Белорусский Невидимый Фронт

Накануне празднования Нового года в Интернете опять обсуждают теневое правительство. На этот раз сетевым комментаторам к традиционному оливье пищу для размышления подкинул Зенон Позняк. По словам лидера БНФ, тайная власть уже действует, только тс-с!

Зенон Позняк решил-таки тряхнуть стариной и вновь, как и в 90-ые, заговорил о «теневом правительстве». Инициатива, надо сказать, не оригинальная, и порядком уже заезженная, как старая пластинка. Только самый ленивый политэмигрант или представитель оппозиции еще не пытался сделать собственное правительство если не в изгнании, то в тени. Первопроходцем в области этой «тайной» политики как раз и был сам Зенон Станиславович. Именно ему принадлежит авторство популярного в Интернете словосочетания. Однако выплыть из тени правительству Позняка тогда так и не удалось, но удачная риторика нашла новых поклонников в лице Объединенной гражданской партии.

В 1997 году члены ОГП создали общественное коалиционное правительство. Оно даже имело некоторую конкретику. В него входили шесть комитетов: макроэкономической политики, промышленно-энергетический, аграрно-промышленный, по внешним связям, по труду и социальной политике, национально-экономической безопасности. Правда, влиятельной силы этот тайный орган не заимел.

Не вышел из тени и оппозиционный «Национальный комитет», разработавший в 2005 году программу социально-экономического развития и «полного счастья» для единого кандидата Александра Милинкевича, набравшую всего несколько процентов голосов.

После заметного перерыва в создании различных руководящих структур деятельность оппозиции в этом тайном политическом направлении крайне обострилась в 2011 году. Инициаторами очередного «теневого правительства» становятся лидеры Белорусской христианской демократии Павел Северинец и Виталий Рымашевский. Их альтернативное правительство попыталось представить программу перемен для Беларуси в виде конкретных законопроектов и списка лиц, которые будут готовы их осуществить.

В состав параллельного действующей власти руководства должны были войти приблизительно 20 теневых министров, специалистов в различных областях государственного управления, экономики, социальной политики, образования и культуры. Все тщетно.

На этой волне и «Моладзевы рух» БНФ немедля подготовил предложение по созданию теневого кабинета министров. Во главу сего «тайного парламента» должен был встать Александр Козулин, о пожеланиях которого, естественно, никто не справлялся. Назначили и баста. Не лестно отозвался тогда об идее такого рода правительства и Мечислав Гриб, дважды определенный и лидерами БХД, и молодежью БНФ на пост министра внутренних дел. А вот рекомендованный на должность вице-премьера Станислав Шушкевич, наоборот, обрадовался. Впрочем, оно и не мудрено: нелегко, видимо, экс-политику жить на пенсию в один доллар, а тут такие перспективы прибыльные открываются. По мнению же оставленных без портфелей Александра Класковского и Валерия Карбалевича, оппозиции надо было бы решать насущные проблемы, а не делить виртуальную власть.

Год 2012 также был богат на идеи о теневых кабинетах. Во-первых, Совет Национального возрождения Владимира Бородача, который оказался до того законспирированным бывшим полуполковником, что его деятельность так и не смогла выйти из тени. Относительно содержания работы предлагаемой структуры никаких ясных мыслей Бородачом в этом году так и не высказано. Впрочем, так же завуалирована деятельность и последнего в уходящем году теневого правительства Зенона Позняка. Свою скрытость политик объясняет «другими методами работы» – не пиарится!

Похоже, что из всех известных способов борьбы с так называемым «режимом» белорусская оппозиция все же предпочитает махровую конспирацию. Как говорят сами «свядомые» лидеры, их служба и опасна и трудна, и только на первый взгляд, как будто не видна... Однако количество провалившихся попыток создать единый руководящий орган свидетельствует о полном фиаско избранной методики. Белорусской оппозиции на роду написано оставаться невидимым фронтом.