Крымско-татарские формирования: документы третьего рейха свидетельствуют.
Сегодня, когда немало делается для восстановления справедливости, в том числе и в Крыму, многие задаются вопросом: а на чём вообще основывались обвинения крымских татар в массовом предательстве и переходе на сторону врага? Конечно, никакие самые чудовищные факты не могут оправдать депортации всех поголовно, включая женщин и детей, но всё же – на чём? Давайте посмотрим на этот факт по немецким документам.
План призыва татар армией
1) Передача вопросов рекрутирования татар армией в айнзатцгруппу «Д».
Исходя из сознания того, что быстрая и действенная вербовка и охват возможны только с помощь татар, татары из Симферополя, а также в Евпатории, Бахчисарае, Ялте, Алуште, Карасубазаре, Старом Крыму и Судаке просят создать татарские комитеты и там, где их пока нет, а также собрать совещание 3.01.1942 года для переговоров о практическом выполнении этой акции.
3.01.1942 года в 10.00 началось официальное первое заседание татарского комитета в Симферополе, посвящённое началу вербовки татар Крыма для общей борьбы против большевизма. Совещание проводилось в зале здания, где размещается айнзатцгруппа, под руководством шефа айнзатцгруппы «Д».
Со стороны айнзатцгруппы «Д», кроме шефа СС-оберфюрера Олендорфа, принимали участие: СС-оберштурмбанфюрер Зейберт, СС-штурмбанфюрер доктор Брауне, СС-штурмбанфюрер Шульц, СС-оберштурмбанфюрер Шуберт и СС-унтерштурмбанфюрер Кек.
Со стороны татарского комитета присутствовали следующие лица: Абдурешидов – председатель, Керменчикли – зампредседателя, Османов – член правления и девять других членов: Сетулла, Девлетов, Фазиль, Хайбулла, Клеблеев, Шулик, Гафаров, Табиев, Мусафар.
Заседание открыл приветственным словом СС-оберфюрер Олендорф, в котором он приветствовал комитет и сказал, что он рад сообщить комитету, что армия их просьбу – защищать Родину против большевизма с оружием в руках – принимает. Он имеет задачу как можно быстрее провести вербовку и охват ею крымских татар. Татары, которые готовы с оружием выступить, будут рассматриваться как военнослужащие вермахта, получат такое же снабжение продовольствием и деньгами, как и немецкие солдаты.
Присутствующие татары эти слова восприняли с восторгом и бурно аплодировали, что их просьба командованием вермахта принята, и они смогут помочь убрать большевистскую систему. Присутствующий здесь мулла мусульманского объединения Симферополя взял слово и заявил, что ег религия и верования требую принять участие в этой священной борьбе совместно с немцами, ибо окончательная победа для них не только означает уничтожение советского господства, но снова даёт возможность следовать их религиозным и моральным обычаям.
После того как старейший из татар Эннан Сетулла заявил, что он сам с оружием готов выступить (Сетулле больше 60 лет), слово взял председатель татарского комитета Абдурешидов и сказал буквально следующее: «Я говорю от имени комитета и татар и знаю, что татары, как народ, полностью поддерживают то, что я скажу. Достаточно только призыва немецкой армии, и татары готовы выступить все на борьбу против общего врага. Для нас это большая честь под руководством Адольфа Гитлера, крупнейшего деятеля немецкого народа, получить разрешение сражаться. То, что нам доверяют, нам придаёт силы, чтобы мы все без сомнения выступили под руководством немецкой армии. Наши имена можно будет позже вспоминать с честью, что мы помогали освобождать порабощённые народы».
Как представитель татарской молодёжи, второй председатель татарского комитета Керменчикли заявил, что он говорит от имени татарской молодёжи, которая знает, что речь идёт о лучшем будущем, что нас связала судьба совместной борьбы. Затем он сказал, что он сам пережил высылку и убийство большей части его семьи и родственников: «Каждый молодой татарин идёт в бой с сознанием против злейшего врага, который одновременно является врагом немецкого народа»,
Эти слова, заявил представитель старшего поколения Клеблеев Мухамеджан, вдохновляют, и он, несмотря на старость, всё ещё чувствует себя молодым и также готов воевать, чтобы передавать свой опыт молодым.
СС-оберфюрер Олендорф сказал, что высказывания присутствующих татар говорят о том, что он говорил с мужчинами, которые понимают необходимость совместной борьбы против системы безбожников. Он верит в то, что теперь нужно перейти к практическому проведению мероприятий по вербовке и охвату татар.
После длительных разговоров пришли к выводу провести следующие мерприятия:
1. В городе Симферополе, так же, как и в других районах Крыма, где проживают татары, были намечены округа и подокруга.
2. В каждый округ будут посланы одна или несколько комиссий, куда будут входить представители айнзатцкоманды «Д» и хорошие вербовщики из татар, которые немедленно начнут работу по вербовке.
3. Вербовку проводить таким образом, чтобы в части города или в деревне собирать татар на собрание. На таком собрании выступает один СС-фюрер и один татарин.
4. После выступления нужно сразу же начинать запись добровольцев.
5. Вербовка вне Симферополя также проводится под руководством командования айнзатцгруппы «Д» с помощью местного татарского комитета. Туда, где это необходимо, нужно направлять одного хорошего пропагандиста из симферопольских татар, который будет агитировать за вербовку в армию.
6. В городе Симферополе проведение вербовки и собраний необходимо начать немедленно, а 5.02.1942 года открыть вербовочное бюро.
После того как обо всём договорились, татары попросили это торжественное заседание и тем самым начало борьбы против неверных закончить молебном по их обычаю. Татары покрыли свои головы и, стоя, повторяя за муллой, произнесли три молитвы: 1-я молитва – за достижение быстрой победы и общих целей, а также за долгую жизнь фюрера Адольфа Гитлера; 2-я молитва – за немецкий народ и его доблестное войско; 3-я молитва – за погибших в боях немецких солдат. Шеф айнзатцгруппы «Д» после этого объявил о закрытии совещания.
2. Организация вербовки
Даёт описание, как проводится вербовка: собираются татары старостами; перед ними выступают вербовщики; рассказывают об условиях. Как правило, записываются многие, чтобы бороться с большевизмом – старым врагом крымских татар.
III. Результаты рекрутирования татар
Вербовка татар-добровольцев практически закончена. Эти акции проводились в 203 населённых пунктах и в 5 лагерях военнопленных. Вот такие достигнуты результаты. Возможны некоторые изменения в сторону увеличения, ибо некоторые данные поступили пока по телефону.
1. Город Симферополь – 180 чел.
2. Округ северо-восточнее Симферополя – 89 чел.
3. Округ южнее Симферополя – 64 чел.
4. Округ юго-западнее Симферополя – 89 чел.
5. Округ севернее Симферополя – 182 чел.
6. Район Джанкоя – 141 чел.
7. Район Евпатории – 794 чел.
8. Район Зайтлер-Ички – 350 чел.
9. Район Сарабуса – 94 чел.
10. Район Биюк-Онлара – 13 чел.
11. Район Алушты – 728 чел.
12. Район Карасубазара – 1000 чел.
13. Район Бахчисарая – 389 чел.
14. Район Ялты – 350 чел.
15. Район Судака – 988 чел.
16. Лагерь военнопленных в Симферополе – 334 чел.
17. Лагерь военнопленных в Биюк-Онларе – 22 чел.
18. Лагерь военнопленных в Джанкое – 281 чел.
19. Лагерь военнопленных в Николаеве – 2800 чел.
20. Лагерь военнопленных в Херсоне – 163 чел.
21. Дополнительно в Биюк-Онларе – 204 чел.
Всего: 9255 татар.
IV. Распределение рекрутированных татар
До 29.01.1942 года армия получила в своё распоряжение 8684 татарина, которые по мере вербовки учитывались и об этом докладывалось в отдел разведки армии.
Примечание. Ввиду высадки десанта в Судаке результаты вербовки пересчитываются.
Айнзатцгруппа «Д» организовала концентрацию татар в одном месте сбора, а во многих случаях они передавались в воинские части, куда они предназначались. После их освидетельствования в воинских частях те татары, которые не подходили для службы в строевых частях, направлялись снова через айнзатцгруппу в свои деревни.
Айнзатцгруппа «Д» создала из призванного контингента добровольцев 14 татарских рот самообороны общей численностью 1632 татарина.
В особо опасных районах роты дислоцированы повзводно.
Численность и место дислокации рот:
1-я татарская рота численностью 100 человек размещена в Симферополе;
2-рота численностью 137 человек – в Биюк-Онларе. Из неё:
1-й взвод – в Биюк-Янкое;
2-й взвод – в Битаке;
3-й взвод – в Теркуиди.
3-я рота численностью 60 человек – в Бешуе;
4-я рота численностью 125 человек - в Баксане;
5-я рота численностью 150 человек – в Молбане;
6-я рота численностью 175 человек – в Бий-Ели. Из неё:
1-й взвод – Бий-Ели;
2-й взвод – в Коперликое;
3-й взвод – в Кокташе.
7-я рота численностью 100 человек в Алуште. Из неё:
1-й и 2-й взвода – в Корбеке;
3-й взвод – в Демерджи.
8-я рота численностью 85 человек – в Бахчисарае;
9-я рота численностью 100 человек в Коуше;
10-я рота численностью 175 человек – в Ялте;
11-я рота численностью 175 человек в Таракташе;
12-я рота численностью 100 человек в Таракташе;
13-я рота численностью 100 человек в Таракташе;
14-я рота численностью 50 человек в Джанкое.
VI. При рекрутировании и уже применявшиеся в деле татарские роты.
Полученные первые результаты опыта
Уже при занятии войсками Крыма татары показывали своё дружелюбие к немцам. Они считали немецкие воинские части освободителями от большевистского ига, предлагали свою помощь и выражали дружелюбие. Эти высказывания, учитывая характер татар, а также ещё и то, что у них живы воспоминания о братстве по оружию в период 1917 – 1918 годов, сравниваются с лояльным поведением немецких солдат и пережитым ими советским подавлением.
До 1926 – 27 года советы как-то считались с татарскими традициями, но после того, как сюда начали поселяться евреи, татары начали протестовать, а это вызвало подавление татарских элементов, и особенно за то, что они упорно держались своей веры, языка, своей культуры, своео уклада жизни. Их религиозная деятельность беззастенчиво подавлялась. Это всё является главным основанием того, что татары, в своей широкой массе крестьянское население, были чужды большевизму, а власть имущие советские господа считали их людьми низшего сорта.
После вступления немцев они всё чаще предлагали свою помощь в борьбе против партизан и Красной Армии, как «системы неверных». В Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и т. Д. молилиь они за победу немецкого оружия, за Фюрера, посылали благодарственные письма Фюреру, а также писали письма, в которых просили разрешить им принять участие в борьбе с большевизмом.
Вербовка и создание подразделений, а также боевое применение татарских рот самообороны под командованием айнзатцгруппы «Д» дают примеры, что касается татар Крыма, считать: большинство татарского населения выражает практически готовность сражаться. Но в отдельных районах призыв к борьбе с оружием в руках не всегда находит должное понимание.
1) Опыт вербовки и охвата
Уже при вербовке и охвате татар было установлено некоторое различие того, как было принято ими обращение. Татары из западной части Крыма, особенно из районов Бахчисарая и ближайших пригородов Симферополя (особенно севернее города), несмотря на первоначальное большое воодушевление, всё же не хотели, чтобы их использовали вне своих населённых пунктов, в то время как татары восточной части старого Крыма, особенно вокруг Карасубазара, Старого Крыма и Судака, и особенно сельских районов Северного Крыма почти все поголовно заявляли, что они готовы немедленно с оружием в руках бороться с общим врагом. Это имело место особенно в сёлах, полностью населённых татарами. Например, в селе, где было всего 26 мужчин, один 60-летний татарин никак не мог понять, почему его не берут в ряды сражающихся. Сдержаннее были татары в населённых пунктах, где проживало смешанное население или там, где ранее было большое влияние советских служащих или родственников партизан. Именно в этих населённых пунктах имели место случаи распространения партизанских листовок, и там татары часто не высказывались открыто о борьбе с большевизмом. В тех случаях, где действия этих вражеских округов немедленно пресекались охранной полицией, там результаты вербовки очень скоро улучшались. Так же в сёлах, где не отмечались позитивно результаты вербовки, но при возникновении опасности (нападения партизан и т. д.) татары немедленно были готовы защищаться и не допускать проникновения партизан.
То обстоятельство, что в западной части Крыма рекрутирование в отдельных районах не давало ожидаемого успеха, объясняется следующими обстоятельствами:
а) Нежелание попасть на фронт. В связи с десантами русских население подумывает об эвакуации и бегстве.
б) В партизанских районах они согласны оставаться дома и защищать свои семьи от их набегов. Они даже не соглашаются на размещение их в казармах в рядом лежащих сёлах.
в) Призыв мужского населения в Красную Армию уменьшил количество мужчин, способных к призыву в армию. В горных деревнях их часто осталось 40 – 60 человек. Конечно, нельзя не учитывать и какое то влияние большевизма. Это заметно в районе Бахчисарая, но в отдельных сёлах (таких, как Коккос, Фоти-Сала и Альбат) результаты вербовки были неплохие.
2) Опыт при призыве
Пример. В сёлах района Бахчисарай, где проживают в основном татары, практически все были охвачены, кроме мелких горных поселений. До 22.01.1942 года добровольно заявили о своей службе 565 татар. При проведении призыва были отмечены частые отказы в этом по различным причинам, а именно: 30.01.1942 года таких оказалось 176 человек: больных – 74 человека, повреждения различных частей тела – 42 человека, работающих уже при воинских частях – 12 человек, не явились на призывной пункт – 48 человек. Из 565 добровольцев осталось 389 человек.
2) Полученный в настоящее время опыт применения татарских рот
Применение татарских рот в боевых действиях показывает, что они в основном действуют хорошо. Так, в Западном Крыму были задействованы 8-я и 9-я татарские роты Бахчисарая и Коуша и они показали себя в поиске отлично. Так же и другие группы татар при айнзацкоманде «Д» в вопросах разведки показали себя хорошо. В вопросах дисциплины и поведения на марше татарские роты вели себя хорошо. В стычках с партизанами татары действовали умело и они побеждали: много партизан уничтожено, другие бежали. Так было в районе Бахчисарая, а в районе Судака они действовали и против регулярных войск (десант). Об их боевых качествах указано также и в партизанских донесениях, где указано количество убитых и раненых.
Те подразделения из татар, которые ещё не прошли достаточную подготовку, применяются для охранных мероприятий. Необходимо заметить, что там, где размещены татарские подразделения, партизаны не нападают на населённые пункты или нападают редко.
Татары также хорошо несут внутреннюю службу, стараются хорошо выглядеть, соблюдают чистоту и в этом смысле лучше выглядят по сравнению с теми русскими подразделениями, которые у нас на службе.
К сожалению, не хватает переводчиков при проведении занятий.
Вооружение татары получают из запасов армии. Проводится их обмундирование, они получили шинели и стальные каски.
Так как партизаны стараются так же одеваться, как татары, то необходимо с этим считаться. Нужно ускорить полное вооружение всех татар-добровольцев. В немецком госпитале в Симферополе, открыто специальное отделение для татар, где имеются татары – врачи и сёстры. Санитарная служба айнзацгруппы «Д» обеспечила перевязочным материалом все татарские роты и подразделения.
Настроение в татарских ротах нужно считать хорошим. Немецкие воспитатели говорят, что татары очень горды тем, что им доверяется такая служба и уделяется им внимание или во время службы, или после неё.
3) Общий опыт
Исходя из общего опыта, нужно учитывать, что, как указано выше, скоро может возникнуть необходимость обратить внимание на татарский комитет, особенно в Симферополе, который, возможно, захочет использовать обстоятельство совместной борьбы в своих целях.
В кругах интеллигенции появляются попытки использовать эту ситуацию для более сильного влияния на различные стороны общественной жизни, о чём уже говорят среди населения. Кроме того, очень сильно проявляется, что главное для них – это их вера. В то время, как они, с одной стороны, выступают против большевизма, евреев и цыган и часто пишут на них доносы, с другой стороны – своих, где только возможно, покрывают и защищают. В конечном итоге они видят прежде всего мусульман, в то время как молодёжь в результате большевистского воспитания иногда идёт на компромиссы, не то, что старики. А поэтому они стараются открыто не высказывать своего мнения, но лелеют надежду на будущее. Они думают о том, чтобы весь Крым находился под татарским влиянием и под немецкой защитой, и даже мечтают о гросрейхе (империи) всех мусульман вплоть до районов Кавказа.
Их централизованные домогательства выражаются в делах, которые снаружи и не видны. Например, они добиваются заполучить печать с надписью «Мусульманский комитет для Крыма». Этим попыткам таких домогательств нужно уделять большое внимание, особенно не допуская создания центрального руководства и тем самым проведения такой политики татарами. С другой стороны, не стоит у переоценивать такие явления. Русское население чувствует себя частично подавленным ввиду движения татар, и это совершенно естественная реакция, но это не повод для опасений, для серьёзного напряжения между этими частями населения. Хотя татары как народ всегда были врагами большевизма и ведут войну против России.
Д.WF-03/10435,лл. 913 – 930.
Комментарии