Оружие ч.4

На модерации Отложенный

19 декабря 1939 года постановлением Комитета Обороны при СНК СССР №443сс А-34 был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением Т-34 в случае благополучного завершения госиспытаний пробегом на 2000 км.

Сборку первого А-34 закончили в январе 1940 года, второго - в феврале. И сразу же начались войсковые испытания, ход которых отражался в отчетах:

«Первая машина А-34 прошла 200 км испытаний. Проходимость хорошая. Сопровождающий БТ часто застревает, и приходится вытаскивать его 34-й.

Видимость в движении отвратительная. Стекла потеют, забиваются снегом через 7-10 минут. Дальнейшее движение невозможно, требуется прочистка стекол снаружи.

В башне при этой системе тесно.

15.02.40 г. из пробега возвратились. Машину поставили на установку маски. А-34 вторая - произвели обкатку, механизмы работают нормально».

ПЕРВЫЕ ШАГИ…

После 250 км пробега на первом А-34 вышел из строя двигатель, проработавший всего 25 моточасов

Его пришлось заменить новым. К 26 февраля эта машина прошла только 650, а вторая-350 км. Стало очевидно, что завершить весь объем испытаний пробегом - 2000 км - до правительственного показа, назначенного на март, не удастся. А без этого танки не могли быть допущены к демонстрации.

Тогда-то и возникла идея перегнать оба А-34 из Харькова в Москву своим ходом и "накрутить", таким образом, необходимый километраж. На специальном заседании парткома завода ответственным исполнителем пробега был назначен М.И.Кошкин.

Утром 5 марта (по другим данным, в ночь с 5-е на 6-е) колонна из двух А-34 и двух тягачей "Ворошиловец", один из которых был оборудован под жилье, а другой - до отказа забит запчастями, взяла курс на Москву. Из соображений секретности маршрут пробега был проложен в обход крупных населенных пунктов и основных дорог.

Мостами через реки разрешалось пользоваться только в случае невозможности перейти реку по льду и в ночное время. График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но также и расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях, и прогноз погоды на маршруте. Средняя скорость движения колонны не должна была превышать 30 км/ч.

Неприятности начались уже недалеко от Белгорода. Во время движения по снежной целине у одного из танков был "сорван" главный фрикцион. В ряде публикаций это приписывают отсутствию опыта у одного из водителей, что представляется маловероятным, так как танки вели лучшие водители-испытатели завода, накатавшие на них не одну сотню километров. Ю.Е.Максарев в своих воспоминаниях дает другую трактовку этого факта.

По его словам, "представитель ГАБТУ , сев за рычаги, заставлял машину разворачиваться в снегу на полной скорости и вывел из строя главный фрикцион". М.И.Кошкин решил продолжать движение с одним танком, а к вышедшему из строя вызвали с завода ремонтную бригаду.

ПОКАЗ В СТОЛИЦЕ

В Серпухове колонну встретил зам. наркома среднего машиностроения (в 1939 году все танковые заводы были переданы из Наркомоборонпрома в Наркомсредмаш) А.А.Горегляд. Исправный танк прибыл в Москву, а точнее на завод №37, находившийся в тогда еще подмосковном Черкизове.

В течение нескольких дней, пока ждали отставшую машину, на завод продолжалось настоящее паломничество: представители НТК ГАБТУ, ВАММ им.Сталина, Генерального штаба РККА - всем было интересно взглянуть на новинку. В эти дни М.И.Кошкину стало плохо, поднялась температура - во время пробега он серьезно простудился.

В ночь на 17 марта обе "тридцатьчетверки" прибыли на Ивановскую площадь Кремля. Кроме М.И.Кошкина в Кремль допустили только двоих сотрудников завода №183. Танк №1 вел Н.Ф. Носик, а №2 - И.Г.Битенский (по другим данным - В.Дюканов). Рядом с ними на месте стрелка располагались сотрудники НКВД

ПОКАЗ

Утром к танкам подошла большая группа партийных и государственных деятелей-И.В.Сталин, В.М.Молотов, М.И.Калинин, Л.П.Берия, К.Е.Ворошилов и другие. Начальник ГАБТУ Д.Г.Павлов отдал рапорт. Затем слово взял М.И.Кошкин.

Несмотря на принятые лекарства, он не мог сдержать душившего его кашля.После доклада и осмотра танки разъехались: один - к Спасским, другой - к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, они круто развернулись и понеслись навстречу друг другу, эффектно высекая искры из брусчатки.

Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по команде остановились на прежнем месте. Новые машины понравились вождю, и он распорядился, чтобы заводу №183 была оказана необходимая помощь по устранению имевшихся у А-34 недостатков.

После кремлевского показа танки направились на НИБТПолигон в Кубинку, где были проведены их испытания обстрелом из 45-мм пушки. Затем боевые машины пошли дальше: по маршруту Минск - Киев - Харьков.

31 марта 1940 года был подписан протокол Комитета Обороны о постановке танка Т-34 (А-34) в серийное производство на заводе №183 и по подготовке его выпуска на СТЗ. Правда тут была оговорка "в случае благополучного завершения всех войсковый испытаний".

Тем временем на заводе приняли производственную программу на 1940 год, предусматривавшую выпуск полутора сотен танков А-34.

На Главном Военном Совете в августе 1938 года, где рассматривались результаты выполнения задания АБТУ РККА, М.И. Кошкину удалось добиться разрешения изготовить в металле наряду с колесно-гусеничным танком А-20 и чисто гусеничный Т-32

А-20 И Т-32.ПОЛУЧИЛСЯ Т-34

А-20 И Т-32 были отличными танками—но никому из них не отдали предпочтения…тогда было принято решение соеденить то лучшее что в них было.

В предельно короткие сроки конструкторским бюро была проведена доработка танка Т-32 путем дальнейшего усиления бронезащиты, вооружения и осуществления ряда других конструктивных изменений. В результате этой работы был создан образец танка, который получил наименование Т-34 и в дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.

В связи с резко увеличившимся объемом конструкторских работ по доработке танка Т-32 и выпуску чертежно-технической документации для опытных образцов Т-34, а также в связи с прекращением производства танков Т-35, в 1939 году было произведено объединение имеющихся на заводе трех танковых КБ (КБ-24, КБ-190, КБ-35) в одно танковое конструкторское бюро, которому был присвоен шифр - отдел 520.

Главным конструктором объединенного КБ стал М.И. Кошкин, начальником КБ и заместителем Главного конструктора - А.А. Морозов, заместителем начальника КБ - Н.А. Кучеренко.

ТАНК АРМИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Танк Т-34 был принят на вооружение Постановлением правительства 19 декабря 1939 года до изготовления опытных образцов.

Первые опытные танки были изготовлены в январе 1940 года и при испытаниях полностью подтвердили высокие технические и боевые качества.

В марте 1940 года два танка Т-34 совершили пробег в Москву и обратно, показав при этом высокую надежность работы всех узлов. В этом пробеге принимал непосредственное участие М.И. Кошкин.

СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Серийное производство танков Т-34 началось в июне 1940 года, и к концу года было выпущено 115 машин

В июне 1940 года правительством было принято решение о разворачивании производства танков Т-34 на других крупных предприятиях страны. В связи с этим конструкторским бюро завода №183 были в срочном порядке изготовлены полные комплекты чертежно-технической документации танка Т-34 и в необходимых количествах направлены Сталинградскому тракторному и Сормовскому судостроительному заводам.

Начало серийного производства танков Т-34, которое явилось завершающим этапом трехлетней упорной работы конструкторов и всего заводского коллектива, почти совпало с тяжелой утратой.

После продолжительной болезни 26 сентября 1940 года скончался М.И. Кошкин.

Его преждевременная смерть была тяжелой потерей для коллектива конструкторов и завода. Главным конструктором танкового КБ был назначен ученик и соратник М.И. Кошкина - А.А. Морозов.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТАНКА Т-34 НЕ ПРОВОДИЛАСЬ ВПЛОТЬ ДО СЕРЕДИНЫ 1942 ГОДА

Почему не проводилась:

1.Это не нужно было делать…танк на 22 июня был в отличном состоянии.

2.Это просто было некогда делать из-за эвакуации и срыва производства

3.В последующем его модернизация проводилась в сторону упрощения конструкции—для увеличения производства

СУДЬБА КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО И ЗАВОДА В ВОЕННЫЙ ПЕРИОД….

В 1941 году танковое конструкторское бюро завода №183 (отдел 520) состояло из 106 человек (12 конструкторских групп) во главе с Главным конструктором А.А. Морозовым и двумя его заместителями- Н.А. Кучеренко и А.В. Колесниковым.

На основании правительственного Постановления №667/СГКО от 12 сентября 1941 года директор завода Ю.Е. Максарев [В 1938-42 директор Харьковского машиностроительного завода, руководил его эвакуацией на Урал и организацией производства. В 1942 главный инженер Кировского завода, эвакуированного в Челябинск.

В 1942 главный инженер, в 1942-46 директор Уральского вагоностроительного завода, Нижний Тагил отдал приказ о свертывании завода и немедленной эвакуации его в глубокий тыл.

Первый эшелон покинул территорию завода 19 сентября 1941 года и направился на Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил Свердловской области. Он увозил конструкторов танкового КБ, чертежно-техническую документацию танка и наиболее ценное оборудование.

Эвакуированный в Нижний Тагил Харьковский завод и местный Уралвагонзавод были объединены в одно предприятие, которое стало называться Уральский танковый завод №183. На этом заводе была сохранена нумерация цехов и отделов, принятая еще до войны в Харькове. Танковое конструкторское бюро по-прежнему именовалось «отдел 520». Главным конструктором, как и в Харькове, был А.А. Морозов.

ПЕРВЫЕ ТАНК С УРАЛЬСКОГО ЗАВОДА

08 декабря 1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34, а в апреле 1942 года завод превзошел довоенный уровень выпуска этих боевых машин. Военная обстановка и потеря по разным причинам многих заводов-поставщиков комплектующих узлов и материалов создавали огромные трудности в условиях непрерывного наращивания выпуска танков. Не хватало резины, цветных металлов, электрооборудования и др.

Чтобы ни в коем случае не остановить выпуск танков, в конструкторском бюро была объявлена мобилизация всех сил на борьбу за экономию цветных металлов, резины, броневой стали, проводов, за дальнейшее отехнологичивание машины. Были пересмотрены абсолютно все детали танка, конструкторы применяли вместо бронзы чугун, заменяли клепку сваркой, переводили штампованные детали на литье, отменяли промежуточные детали.

В результате этой работы конструкторам удалось совсем отменить 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины и явилось весомым вкладом в организацию массового производства танков. Простота конструкции, массовость и высокие боевые характеристики танка Т-34 создали ему отличную репутацию. Впоследствии его стали считать лучшим танком второй мировой войны

МОДЕРНИЗАЦИЯ.Т-34-85.

Несмотря на большую загрузку КБ по танку Т-34, по инициативе А.А. Морозова во второй половине 1942 года были начаты работы по проектированию нового танка, которому было присвоено условное наименование Т-43. В основу этого проекта легли разработки, сделанные еще в Харькове для танка Т-34М. Кроме того, в танке предусматривалось:

применение пятискоростной КПП;

установка на основной башне командирской башенки;

упрощение конструкции корпуса с целью облегчения условий автоматической сварки;

увеличение емкости топливных баков;

применение торсионной подвески и др.

Проект танка даже по тем меркам был выполнен довольно быстро, и уже в третьем квартале 1943 года завод изготовил опытный образец танка Т-43. Дальше опытного образца танк Т-43 не пошел, т.к. большого скачка по характеристикам по сравнению с Т-34 получено не было, а изменений было много.

В 1943 году на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера». Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-миллиметровыми снарядами «тридцатьчетверки». Нужны были срочные ответные меры.

Громадную работу пришлось проделать конструкторам по ликвидации превосходства немецких танков. В предельно сжатые сроки задача, поставленная Государственным Комитетом Обороны, была успешно решена. В конце 1943 года на танк Т-34 была установлена более мощная пушка калибра 85 мм, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с новыми немецкими танками.

Была введена также командирская башенка, значительно улучшившая обзор из танка. Танк с указанными изменениями получил индекс Т-34-85 и был принят на вооружение 15 декабря 1943 года.

Первые образцы танка Т-34-85 начали сходить с конвейера Уральского танкового завода в марте 1944 года

ДРАМА Т-34….ВОЕННЫЕ ПРОТИВ ТАНКА

Летом 40-го, судьба легендарного танка висела на волоске. Маршал Кулик приостановил производство танка, потребовав устранения всех недостатков. Вмешался Ворошилов:

"Машины продолжать делать; сдавать в армию, установив 1000-км гарантийный пробег".

Это лишь один эпизод в драматической судьбе "тридцатьчетверки". Печальный факт: лучший средний танк Второй мировой пришлось буквально НАВЯЗЫВАТЬ военным!

Автобронетанковое управление не давало задания на его разработку. Требовали скоростной колесно-гусеничный танк. Заказали его Харьковскому паровозостроительному заводу.

В январе 1937 г. расстрелянного начальника заводского КБ Фирсова А.О. сменил Михаил Ильич Кошкин.

Вот он, Кошкин, сумел разглядеть и поставить во главе проектной группы выбившегося из чертежников 33-летнего Александра Александровича Морозова. Он поддержал конструкторов, предложивших помимо колесно-гусеничного А-20 разработать еще и гусеничный танк - прототип "тридцатьчетверки".

ГЕНЕРАЛЫ ПАВЛОВ И КУЛИК ПРОТИВ Т-34

Идею вынесли на заседание Комитета обороны. Конструкторы напирали на сложность и ненадежность колесно-гусеничного движителя. Многие военные еще не переболели идеей скоростного танка и стояли за А-20.

Против будущей "тридцатьчетверки" высказался комкор Павлов, в ту пору начальник автобронетанкового управления - опытный танкист,….. Сталин вынес соломоново решение:

«Посмотрим, какой танк лучше».

Через три месяца были готовы оба проекта.

И опять ОПЯТЬ ВОЕННЫЕ ПРОТИВ чисто гусеничного танка, а Сталин говорит "посмотрим". Начали смотреть, то есть морозовцы работали, доносчики доносили, чекисты арестовывали, а Кошкин с трудом выручал своих конструкторов.

Уже танки прошли заводские испытания, а главные танкисты страны все никак не могли решить, какая машина им нужна. Кошкин пробился на самый верх, и 23 сентября 1939 г. образцы обоих танков были показаны руководству армии. Выбрали, слава Богу, гусеничную машину.

На заводе уже готовили танк с усиленной броней. Шла финская война, поэтому в декабре 39-го Комитет обороны принял "тридцатьчетверку" на вооружение, не дожидаясь результатов испытаний. Два предсерийных Т-34 своим ходом дошли в Москву: танки добирали необходимый километраж, торопясь к правительственному смотру.

ГЕНЕРАЛЫ ПАВЛОВ И КУЛИК ПРОТИВ Т-34

В этом пробеге Кошкин получил воспаление легких.

Спустя полгода осложнения на сердце и продолжавшиеся интриги вокруг "тридцатьчетверки" добили конструктора: он умер 26 сентября в возрасте 42 лет…..

А начальники двух красноармейских главков - бронетанкового (Федоренко) и артиллерийского (Кулик) продолжали настаивать на прекращении выпуска Т-34.

Их поддерживал Павлов, ставший командующим Западным Особым военным округом. В очередной раз этот вопрос обсуждался за день до войны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История создания легендарного Т-34 была очень долгой и драматичной.Только поддержка И.Сталина помогла довести проект до конца и не дать запороть его 5 колонне в РККА.

Генералы Павлов и Кирпонос—получили лучший средние танк в мире….это было большим приемуществом РККА.

Только это совсем не радовало генералов Павлова и Кирпоноса…