Треть граждан не поверили в светлое будущее

На модерации Отложенный

Около трети россиян в зыбком положении с точки зрения оплаты труда и стабильности их работы, показывает опрос Левада-Центра. Одни уже испытали на себе увольнение или урезание зарплат, а другие считают, что эти проблемы их коснутся в ближайшем будущем. Росстат, однако, продолжает фиксировать рост зарплат и снижение безработицы. Эксперты называют опасным расхождение между официальной картиной мира и самоощущением граждан.

В ближайшие 12 месяцев в стране станет больше безработных. Так думает почти каждый третий (30%) участник всероссийского опроса, проведенного специалистами Левада-Центра среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 48 регионах страны.

Около 52% опрошенных считают, что за год численность безработных не изменится. В снижение безработицы верят лишь 9% респондентов. Остальные не ответили.

При этом около трети респондентов негативно оценивают ситуацию с зарплатами. Уточним: здесь и далее речь идет уже о тех респондентах, в семьях которых есть работающие (это 80% из 1600 всех опрошенных).

Например, 14% опрошенных уже столкнулись с задержками зарплат, а 19% не исключают такого развития событий в ближайшие месяцы или даже недели. Хотя не думают, что их семья в ближайшее время столкнется с задержками зарплат, 59% опрошенных.

Также 14% участников опроса сообщили, что им уже сократили зарплату, а 22% предполагают, что с их семьей это случится в скором времени. Оптимистами, которые не ожидают снижения своих заработков, оказались 55% опрошенных.

 
 Наконец, 9% респондентов заявили, что они уже попали под сокращение кадров, еще 20% сказали, что они скорее всего в ближайшее время будут уволены. Правда, 58% опрошенных не ждут такого развития событий.


Приведенные данные можно трактовать по-разному. Чуть больше половины опрошенных склонны позитивно оценивать свое текущее и будущее положение, а о негативных событиях и предчувствиях говорит все же меньшинство – около трети опрошенных. И это хорошая новость. Более того, если сравнить упомянутые данные с результатами аналогичных опросов, проведенных Левада-Центром в прошлом году, то можно увидеть изменения к лучшему: оптимистов стало чуть больше, пессимистов – чуть меньше.

Но если те же результаты сравнить с данными, допустим, шестилетней давности, за октябрь 2011-го, тогда в некоторых случаях можно говорить о заметном ухудшении положения граждан. Например, это касается ситуации с зарплатами. Шесть лет назад о произошедших на момент опроса урезаниях или задержках зарплат говорили 9% респондентов.

И самое главное – текущие оценки граждан заметно отличаются от официальной статистики, которая особых проблем с зарплатами и рабочими местами не выявляет. И это настораживает, потому что получается, что либо статистика чего-то не замечает, либо россияне преувеличивают свои проблемы.

В частности, по оценкам Росстата, в январе–октябре зарплата россиян в номинальном выражении выросла на 7% по отношению к аналогичному периоду 2016-го, а в реальном, то есть с учетом инфляции, – на 3%.

При этом по состоянию на 1 ноября просроченная задолженность предприятий по зарплате составила 3,5 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,5%. Сейчас зарплатные долги есть перед 57 тыс. человек, это, как подчеркивают в Росстате, «менее 1% работников по обследуемым видам экономической деятельности». Месяц назад задолженность фиксировалась перед 60 тыс. работников, так что численность пострадавших работников даже уменьшилась на 5%.

Снижается и общая численность безработных, исчисляемая по методологии Международной организации труда: за январь–октябрь 2017-го по отношению к тому же периоду 2016-го она сократилась почти на 7% – до 3,9 млн человек.

Некоторые эксперты обеспокоены такими расхождениями между данными статистики и соцопросов. «Мы видим опасную тенденцию, которая особенно отчетливо проявилась в этом году: официальная статистика все больше расходится с реальными ощущениями граждан», – говорит первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. По ее словам, можно придумать разные причины происходящего. И скорее всего одной из них будет желание властей «сохранить лицо» в преддверии выборов, считает эксперт.

Однако в отличие от субъективных оценок статистика – это все-таки подтвержденные данные, обращает внимание гендиректор «ФинЭкспертизы» Нина Козлова. Хотя эксперт признает, что сейчас граждане «гораздо трепетнее относятся к рабочему месту»: «Смена работы воспринимается ими теперь не как возможность, а как риск».

Жители нашей страны, особенно те, кто помнит пертурбации 90-х годов, склонны быть пессимистами и готовиться к худшему, продолжает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. Расхождения между субъективными оценками и официальными данными эксперт объясняет тем, что опросы в отличие от статистики, возможно, охватывают в том числе граждан, которые трудятся в серой зоне и получают зарплаты в конвертах. Эти зарплаты сложнее отслеживать, работодатели могут их сокращать без каких-либо последствий.

Хотя, напомним, результаты опросов могут разниться в зависимости от социологических центров и исследовательских методик. Например, судя по опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россияне сейчас в основном считают маловероятным появление в их жизни таких проблем, как урезание или задержки зарплат, потеря работы. Но они говорят о высокой вероятности исчезновения из магазинов привычных товаров, обесценения сбережений, а также о высокой вероятности дальнейшего усугубления международных конфликтов и военных действий. «Страхи, связанные с ростом цен и международными конфликтами, остаются главными факторами, вызывающими беспокойство», – сообщал в конце сентября ВЦИОМ.