ТЕОРИЯ МАНИПУЛЯЦИИ АНТОНИО ГРАМШИ



Антонио Грамши, основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии, депутат парламента, был арестован фашистами в 1926 г., заключен в тюрьму, освобожден совершенно больным по амнистии 1934 г. и умер в 1937 г. В начале 1929 г. ему разрешили в тюрьме писать, и он начал свой огромный труд "Тюремные тетради".
Грамши вынужден был маскировать марксистскую терминологию специально придуманными выражениями.
Так, слова «марксизм», «марксистская философия», «исторический материализм» он заменяет выражением «философия практики» (что, вообще говоря, не случайно), вместо фамилии Маркс пишет «основатель философии практики», вместо Ленин — Иличи (Ильич), Виличи или «крупнейший современный теоретик философии практики», вместо слов «общественный класс» — «социальная группа», вместо «пролетарская революция» — «переворачивание практики», «качественный скачок», «крупнейшее историческое событие», вместо «пролетариат» — «подчиненный класс», вместо «коммунистическая партия» — «современный государь», вместо «коммунизм» — «урегулированное общество» и т.д.
Причем начиная с 1932 года Грамши резко усиливает эту маскировку (что связано,
по-видимому, с приходом нового директора тюрьмы), и, в частности, в специальных тетрадях, где дается вторая редакция ряда заметок, все марксистские термины, имевшиеся в первой редакции, заменены на маскировочные.
Одна из ключевых идей Антонио Грамши- это его учение о гегемонии.


Согласно Грамши, власть господствующего класса основана не только на материальных ресурсах и насилии, но и на согласии остальных групп населения с данным положением вещей.
При этом речь идет не о пассивном, а об активном, или благожелательном согласии, когда граждане сами желают того, что требуется господствующему классу.


Только в этом случае гегемония может быть устойчивой: если граждане страны не ощущают угнетения и эксплуатации, то все попытки свергнуть ее обречены на провал.
Таким образом, государство держится на силе и согласии:

для обеспечения стабильности политического порядка господствующему классу недостаточно установить контроль над ключевыми ресурсами – ему требуется узаконить свое господство при помощи соответствующих государственных институтов и идеологии[1], сделать его легитимным в глазах широких масс.
Поэтому для установления гегемонии необходимо прежде всего воздействовать на общественное сознание, на мысли и убеждения среднестатистического гражданина.


По Грамши, главным исполнителем этой функции является интеллигенция,

поскольку, продавая свой труд, интеллигенция тянется именно туда, где деньги.


Таким образом,основное предназначение последней заключается вовсе не в профессиональной деятельности (ученый, писатель или священник), а

основное предназначение интеллигенцив распространении идеологии и установлении (или подрыве) гегемонии того или иного класса.


Союз господствующего класса, властных структур и интеллигенции формируют «исторический блок», который и является ядром любой гегемонии.


Самым наглядным примером такого исторического блока является союз буржуазии и философов Просвещения в революционной Франции.
Согласно Грамши, эффективность данного союза объяснялась тесной связью и французской буржуазии, и интеллигенции с немецкой Реформацией, которая дала начало мощным философским течениям.
Именно сочетание протестантской Реформации с политическими идеями Французской революции Грамши считает наиболее эффективной моделью установления гегемонии[2].
Опубликован труд был впервые в Италии в 1948-1951 гг., в 1975 г. вышло четырехтомное научно-критическое издание с комментариями.
С тех пор переиздания на всех языках, кроме русского, следуют одно за другим, а исследовательская литература, посвященная этому труду, необозрима - тысячи книг и статей.
На русском языке вышла примерно четверть "Тюремных тетрадей", а с начала 70-х годов, когда на всех парах пошла скрытая подготовка к перестройке, на имя Грамши идеологи КПСС наложили полный запрет (хотя судя по косвенным признакам можно сказать, что самими идеологами перестройки работы Грамши усиленно изучались).
Поводом (совершенно надуманным) для изъятия Грамши из оборота служили его якобы глубокие расхождения с Лениным.
На деле причина, видимо, в том, что учение Грамши было положено в основу всей грандиозной кампании по манипуляции сознанием населения СССР для проведения "революции сверху" - перестройки.
Хотелось бы ещё раз обратиться к теме «манипуляции» нашим сознанием.
Можно сказать, что личность в процессе своего становления проходит через три фазы.


Первая – человек целиком управляется процессами, протекающими в социуме.
Вторая – становление индивидуальности, через самоутверждение, через умение ставить цели и их добиваться.
Третья – участие в решении глобальных проблем, требующее творческого сотрудничества.


Здесь необходимо подчеркнуть, что только состоявшиеся личности, оформившиеся индивидуальности могут составлять творческие группы, способные влиять на глобальные процессы в любой сфере общественной жизни, будь то культура, экономика, политика, экология…
Конечно, большинство из нас находятся на первой фазе развития.
И знание о том, как нами манипулируют очень важно, хотя бы для того, чтобы осознавать, что от нас хотят те, кто нами манипулирует.
В наше сознание уже прочно вошло понятие «кризис».
Им объясняют все проблемы и невзгоды нашего существования.
Ясно, что кризис – хорошо спланированная акция теми, кому она выгодна.
И об истинных виновниках кризиса в СМИ не пишут.
Не пишут об их истинных планах, но уже по косвенным симптомам, уже можно делать некоторые выводы….
Так, например, в Латвии, есть вероятность, что население страны пожелает, в скором времени, на месте президента республики видеть диктатора…
Планы у правящей элиты не менялись со времён Атлантиды: господство над всеми народами, путём их порабощения. И главным механизмом порабощения является манипуляция.
Что же такое манипуляция:
Манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.
Теория манипуляции Антонио Грамши
Основы теории
Государство, какой бы класс ни был господствующим, стоит на двух китах - силе и согласии.
Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемонией. Гегемония - не застывшее, однажды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, непрерывный процесс.
При этом "государство является гегемонией, облеченной в броню принуждения".
Иными словами, принуждение - лишь броня гораздо более значительного содержания.
Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу.
Грамши дает такое определение:
"Государство - это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых".
Проблема "гегемонии": как править неявно, с помощью "подвижного равновесия" временных блоков различных доминирующих социальных групп, используя "ненасильственное принуждение" (включая так называемую массовую или народную культуру), так,
чтобы манипулировать подчиненными группами против их воли, но с их согласия, в интересах крошечной части общества".
По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии - "молекулярный" процесс.


Гегемония опирается на "культурное ядро" общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков.


Пока это ядро стабильно, в обществе имеется "устойчивая коллективная воля", направленная на сохранение существующего порядка.


Подрыв этого "культурного ядра" и разрушение этой коллективной воли - условие революции.
Создание этого условия - "молекулярная" агрессия в культурное ядро.
Это - не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение.
Это "огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве".
На что в культурном ядре надо, прежде всего, воздействовать для установления (или подрыва) гегемонии?
Вовсе не на теории противника, говорит Грамши.
Надо воздействовать на обыденное сознание, повседневные, "маленькие" мысли среднего человека.
И самый эффективный способ воздействия - неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру.
"Массы как таковые, - пишет Грамши - не могут усваивать философию иначе, как веру".
И он обращал внимание на церковь, которая поддерживает религиозные убеждения посредством непрестанного повторения молитв и обрядов.
Кто же главное действующее лицо в установлении или подрыве гегемонии? Ответ Грамши однозначен: интеллигенция.
И здесь он развивает целую главу о сути интеллигенции, ее зарождении, роли в обществе и отношении с властью.
Главная общественная функция интеллигенции - не профессиональная (инженер, ученый и т.д.).
Как особая социальная группа, интеллигенция зародилась именно в современном обществе, когда возникла потребность в установлении гегемонии через идеологию.
Именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса - главный смысл существования интеллигенции.

Грамши пишет:

"Интеллигенты служат "приказчиками" господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и политического управления".

Правда, всегда в обществе остается часть интеллигенции, которую Грамши называет "традиционной" - та интеллигенция, которая служила группе, утратившей гегемонию, но не сменила знамя.


Обычно новая получившая гегемонию группа старается ее приручить.

Кроме того, общественные движения, созревающие для борьбы за свою гегемонию, порождают собственную интеллигенцию, которая и становится главным агентом по воздействию на культурное ядро и завоеванию гегемонии.
Учение Грамши рассматривает человека общественного, а не отдельную личность и не малые группы. Действующим лицом здесь являются массы, классы, социальные слои, сферы деятельности, государство.
С другой стороны подходит к вопросу манипуляции сознанием та доктрина, что сложилась постепенно в рамках наук о психологии и психике (психология личности и социальная психология, психоанализ).
Важной основой послужило и учение о высшей нервной деятельности (особенно теория условных рефлексов) физиолога И.П.Павлова.
В этой обширной области знания при выработке собственно доктрины программирования поведения человека на первое место к 50-м годам нашего века вышел психоанализ - не столько научная теория, сколько учение (выходящее за рамки строгой науки), созданное Зигмундом Фрейдом и развиваемое его последователями.
Уже с конца прошлого века ряд европейских ученых (особенно Ле Бон) акцентировали внимание на значении внушения в общественных процессах.
Они выдвинули даже гипотезу о наличии у человека "инстинкта подчинения".
В 1903 г. русский психофизиолог В.М.Бехтерев издал книгу "Внушение и его роль в общественной жизни". Он описал явление массового внушения под влиянием "психического заражения", то есть при передаче информации с помощью разных знаковых систем.
У Бехтерева внушение уже прямо связывается с манипуляцией сознанием, поскольку представляет собой "вторжение [в сознание] посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом акте "Я" субъекта".
В этом принципиальное отличие внушения от убеждения.


Производится ли внушение словами или другими знаками, "везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния".


Эта подмена производится путем умелого создания такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном для манипулятора направлении.
На этой теории была основана так называемая "комментированная пресса" - сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или слушателю несколько разумных вариантов объяснения.
В рамки этих вариантов загоняется мысль - но все же мысль человека.
От ловкости комментатора зависит сделать необходимый манипулятору вариант наиболее правдоподобным.
Фромм пишет: "В кибеpнетическую эpу личность все больше и больше подвержена манипуляции.
Работа, потребление, досуг человека манипулиpуются с помощью рекламы и идеологий - Скиннеp называет это "положительные стимулы".
Человек утрачивает свою активную, ответственную pоль в социальном процессе; становится полностью "отpегулиpованным" и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создает ему большие неудобства;
фактически он уже есть тот, кем он должен быть.
Если он пытается быть самим собой, то ставит под угрозу - в полицейских государствах свою свободу и даже жизнь;
в демокpатических обществах возможность продвижения или рискует потерять pаботу и, пожалуй самое главное, рискует почувствовать себя в изоляции, лишенным коммуникации с другими".
Запад пережил огромный эксперимент - фашизм.
Оказалось, что в атомизированном обществе овладение средствами массовой информации позволяет осуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием и вовлечь практически все общество в самый абсурдный, самоубийственный проект.
Соратник Гитлера А.Шпеер в своем последнем слове на Нюрнбергском процессе признал: "С помощью таких технических средств, как радио и громкоговорители, у восьмидесяти миллионов людей было отнято самостоятельное мышление".
Если надо "промыть мозги" целому обществу, совершить над ним крупную программу манипуляции и отключить здравый смысл нескольких поколений, требуется разрушить систему "университетского", дисциплинарного образования и заменить гуманитарную культуру культурой мозаичной.
Для этого манипуляторам необходимо овладеть школой и средствами массовой коммуникации. При этих условиях можно добиться большего или меньшего успеха, но если эти условия не обеспечены, успеха достичь почти невозможно.
Методология Грамши хорошо вскрывает суть деятельности созданной по инициативе Н.Рокфеллера "Трехсторонней комиссии" под руководством З.Бжезинского.
Это - одна из самых закрытых и влиятельных организаций теневого "мирового правительства".
В нее входит около трех сотен членов из США, Европы и Японии.
Цель - стабилизировать новый мировой порядок, добившись беспрепятственного доступа транснациональных корпораций во все страны мира, особенно в финансовую сферу и энергетику. Признано, однако, что в действительности Трехсторонняя комиссия способствовала возникновению нынешнего глобального финансового кризиса и в целом дестабилизации мира по сравнению с 70-ми годами.
Но для нас важен другой вывод: эта теневая организация смогла мобилизовать во всех главных странах влиятельные силы для воздействия на общественное мнение так, чтобы "неприятные" последствия ее деятельности вообще исчезли из публичных дебатов.
Эти силы (ученые, пресса, "духовные лидеры") смогли в мировом масштабе так повлиять на обыденное сознание, что люди как бы перестали видеть очевидное.
У них отключили "здравый смысл".
Источник: С. Кара-Мурза Манипуляция сознанием

http://www.liveinternet.ru/users/3145872/post108947956

А вот один из самых распросстранённых приёмов манипуляции сознания http://segris.livejournal.com/553324.html       и  ещё к той же теме    - http://segris.livejournal.com/553672.html