СССР возврашается? Путин идет по стопам Андропова?

На модерации Отложенный

В последнее время Владимира Путина перестали во всем сравнивать с генсеком Юрием Андроповым. Хотя 10 лет назад этого не делал только ленивый. Мол, разные политики, работавшие в разных условиях и в разных странах, и все параллели притянуты за уши. Разумное зерно, конечно, в этих словах есть. Но последние громкие коррупционные разоблачения в высших эшелонах власти и призыв бороться с проблемами в стране при помощи самодисциплины (духовных скреп) невольно отсылают нас в начало 80-х. Во времена, когда экс-глава КГБ пытался заставить проржавевшие механизмы брежневской системы работать с удвоенной энергией без революционных преобразований. Нечто подобное собирается провернуть уже избранный президент Владимир Путин. Получится ли у него сделать лучше, чем это смог сделать Юрий Андропов 30 лет назад?

Начнем анализ, как водится, с проблем. С чем и кто боролся? В современной путинской России коррупционной бедой №1 были и остаются «распилы» и «откаты». Если коротко, это ситуация, когда дорогу ценой 1 миллиард рублей делают за 5 миллиардов на весьма законных основаниях. При Андропове острейшим образом стояла проблема дефицита, который создавался двумя путями. Естественным — неповоротливой плановой экономикой. И искусственным — продавцами-спекулянтами, зажимавшими нужные товары для себя и для знакомых.

Путина часто обвиняют в излишней жесткости. Мол, посадки и репрессивные меры довлеют над здравым смыслом. Десятки муниципальных чиновников, ничем не опасных для общественности, закрыты протирают одни нары вместе с матерыми зэками. Негуманно? Безусловно. Но все познается в сравнении. При Андропове в теле особо злостного расхитителя социалистической собственности могли сделать дырку диаметром 7.62 миллиметра. Не повезло директору «Елисеевского гастронома» Соколову, который отправился к праотцам за хищения социалистической собственности.

И тогда и сейчас имели место показательные процессы над силовиками. Только цвет мундиров разный. При Путине продолжает раскручиваться дело Сердюкова и его многочисленных замов прекрасного пола, которое продолжает обрастать новыми и новыми многомиллиардными подробностями. В 80-е роль «проклятого табуреткина» сыграл могущественный министр внутренних дел Николай Щелоков, падкий на роскошь и бриллианты.

С главами регионов оба лидера тоже не миндальничали. При Андропове раскручивалось краснодарско-сочинское дело, стоившее карьеры брежневскому любимцу Сергею Медунову.

При Путине в шаге от тюремного заключения находится экс-губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, обвиняемый в получении сорокамиллионной взятки.

В то же время, Андропов, в свое время, отважился покуситься на «святое». Начал процесс против самой Галины Брежневой и ее мужа Юрия Чурбанова. Для Путина и его команды малейшие поползновения в сторону разоблачения Ельцина и его семьи — табу. Зато некоторых олигархов «пощипать» еще в ранние годы получилось.

Что касается мягких и гуманных методов борьбы со злом — у Юрия Андропова с этим всегда были проблемы. Может, время было другое. А, может, личность была, не способная на компромиссы. Путин, как политик, проявляет себя гораздо более гибким. У разного рода Кнышовых, Малкиных, Керимовых и Пехтиных есть возможность самим осознать свою вину перед народом и выйти из рядов законодателей, чего не мог сделать ни один чиновник в советское время.

Примечательно, что и при Путине и при Андропове борьбой с коррупцией занимаются те, кто ее порождает: депутаты, чиновники исполнительной власти и правоохранительные органы. Означает ли это, что бывший офицер КГБ, как и его бывший начальник, потерпит неудачу? Вовсе нет.

Вспомогательные факторы борьбы у них, все же, были разные. У Андропова — косные и статичные — это остатки совести советских граждан и идеология. У Путина — развитые информационные технологии, наличие гражданского общества и противников этого явления из другого политического лагеря в лице того же Навального. Велика вероятность, что все перечисленное будет активно развиваться и помогать главе государства справиться с проблемой.

Не надо забывать, что у президента Путина есть один немаловажный козырь — время. Андропову было отпущено мало. Каких-то 1.5 года, из которых 7 месяцев он был прикован к постели. Может, поэтому и только поэтому он потерпел неудачу. Владимир Владимирович на 8 лет моложе Юрия Владимировича, когда и тот и другой достигли вершины могущества. И здоровье гаранта Конституции пока не подводит. И до конца срока полномочий еще далеко. Так что, есть все основания предполагать, что логичным итогом путинской борьбы с коррупцией станет оздоровление и очищение российской экономики. Если, конечно, общественному контролю не будут затыкать рот.