиления». Придётся в срочном порядке всё переделывать, пересогласовывать, это полная ж…
* деревянные двухэтажные дома, построенные в конце 30-ых годов.
** остров в Баренцевом море у выхода из Кольского залива.
*** полукруглый дом, возвышающийся над причальной стенкой и водами «Катькиной» (официально – Екатерининской) гавани, одна из достопримечательностей Полярного.
**** целеуказания, которые необходимо выполнить
Комментарии
Кстати, я сын военного, до 16 лет с отцом по гарнизонам, потом военная кафедра, сборы, офицер запаса. Видел много чего. С детства. С 5 лет с противогазом и чемоданчиком под мышкой спал.
К духу времени не прикладывался. Хе.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Бывает, что люди на корабле и не знают, что участвовали в боевой операции.
На вопрос где и когда - не ответил.
Так что не очень понятно, что вы мне хотите доказать.
А по большому счету мы союзники (надеюсь).
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Дети папу помнят по фотографиям. Ну а "боевые"... Вспоминаю, как первое время шарахался от петард на улице. Просил жену поставить какой-либо "фильм про войну", не мог заснуть в тишине. Как увольнялся - за Чечню отпусков и "выходных" надавали почти год.
Удачи!
Бывал и в Полярном.Помню,там одни дизилюхи стояли.
Так вот мой знакомый проходил службу на одном из кораблей и писал родственникам , что он ходит в походы в Атлантику и т.д. пока я к нему не приехал и не в нес ясность(тоже проходил службу на С.Ф.) Большой "подвиг" (или мед) дойти до 82 судоремонтного завода в п. Росляково.
Комментарий удален модератором
Вот когда перешёл на обслуживание электрооборудования...
От клотика до туннеля второго дна...
Это было поинтересней.
Когда я в свое время пил морскую водицу из плафона, у нас хотя бы офицеры делали вид, что не знают, что подобное на корабле происходит. Куда смотрел Ваш замполит? :)
Комментарий удален модератором
У нас даже смывание "чешуи карася" происходило относительно тайно (это когда в 1,5 года службы тебя обливают морской водой). Все об этом знали, но офицеры делали вид, что им ничего неизвестно.
Разве в уставе прописано подобное "посвящение"? Нет.. Значит - отношения неуставные.. :)
Может быть, просто, у нас на корабле замполит "чокнутый" был... Кто его знает - он, правда, производил впечатления слегка ненормального человека, такой внешностью обладают "тихие маньяки"? :) Может и тот факт сыграл роль, что я служил в Севастополе - самом "уставном" городе СССР, что не мешало там процветать "неуставным" отношениям. :)
И никакой катастрофы не происходило. Но теперь мои матросы ( которым уже по 50-60 лнет)вспоминают обэтом с удовольствием и юмором. Хотя могли и отказаться.Помню , будучи на стажировке на крейсере Адмирал Ушаков , заметил там такую традицию( тогдашняя годковщина) - в праздники бачковали старшины команд и командиры отделений. И искоренить эту традицию со временем больше не пытались и командиры делали вид, что не замечают Прятались по каютам, чтобы не иметь необходимость преечеь неуставные отношения. И тоже трагедий не было никаких.
Я не говорю, что кто-то вспоминает "питиё" морской воды из планшета с ужасом, хотя отказаться было равносильно тому, что на всю службу останешься "карасём". Я вспоминаю тот момент с умилением и ностальгией, кроме того - я тогда был рад, когда посвящался в моряки... Кроме того, первый планшет я выпил на треть и поперхнулся, мне налили второй - и я его осушил: потом было не очень хорошо, но старослужащие с пониманием отнеслись к моему состоянию. Прошло полтора года...
"Карасёвую чешую" у меня смыли последним в моем призыве. Я был на вахте на камбузе и сменился позже всех. Когда все уже были "полторашниками", я еще был "борзЫм карасём". Только часа за три перед отбоем меня вызвали на бак. Обычно, такой вызов для "карася" означал только неприятности, но на сей раз я шел в приподнятом настроении, так как знал, что через пять минут я перестану быть "карасём"... И после смытия "чешуи", счастливый и мокрый - я снял с ног "прогары" и надел "сланцы"... какой же кайф пройтись по кораблю в тапочках, а не в тяжелых (по килограмму или более) ботинках... Эт...
Вспоминаю сейчас - просто "детский сад", но тогда... тогда это был первый день жизни старослужащего, а "за плечами" было всег - навсего около двадцати лет... Пацан!!!! :-D
Комментарий удален модератором
Сейчас чуть лучше.
Я вот помню как мы жили три недели в казарме с температурой внутри -5....И это было военное училище...
Терпите мол трудности армейской жизни. Удивительно,но подобное же повторилось с моим племянником в другом училище и в наше время.
Это реальное отношение к будущим офицерам,про содат уж молчу. О такой радости как горячая вода даже не мечтают по сей день.
Комментарий удален модератором
Продолжение будет или нет
В ней четыре чавсти. Полярный и ремонт описаны в части -"Некапитальный ремонт". Все наши флотские мотивы так или иначе перекликаются. Я служил механиком на АПЛ. 1963-1977гг. Если интересно - повесть опубликована в электронном виде на сайте "Автономка А.Викторова" в разделе Воспоминания под моей фамилией. Буду рад комментариям и критике, если Вам захочется прочесть. А на ребят, которые здесь отзываются с иронией не обижайтесь- они не знают нашей специфики.
Всё точно. Было такое и у меня только на 9 лет раньше на крейсере "Жданов" в Севастополе.
Фраза... "вечером меня попросили до 24-00 постоять дежурным по кораблю за начальника РТС"...
Может я, конечно и ошибаюсь, но "Начальник РТС" на военном корабле - это все равно, что повар вместо кока.
Может Командир БЧ - 4, РТС ? Хотя, не претендую на всеобъемлющее знание, но в мою бытность на крупных кораблях "БЧ - 4, РТС" были разнесены по БЧ - 4, БЧ -7, а на некрупных объеденены в эти самые "БЧ - 4, РТС" во главе с командиром, а не начальником... :)
Извините, если ошибаюсь: говорю же, что это "придирка к словам", надо же что-то критическое высказать... :)
Конечно, ПБ, не ПЛ и не МПК и даже не крейсер, где бытовые условия ужасные. У вас все-таки каютная система, даже для матросов кубрики просторные. Но рутины и ржавчины и мазуты достаточно, тем более с Вашей очень беспокойной специальностью.
Наблюдал я за одним лейтенантиком. Прибыл к нам на ПЛ из Севастополя. Весь такой бравый из себя. А все равно салага и гоняли его! Мама не горюй.....