ПАСЕ – приют для террористов

На модерации Отложенный

22 июня 2010 года ознаменовалось принятием резолюции, по правам человека на Северном Кавказе. Подготовкой документа занималась Парламентская ассамблея совета Европы. Традиционно, резолюции ПАСЕ по проблемам Кавказа отличаются значительной степенью искажения фактов, освещением в позитивном ключе деятельности «повстанцев» и проамериканских правозащитных организаций, реализующих свои стратегии в этом регионе. Однако в этот раз сценарий презентации решений парламентской ассамблеи был, мягко говоря, нетрадиционным. Началось все с того, что российская делегация не стала активно протестовать против представленного документа. Более того, некоторые представители российской законодательной власти России выразили свое одобрение этой резолюции. 

Так, например, глава российской делегации ПАСЕ Константин Косачев констатировал, что впервые за 14 лет российская сторона положительно оценила подготовленный доклад по положению с правами человека в СКФО. Его сообщение подтвердил и замглавы российской делегации Леонид Слуцкий. Неизвестно, связано ли такое фундаментальное изменение в российской позиции с господствующим трендом «перезагрузки», однако, даже президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, которого традиционно приписывают к группировке патриотично настроенных «силовиков», весьма сдержанно, в русле благожелательного нейтралитета охарактеризовал резолюцию ПАСЕ. При этом он отметил, что в ней отражены вовсе не все позитивные изменения, произошедшие за последнее время в республиках Северного Кавказа. 

Сама резолюция была основана на докладе члена ПАСЕ Дика Марти, который, посетив весной этого года Дагестан, Чечню и Ингушетию, проведя ряд встреч с депутатами Госдумы, сотрудниками правоохранительных органов и российскими правозащитниками, изложил свои впечатления на бумаге. Общим выводом Марти стала констатация того, что ситуация на территории СКФО является самой тяжелой из тех, что попадали в последнее время в поле зрения Совета Европы. Не обошлось в тексте европейского доклада и без традиционных нравоучений и «ликбеза по демократии». В духе традиционного европейского дискурса о правах человека и роли государства в регулировании отношений в обществе, полностью игнорируя фактор этнической и религиозной идентичности, проблему межконфессиональной коммуникации, Марти призвал бороться с терроризмом с помощью «инструментов правового государства». Результаты подобной практики мы уже могли наблюдать во Франции, где несоответствие идентичностей вылилось в погромы на улицах. 

Однако в итоге диалог в Страсбурге закончился довольно теплым приемом резолюции российскими представителями. Ее содержание, по всей видимости, было менее жестким и более корректным, по сравнению с предыдущими «версиями». Еще одним фактором, обусловившим «теплый прием» стала надежда на то, что участники ассамблеи наконец закроют досье российско-грузинской войны. 23 июня комитет по мониторингу ПАСЕ вполне может принять такое решение. Безусловно, если это произойдет, то с плеч Москвы падет тяжкий груз обвинений из докладов мониторингового комитета о последствиях конфликта в Грузии. Уже стало известно, что подготовлен сценарий, согласно которому будет проходить рассмотрение этого вопроса, - он определится форматом «женевских встреч», уже ставших традиционными для дипломатов РФ и Грузии. Однако до сих пор каждый раунд переговоров заканчивался лишь назначением новой даты дипломатической баталии. Кроме того, подобные совещания зачастую приводили к скандалам, звучали даже требования лишить РФ права голоса в ПАСЕ и даже исключить нашу страну из совета Европы. Ассамблею от этого действия удерживало не только нежелание провоцировать крупный дипломатический скандал, но и гигантский взнос, который Россия ежегодно предоставляет для обеспечения работы ПАСЕ. 

Кроме того, толерантность российской делегации обусловила и позиция Парламентской ассамблеи по терактам на территории Северного Кавказа, которая является вполне однозначной: они названы в документе "трусливыми и отвратительными действиями". Доклад также содержит в себе реверанс в сторону градостроительных усилий, направленных на восстановление Чеченской республики. Европарламентарии назвали их «впечатляющими» и поддержали действия России по «возрождению и усовершенствованию инфраструктуры региона». Естественно, не обошлось и без внушительной ложки дёгтя, которую пришлось проглотить российским делегатам.

"В Чеченской республике власти продолжают поддерживать климат всеобщего страха. Систематические исчезновения представителей оппозиции и правозащитников зачастую остаются безнаказанными. Продолжаются карательные меры против семей лиц, подозреваемых в причастности к незаконным вооруженным формированиям: их дома поджигаются, подозреваемые и их близкие становятся жертвами похищений», - говорится в резолюции. 

Безусловной сенсацией стало появление в здании Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге одиозного террориста, бригадного генерала самопровозглашённой Чеченской республики Ичкерия (ЧРИ) Ахмеда Закаева. Об этом вопиющем факте сообщил журналистам первый зампред Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Вскоре в прессе появились и подробности этого происшествия. Как оказалось, Закаев прошёл в здание под чужой фамилией. Его участие в заседании ограничилось лишь наблюдением со стороны: в обсуждении резолюции террорист, слава Богу, не принимал. При этом эмиссар чеченских сепаратистов внимательно заслушал доклад о положении дел с правами человека на Северном Кавказе. Напомним, что В 2001 году Ахмед Закаев объявлен Генеральной прокуратурой РФ во всероссийский и международный розыск по обвинению в терроризме, организации убийств мирного населения и сотрудников правоохранительных органов. Все попытки российских властей добиться экстрадиции преступника и убийцы терпели фиаско: с 2003 года Закаев постоянно проживает в Лондоне и совершенно не обеспокоен статусом террориста, объявленного в международный розыск. На все запросы России о его выдаче британские власти отвечали отказом. 

Вполне логичным жестом со стороны делегации РФ в ПАСЕ стал протест, направленный председателю Ассамблеи Мовлуду Чавушоглу в связи с присутствием в Дворце Совета Европы эмиссара чеченских сепаратистов. Сам протест был заявлен в устной форме на встрече главы ПАСЕ с руководством делегации России. Позже Леонид Слуцкий подтвердил факт проникновения Закаева в зал заседаний инкогнито: «Закаев прошел в Дворец Совета Европы под чужой фамилией. В компьютерной системе безопасности фамилии «Закаев» нет», — заявил замглавы делегации России. Также сообщается, что пребывание террориста в ПАСЕ не должно было ограничиваться лишь вальяжным заслушиванием доклада на балконе в зале пленарных заседаний. Помимо активного общения с прессой Закаев собирался принять участие в альтернативных дебатах о ситуации с правами человека на Северном Кавказе. Российская делегация предприняла все меры для пресечения этого события. Бывший вице-премьер масхадовского правительства Закаев обвиняется по 13 пунктам УК РФ, в частности по статьям «терроризм», «захват заложников организованной группой», «посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей». 

Неоднозначность ситуации заключается в том, что после переговоров со спикером чеченского парламента Дуквахой Абдурахмановым в начале августа прошлого года Закаев признал легитимность режима Рамзана Кадырова и объявил о своей готовности сотрудничать ним. Однако сам Кадыров назвал Ахмеда Закаева «хамелеоном» и «болтуном, которому нет дела до своей родины». Это не первый случай проникновения террориста в зал заседаний ПАСЕ: в июне 2007 года он также был замечен на балконе. Появление Закаева в здании ассамблеи можно поставить в один ряд с посещением послом США Майклом Полтом, в этот же день, 22 июня, Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви. На первый взгляд в таком визите не усматривается ничего предрассудительного. Но все меняет одна маленькая подробность: церковь Тори считается «домашней церковью 20-ой дивизии СС Estland». В ней часто проводятся сборища ветеранов дивизии СС, членов нацистских организаций и других сомнительных персонажей. Именно там установлен для публичного поклонения единственный в Европе бюст эсэсовцу - кавалеру немецкого "Железного Креста" Харальду Нугисексу. Оба события произошедшие в символический день 22 июня вызывают волну возмущения у любого вменяемого человека, однако, европейцы и американцы, заигравшись в двойные стандарты, похоже, ставят себя вне всяких моральных категорий. Интересно, какой была бы реакция любителей Макдоналдса и MTV, если бы в зал заседаний американского Конгресса ввалился бы Усама Бен Ладен, чтобы послушать об успехах американцев в борьбе с нефтяным пятном, расползающимся по акватории Мексиканского залива…