Китай против СССР в Афганистане

На модерации Отложенный

В годы нахождения советских войск в Афганистане средства массовой информации СССР достаточно подробно рассказывали о военной помощи, которую США, Китай, Пакистан, Саудовская Аравия и Иран оказывали афганским мятежникам. Однако по количеству сторон, втянутых в разборки, эта война вполне может считаться мировой. Свой вклад в борьбу так или иначе внесли целые государства – всего около 55 стран.

Ограниченный контингент советских войск в Афганистане стал той силой, с которой вынуждены были считаться руководство вооружённой афганской оппозиции и их заокеанские покровители. Военно-техническая помощь афганским мятежным формированиям с вводом в Афганистан советских войск наращивалась день ото дня. Вовсе не кремнёвыми ружьями боролись с советскими войсками афганские моджахеды.

В настоящее время по разным причинам упоминается лишь роль американцев, а вот китайское участие в войне против 40-й армии и правительственных войск Афганистана стыдливо умалчивается. А ведь китайскими клонами АК-47 была вооружена, пожалуй, большая часть душманов до самого окончания конфликта. То же самое касается пулеметов РПД, выпускавшихся в КНР под обозначением Тип 56.

На бронетехнику ограниченного контингента боевики охотились, вооружившись китайскими ручными противотанковыми гранатометами, скопированными с советских РПГ-2 и РПГ-7, также применялись 82-мм безоткатные орудия Тип 78.

По самолетам и вертолетам работали 14,5-мм различные версии КПВ – Тип 58 и Тип 78, а также клон 12,7-мм ДШК – Тип 54.

Душманы активно применяли также 107-мм двенадцатиствольные реактивные системы залпового огня Тип 63. Причем очень часто неуправляемые снаряды этой РСЗО запускались, что называется, с земли. Это оружие нередко било не только по военным, но и по гражданским объектам.

Ежемесячно из КНР в Пакистан перебрасывались тысячи тонн вооружений и боеприпасов. Также в пакистанские тренировочные лагеря и базы, где шла подготовка боевиков, были командированы сотни китайских инструкторов, которые преподавали тактику диверсионной войны. По обнародованным в разное время данным, число китайцев в несколько раз превосходило количество находящихся в этом районе агентов ЦРУ. Разумеется, они координировали свою деятельность.

Китайские разведчики под видом журналистов неоднократно проникали на территорию Афганистана и, кроме написания пропагандистских материалов, отправляли в Пекин шпионскую информацию. Также китайцы старались добыть различные образцы современной советской военной техники, чтобы потом наладить ее производство у себя.

Кроме идеологического, был у китайцев и чисто прагматический интерес: поставки оружия щедро оплачивались монархиями Персидского залива. Одна только Саудовская Аравия перегнала КНР сотни миллионов долларов.

Аравия выделяла тогда по $200-300 млн. в год, и на эти деньги закупалось оружие в Китае - в основном советские аналоги (автоматы АК-47 и другое стрелковое оружие, и даже наши "Катюши" и ракеты "земля-воздух" - реплика нашей "Стрелы-2"). А в Египте вообще закупались остатки советского вооружения, которое туда поставил СССР, пока дружил с этой страной.

В 1983 году Китай поставил моджахедам 40 тысяч тонн оружия и боеприпасов, а в 1985 году - уже 70 тысяч тонн. Во многом именно благодаря китайцам противостоящие советским войска силы исправно и в достаточных количествах получали не только стрелковое оружие и гранаты, но и новейшие средства связи, ночные прицелы, гранатометы, противотанковые мины, 122-миллиметровые гаубицы и даже ракетные установки с дальностью стрельбы до 15 километров.

Афганская война тогда - это вооруженный конфликт не столько СССР и тамошних моджахедов, это - война между Советским Союзом с одной стороны и неофициальным альянсом Китая, арабских стран и США с другой.

Есть и статистика по военным советникам, готовивших моджахедов, и лидер тут вовсе не США: Китай - 844 советника. Франция - 619, и только затем с большим отрывом США - 289 советников.

До 1979 г. тактикой действий частей и подразделений Министерства обороны Советского Союза не предусматривалось ведение боевых действий против иррегулярных вооружённых формирований противника. Аналогичный опыт борьбы Красной армии с басмачеством в Средней Азии, органов НКВД и МГБ с бандитизмом в Западной Украине и Прибалтике, сохраняющий свою актуальность и в наше время, не нашёл своего отражения в боевых уставах и практике подготовки ВС СССР.

Неготовность армейских частей и подразделений к борьбе с иррегулярными формированиями усугубилась сложными физико-географическими условиями. В горах Афганистана особое значение приобрели мобильные действия пехотных подразделений и спецназа. Армейский спецназ оказался наиболее эффективным средством противоповстанческой войны в условиях горно-пустынной местности Центральной Азии.

Спецназ ГРУ замаскированый под моджахедов перед выходом на задание.

После выполнеия задания и возвращения на базу.

Действуя внезапно и решительно, сравнительно малочисленные разведывательные группы и отряды специального назначения наносили противнику значительный урон в живой силе и вооружении.

При этом, разведчики применяли в основном переносимые средства поражения противника и лишь в отдельных эпизодах полагались на огонь артиллерии, авиации и бронетехники. Огромный опыт применения различного вооружения приобрели в Афганистане не только спецназовцы, но и мотострелки, десантники, артиллеристы, сапёры, вертолётчики и другие специалисты.

Также  Афганистан способствовал ускорению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области вооружения

Почему Китай пошёл на такой шаг – легко понять, взглянув на внешнюю политику Поднебесной в то время. Ещё в 1950-х годах отношения между Москвой и Пекином обострились.

Сначала противостояние, вызванное десталинизацией в СССР и  курсом, взятым Никитой Хрущёвым на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами, носило идеологический характер. Однако на пике ситуация дошла и до военного столкновения на острове Даманский в 1969 году.

К 1980-м годам страсти между странами немного поутихли, но не настолько, чтобы Китай упустил повод для конфронтации. К тому же Пекину представилась прекрасная возможность чужими руками, но с китайским оружием, укрепить свои позиции на южных границах Советского Союза.

Были у китайцев и другие факторы, толкнувшие их на участие в афганском конфликте. К началу войны КНР уже перестал быть поборником идеи «ленинского меча». Незадолго до ввода советских войск, Пекин пошёл на сближение с Вашингтоном — в конце 1978 года между Китаем и США было подписано коммюнике об установлении дипломатических отношений, после чего Белый дом официально признал республику.

Так что, ко всему прочему, на войне в Афганистане Пекину удалось ещё и подзаработать. И к счастью для него, никаких последствий это не имело. Более того, именно завершение конфликта положило начало восстановлению отношений между СССР и Китаем. Уже тогда роль поднебесной в Афганской войне начала замалчиваться, а сегодня, когда КНР считается чуть ли не самым важным стратегическим партнёром России, об этом вообще практически никто не вспоминает.

P.S. И еще несколько фото:

Десантники на БМД-1

Доставка боеприпасов на горную сторожевую заставу.

В Афганистане, в спецназе ГРУ, воевали и девушки.