Чего не хватает музею Емельяна Пугачева в Уральске?

На модерации Отложенный

Портреты Емельяна и Устиньи

Дом-музей Е. Пугачева в Уральске. Дом уральской казачки Устиньи Кузнецовой - жены Пугачева.

<dl class="b-image-caption">(субъективный взгляд посетителя)</dl>

Во время шутливой перепалки с коллегой, горячо и упрямо настаивающей на том, что музей Е.Пугачева "…лучший в Уральске, у него есть своя душа" и пр., я возражал, указывая в первую очередь на ограниченность площади, неизбежно влияющей на качество экспозиции. Последняя, на мой взгляд, сегодня более акцентирована на бытовой стороне жизни яицких казаков, чем на истории Пугачевского восстания и его предводителе, - между тем, в ней немало поучительных фактов, которые могли бы заинтересовать посетителей, однако об этом чуть позже.

Вряд ли буду оригинален, если выскажу мнение о том, что уникальная история Уральска, неразрывно связанная с музеем Емельяна Пугачева, заслуживает гораздо большего внимания со стороны властей города. Присмотритесь, как удобно расположение музея, дислоцирующегося в тихой и одновременно доступной исторической части города, называемых Старыми Куренями. Буквально в паре сотен метров от бывшей избы казака Кузнецова, отдавшего за самозванца красавицу дочь Устинью, раскинулась Ханская Роща, любимое место прогулок многих горожан. Опять же здесь недалеко река Урал, памятная стела, Старый Собор.

Совокупность всего перечисленного: музей, историческая часть города, наличие имеющихся подъездных путей и лесопарковой зоны, удобство расположения района в целом, как представляется, буквально напрашивается на создание здесь этнографического комплекса истории Уральска XVIII-XX в.в. Власти города могли бы в этих целях выкупить частные дома, прилегающие к музею Пугачева, это довольно распространенная практика во многих странах - одержимых фантомными страхами возрождения радикальных казачьих идей можно было бы успокоить созданием здесь же полноценной экспозиции казахского быта того же периода. Привлекательность этнокомплекса и его полезная составляющая была бы значительно усилена представлением возможности посетителям независимо от возраста приобщиться к ушедшей эпохе: посмотреть на костюмы того времени (сфотографироваться в них же, провести здесь обряд венчания и пр.), пострелять из лука, сразиться на саблях, прокатиться на лошади, потрудиться на кузнице, подоить кобылу, перемолоть на ручных жерновах талкан (необычайно вкусный продукт из молотого зерна), - в общем, полезных уму и приятных глазу занятий придумать можно великое множество.

Выполняя обещание, хотелось бы напомнить несколько занимательных фактов для любителей истории Уральска и музея Е.Пугачева:

- масштабы и активность разведывательной деятельности лазутчиков Емельяна Пугачева продолжают удивлять историков до сих пор. Известно, что они от Яицкого городка и Оренбурга тайно проникали до центральных уездов России, Москвы, Коломны, где интересовались, будет ли радо население приходу "царя Петра Федоровича". В январе 1774г. письмо Пугачева с призывами к восстанию было найдено даже в царской резиденции, в Зимнем дворце Санкт-Петербурга!

- заключительный этап подавления восстания Пугачева связан с именем прославленного полководца Александра Суворова, специально отозванного встревоженной царицей Екатериной II с турецкого фронта, о чем до недавнего времени историками говорилось не особенно охотно.

Более того, один из историков пишет о его посещении Яицкого городка (Уральска): "…14 сентября 1774г. казаки в селении Узени (на границе современного Казталовского района ЗКО, авт.) обезоружили Пугачева, привели его в Яицкий городок. …И туда прибыл Суворов. Приняв пленника, Суворов, лично наблюдая за ним, отправился в Симбирск, затем в Петербург".

- Емельяна Пугачева казнили в Москве на т.н. Козьем болоте, обычно заваленном падалью и мусором, для придания преступнику особого позорящего оттенка;

- не ограничиваясь этим шельмованием, предварительно осенью 1775г.

в Казани была устроена публичная казнь портрета Пугачева, перед уничтожением которого вторая жена самозванца Устинья перед толпой объявила, что "…сжигаемая харя есть точное изображение изверга и самозванца ее мужа";iii

- Пугачеву и его сообщникам отсекли голову, части тела развезли для устрашения по всей Москве и выставили на колесах в наиболее оживленных местах. Вскоре их сожгли вместе с эшафотом, колесницей и прочим;

- публичная казнь в те времена, да еще людей известных, была всегда грандиозным представлением, которое народ посещал нередко вместе с детьми; она была своеобразным спектаклем с главным героем, сценарием-ритуалом, трагическим апофеозом и интригующим всех финалом;

- Емельян Пугачев был первым заключенным действующей до настоящего времени Бутырской тюрьмы в Москве, в музее которой имеется отдельная экспозиция о вожде крестьянского восстания. Одна из башен тюрьмы так и называется "Пугачевской";

- жизнь членов обеих семей Емельяна Пугачева (двух жен, двух дочерей и сына) завершилась трагически, все они до конца жизни находились в заключении в Кексгольмской крепости, проведя там от 30 до 65 лет (!!!).

Тюремщики докладывали "…Женки бывшего самозванца Емельяна Пугачева (Софья и Устинья), две дочери девки Аграфена и Христина от первой и сын Трофим с 1775г содержатся в замке в особливом покое, а парень на гауптвахте в особливой комнате…Читать и писать не умеют";

- одним из источников Александра Сергеевича Пушкина при сборе материалов к "Капитанской дочке", был царь Николай I, лично сообщивший поэту в январе 1834г. письмом о смерти дочери Пугачева: "…тому три недели умерла в крепости" (проведя в заточении не менее 60 лет, авт.). Нелегкая и довольно продолжительная по времени поездка Пушкина в Уральск была связана именно с желанием классика лично побеседовать с еще живыми очевидцами пугачевского восстания, познакомиться с условиями жизни местного населения; 

- существует интересная легенда о происхождении довольно распространенной в Уральске фамилии Дураковых. В указе Екатерины II о переименовании после подавления восстания Яицского городка и реки Яик в Уральск и Урал соответственно якобы существовал пункт о принудительном изменении фамилии казака Кузнецова на Дуракова. Наверное, "…чтобы думал, дурак, за кого воевать и дочь отдавать", - кстати, уральские представители своеобразно именитой фамилии, подчеркивающей исторические корни, никогда ее не стеснялись. Да, и, кстати сказать, дураков среди них (по крайней мере, известных мне) явно не было, они всегда занимали основательное положение в обществе и пользовались уважением горожан.

Собеседница, выслушав мысли о создании этнокомплекса на базе музея Пугачева, довольно выразительно покрутила пальцем у виска: "Ты сам-то в это веришь, в реальность у нас чего-либо подобного?", - здесь невольно вспомнился январский телевизионный сюжет о посещении В.Путина вместе с мэром С.Собяниным территории снесенной гостиницы "Россия". Российский премьер тогда высказался за создание на освободившемся недалеко от Кремля месте нового парка, Собянин согласно кивал, идея сразу же на "ура" была воспринята городскими властями. В интернете немедленно появились и были обнародованы проекты будущего парка, один из которых мне импонирует более других (напоминая по содержанию этнопарк в Астане, он предполагает создание в миниатюре территории России с наиболее примечательными памятниками архитектуры и истории).

При чем здесь Путин и московский парк, задастся вопросом дотошный читатель? Согласен, не при чем. Если не считать сходства десятилетиями сложившейся и изрядно поднадоевшей практики, когда для воплощения в жизнь на местах идей и замыслов, зачастую вполне понятных и близких населению, но при этом совершенно не очевидных местным властям, нужно их озвучивание первыми лицами государства. Вот, мол, приедет (Назарбаев, Путин, Масимов – перечень лиц ограниченный), тогда, мол, и посмотрим (заасфальтируем, построим, побелим и т.д.), - потому и получается, что идеи этнопарка и подобные им остаются на уровне оторванных от жизни проектов, этакой "маниловщиной", с насмешкой и недоверием воспринимаемой окружающими...